На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

«Параллельная реальность» советского автопрома: самодельные машины и их конструкторы

В советское время нельзя было просто так прийти в салон и купить понравившуюся машину. До открытия границ и расцвета импорта было еще далеко… Но находились умельцы, которые не ждали, а конструировали автомобиль своей мечты собственными руками. Это сложное и занимательное хобби тогда приобрело значительные масштабы. О самодельщиках писали в газетах, говорили по радио и на ТВ. Проходили выставки и пробеги; в конце 80-х вышла книга «Я строю автомобиль». Более того, были даже секции любительского автоконструирования; в Москве, например, ее посещали почти четыреста человек.

Один из легендарных советских самодельщиков, Геннадий Хаинов, ныне живет в пригороде Петербурга. Его гараж похож и на музей, и на лабораторию одновременно. Автомобили, прикрытые чехлами, ждут, когда в них вдохнут жизнь; рядом на заготовку слой за слоем накладывается стеклоткань с эпоксидной смолой – скоро она станет готовым кузовным элементом.

А вот и легендарная «Лаура», та самая, после знакомства с которой Михаил Горбачев заявил, что у нас могут создавать лучшие в мире автомобили, а известный итальянский дизайнер Нуччио Бертоне был ошеломлен, узнав, что такая машина была построена двумя энтузиастами в ветхом сарае на окраине Ленинграда.

А все началось с того, что два школьных приятеля, Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов, разговорились на вечере встречи выпускников и решили своими руками сделать автомобиль. Вернее, два автомобиля. К этому моменту уже имелись чертежи, идеи и тот самый дырявый сарай на территории автобазы, который пришлось быстро привести в порядок – чтобы хотя бы на голову не текло.

"МЫ ЖИЛИ В ТАКОМ РЕЖИМЕ: ВСТАЕШЬ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, БЕЖИШЬ НА РАБОТУ К ВОСЬМИ, ПОТОМ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД ЕДЕШЬ В ЭТОТ САРАЙ, РАБОТАЕШЬ ТАМ ЧАСОВ ДО ОДИННАДЦАТИ, ЗАТЕМ БЫСТРО-БЫСТРО ДОМОЙ, ЧТО-НИБУДЬ ПЕРЕКУСИТЬ И СПАТЬ. И ТАК ПО КРУГУ ТРИ ГОДА. НО МЫ СТРОИЛИ ОЧЕНЬ БЫСТРО, ИНТЕНСИВНО, ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ. ПОЛУЧИЛОСЬ ОПЕРАТИВНО, А МНОГИЕ САМОДЕЛЬЩИКИ СТРОИЛИ И ПО 8, И ПО 12, И ДАЖЕ ПО 18 ЛЕТ. ДЕТАЛЕЙ У НАС НЕ БЫЛО, А ТОГДА ЖЕ БЫЛ СТРАШНЫЙ ДЕФИЦИТ, НИЧЕГО БЫЛО НЕ ДОСТАТЬ. НАПРИМЕР, МОТОРЫ МЫ «ОТЛАВЛИВАЛИ» В КОМИССИОННОМ МАГАЗИНЕ. НАМ ПОВЕЗЛО, ПОТОМУ ЧТО ТОГДА ПОЯВИЛИСЬ ВАЗ 2105 С РЕЗИНОВЫМ РЕМНЕМ ГРМ. ВСЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО КОШМАР И УЖАС, И ПРИ ПЕРВОЙ ЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕНЯЛИ ДВИГАТЕЛЬ НА ПРИВЫЧНЫЙ, С ЦЕПНЫМ ПРИВОДОМ, И ТАК СТАРЫЕ МОТОРЫ ПОЯВЛЯЛИСЬ В КОМИССИОНКАХ. ОТЧАСТИ ИЗ-ЗА ЭТОГО ДЕФИЦИТА В «ЛАУРЕ» МНОГО САМОДЕЛЬНОГО: ЗАМКИ ДВЕРЕЙ, ПЕТЛИ КАПОТА И БАГАЖНИКА. МАТЕРИАЛЫ ТОЖЕ СОБИРАЛИ ПО КРОХАМ: ТРУБЫ – НА МЕТАЛЛОБАЗЕ, ПЕНОПЛАСТ ТАМ ЖЕ, СТЕКЛОТКАНЬ И ЭПОКСИДКУ – В «ЮНОМ ТЕХНИКЕ». ШПАТЛЕВКИ НЕ БЫЛО, МЫ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ЕЕ САМИ, МЕШАЯ НИТРОКРАСКУ С ТАЛЬКОМ ИЛИ ДЕТСКОЙ ПРИСЫПКОЙ. ЭТО АНЕКДОТ БЫЛ: ЗАХОДЯТ ДВА МОЛОДЫХ ПАРНЯ В АПТЕКУ И ГОВОРЯТ: «НАМ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАЛЬКА ИЛИ ДЕТСКОЙ ПРИСЫПКИ 50 КОРОБОК». АПТЕКАРЬ СМОТРИТ И ГОВОРИТ: «МАЛЬЧИКИ, А СКОЛЬКО У ВАС ДЕТЕЙ?» – «НИ ОДНОГО». ИНОГДА НАМ ОТКАЗЫВАЛИ, МОЛ, ВЫ ВСЕ СКУПИТЕ, А ЧТО МЫ МАМОЧКАМ БУДЕМ ПРОДАВАТЬ?"

Геннадий Хаинов

В народно-интеллектуальном движении «сам-авто» были десятки выдающихся имен и разработок. Например, еще в 1963 году команда московских энтузиастов самодеятельного автомобилестроения начала конструировать шесть однотипных машин, которые получили название «КД». Любопытно, что это была первая мини-партия «самоделок». Они были оснащены силовыми агрегатами от ЗАЗ-965 и могли разгоняться до 120 километров в час. Автомобили получились очень оригинальными внешне – спортивные купе вместимостью 2+2 – два взрослых места, два детских.

Многие наверняка слышали и о братьях-близнецах Александре и Владимире Щербининых, которые еще в конце 60-х задались целью построить свою спортивную машину. Их первое детище получило двухместный кузов типа «гран-туризмо», отсюда и труднопроизносимое название модели – ГТЩ, последняя буква означала фамилию – Щербинины.

Затем появилось купе с эпатажным названием «Сатана». Все это собиралось в художественной мастерской в одном из полуподвалов в центре Москвы. А братья Алгебраистовы, последователи Щербининых, и вовсе использовали для первых автомобилестроительных опытов обыкновенную московскую квартиру, и изумленные соседи могли наблюдать, как недостроенный кузов спускают на веревках с верхних этажей.

Машина «ЮНА» Юрия Алгебраистова стала знаменитой. Она до сих пор на ходу, хотя ее пробег уже более полумиллиона километров. Еще один выдающийся образец частной советской конструкторской мысли – «Панголина», самодельный автомобиль Александра Кулыгина. Он конструировал свою машину в родной Ухте, во Дворце Молодежи, и пионеры-ученики по мере сил помогали ему. Дизайн образца напоминал Lamborghini того времени – угловатый, приземистый, широкий спорткар. Конечно, это будоражило воображение. В 1981 году о «Панголине» заговорили – Кулыгин привез ее по железной дороге в Москву. У машины было много оригинальных решений. Например, вместо дверей был элегантный колпак на гидравлическом приводе, который открывался вверх.

Самодельные автомобили отправлялись в дальние пробеги, ездили на выставки. Всякий раз это было событие всесоюзного масштаба.

"ПРОБЕГИ САМОДЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩИМИ. МЕЖДУ ДЕРЕВНЯМИ НА ДОРОГЕ СТОЯЛИ ПИОНЕРЫ С ЦВЕТАМИ, ГАИ ВЕЛИ НАС ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА, МЕНЯЯСЬ НА ГРАНИЦАХ ОБЛАСТЕЙ. И НАДО БЫЛО ВИДЕТЬ ЛИЦА И ГЛАЗА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЛИ НАС, ТЕХ, КОГО ПОКАЗЫВАЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, ЗДЕСЬ, У СЕБЯ!"

Юрий Алгебраистов

"САМОДЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ БРОСАЛИСЬ В ГЛАЗА ЕЩЕ И ПОТОМУ, ЧТО НА УЛИЦАХ БЫЛО АВТОМОБИЛЬНОЕ ОДНООБРАЗИЕ: МОСКВИЧ, ЖИГУЛИ, ЗАПОРОЖЕЦ, ВОЛГА… БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ БЫЛО. А ПОТОМУ ЛЮБОЙ САМОДЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ БЫЛ КАК НЕЧТО НЕЗЕМНОЕ. ЕСЛИ ЖЕ ЭТО БЫЛ АВТОМОБИЛЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ, ТО ОН ПРОИЗВОДИЛ НАСТОЯЩИЙ ФУРОР: ВСЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ, СМОТРЕЛИ, СОБИРАЛИСЬ ТОЛПОЙ. СЕЙЧАС, КОНЕЧНО, ТАКОГО НЕТ, СЕЙЧАС ИЗОБИЛИЕ МАШИН, И НИКТО ДАЖЕ НЕ ПОЙМЕТ, ЧТО ТВОЯ – САМОДЕЛЬНАЯ. «ЛАУРА» БЫЛА ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЙ, ТОГДА, В СЕРЕДИНЕ 80-Х, ТАКИХ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО. В МАШИНАХ СТОЯЛ БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР, ИЗМЕРЯЛСЯ МГНОВЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА. ВПРЯГАЯСЬ В ДВИЖЕНИЕ САМОДЕЛЬЩИКОВ, НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ ПОСЛЕДНИМ, ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ, ЭТО БЫЛ НЕКИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЛУЧШЕ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕ, НО И ТЕХНИЧЕСКИ."

Геннадий Хаинов

Бортовая электроника у «Лауры» выглядела очень эффектно, а на прямой машина могла разгоняться до 170 километров в час. К этому времени в ГАИ уже существовали технические требования для самодельных автомобилей и правила их регистрации, позволявшие выезжать на дороги общего пользования. Впоследствии эти правила неоднократно ужесточались. Сейчас поставить самостоятельно собранную машину на учет практически нереально.

Что же касается «Лауры», то ее увидел в передаче «ЭВМ» («Это вы можете») Михаил Горбачев. Точнее, даже не он, а его супруга. Как гласит легенда, был выходной, и Раиса Максимовна готовила на кухне, а одновременно смотрела программу. Увидев на экране самодельные машины и молодых умельцев, она позвала мужа, а Михаил Сергеевич, в свою очередь, решил, что такие таланты должны трудиться на благо автомобильной промышленности страны.

Так в Ленинграде был создан филиал НАМИ – Лаборатория макетирования перспективных автомобилей, куда Геннадий перешел работать в качестве главного конструктора. Лаборатория просуществовала четыре года. Самой значимой разработкой этого времени стал ходовой макет «Охта» – так называемый универсал повышенной проходимости, который сегодня, скорее, назвали бы кроссовером. На выставке в Женеве «Охту» встретили восторженно, но разойтись тиражом по стране ей было не суждено, и теперь уникальный экземпляр хранится у Геннадия Хаинова в гараже.

"ПОСЛЕ 90 ГОДА ДВИЖЕНИЕ САМОДЕЛЬЩИКОВ ПОШЛО НА СПАД. ДАЖЕ НЕ СТОЛЬКО ИЗ-ЗА КАКИХ-ТО ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЛ, ПРОСТО СТАЛИ ДОСТУПНЫ МАШИНЫ ВООБЩЕ И ИНОМАРКИ ТОЖЕ, ТАК ЧТО СТИМУЛ ПРОПАЛ. ПОТОМ, 90-Е ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ ВЫЖИВАНИЯ, НЕ ДО ЖИРУ БЫЛО. МНЕ, НАПРИМЕР, ТАКСОВАТЬ ПРИХОДИЛОСЬ. СЛОВОМ, БЫЛО НЕ ДО САМОДЕЛОК. А ПОТОМ ПОЯВИЛИСЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ… СЕЙЧАС ЭТИМ МАЛО КТО ЗАНИМАЕТСЯ. МНОГИЕ СОЗДАЮТ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В ПРИКЛАДНЫХ ЦЕЛЯХ, НАПРИМЕР, ДЛЯ АВТОСПОРТА, ТАМ МНОГО КАЧЕСТВЕННЫХ РАБОТ. ИЛИ СЕГМЕНТ ВЕЗДЕХОДОВ, ТАМ ТОЖЕ ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ И КОНСТРУКЦИИ, НО ЭТО УЗКОСПЕЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ЧТО КАСАЕТСЯ АВТОРСКИХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТО ПРИ ДОЛЖНОМ ПОДХОДЕ ЭТО ЛЕГКО ПРИНОСИЛО БЫ ДЕНЬГИ. В МИРЕ ЭТО РАЗВИТО: КАСТОМАЙЗИНГ, ТЮНИНГ. В АНГЛИИ КУЧА НЕБОЛЬШИХ ФИРМ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ШТУЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ НА ЗАКАЗ. У НАС ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ. ЭТО ДОВОЛЬНО ДОРОГО, НУЖНЫ БОЛЬШИЕ ПЛОЩАДИ – СЛОВОМ, НЕРЕНТАБЕЛЬНО. ДА И КАК ВЗЯТЬ ЗАКАЗ НА ПОСТРОЙКУ АВТОМОБИЛЯ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ПОСТАВИТЬ ЕГО НА УЧЕТ?"

Геннадий Хаинов

Около 10 лет Геннадий Хаинов занимался спортивными прототипами для трофи-рейдов и, надо заметить, весьма удачно: первый же автомобиль выиграл трофи-рейд «Ладога», затем было несколько побед в Чемпионате России. В работе ему все время помогал и помогает старший сын Даниил. «Боюсь сказать, сколько у него трудовой стаж – он с детского сада со мной в гараже, а с 14 лет вовсю работает. Так что я эксплуатировал детский труд и даже зарплату ему платил», – смеется Геннадий. Сейчас, после пары лет теоретической подготовки, Хаиновы снова переквалифицировались и занялись малогабаритными вездеходами. Машины для этой семьи – и работа, и хобби одновременно. Ведь на досуге столько всего нужно сделать! Например, восстановить «Лауру», которая сильно пострадала от неаккуратного обращения в одном из автомобильных музеев, где она некоторое время находилась.

"ЭТО КУСОК ЖИЗНИ, ЭТО ИСТОРИЯ. ДЛЯ КОГО-ТО МАШИНА – ЭТО ПРОСТО ВЕДРО С ГАЙКАМИ, И, ПОЖАЛУЙ, ДЛЯ МЕНЯ ТОЖЕ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О СЕРИЙНОЙ. НО «ЛАУРА» СДЕЛАНА СВОИМИ РУКАМИ, И БРОСАТЬ ЕЕ НЕЛЬЗЯ. БОЛЬШЕ Я ЕЕ НИКОМУ НЕ ОТДАМ. ОНА ПОСТРАДАЛА, НО Я ЕЕ ВОССТАНОВЛЮ ДО ИДЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО МАШИН ЖДУТ ТОГО ЖЕ. А ЧТО КАСАЕТСЯ ОБЫЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТО, КОГДА ТЫ ВСЮ ЖИЗНЬ В ЭТОМ ВАРИШЬСЯ, ТО ОТНОСИШЬСЯ К НИМ, КАК К БОТИНКАМ. В БЫТОВОМ ПЛАНЕ У МЕНЯ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ, КАК К УДОБНОЙ ОБУВИ, НЕ ХОРОШЕЙ, БРЕНДОВОЙ, ДОРОГОЙ, А ИМЕННО УДОБНОЙ. МНЕ НАДО, ЧТОБЫ ОНА ЕЗДИЛА И НЕ ЛОМАЛАСЬ. ЭТО Я СТРОИТЬ МАШИНЫ ЛЮБЛЮ, А РЕМОНТИРОВАТЬ НЕ ЛЮБЛЮ УЖАСНО."

Геннадий Хаинов

В стихийном народном движении «сам-авто» были и куда более простые, но оттого не менее интересные модели. Например, «Муравей», спроектированный конструкторами Молчановым и Ивченко еще в 1966 году. Двигатель у него был от мотоцикла Ява, кузов сделали из фанеры напополам с листовой сталью, а дверей не было вовсе. Внешность получилась очень необычная, особенно за счет характерных «утопленных» фар. «Муравей» и в фильмах снимался, и в пробегах самодельных автомобилей участие принимал, и даже использовался в качестве грузовика для перевозки пирожных и конфет.

Вообще, активисты любительского автомобилестроения находили десятки неожиданных решений. Доставать материалы и детали было непросто, но голь, как известно, на выдумки хитра. Иные кузова варили из противней для газовых плит или из металлических тазов. Названия у советских самоделок были самые разные. Был «Гном» и был «Муравей». Был «Труд» и была «Звездочка». Был «Гепард» и был «Протон». Был «Шмель» и была «Мурена».

Безусловно, хорошая машина, сконструированная своими руками, становилась палочкой-выручалочкой и отличным заменителем труднодоступного заводского автомобиля. И все-таки дело было не только в дефиците, но и в желании реализовать свои конструкторские задумки и сесть за руль чего-то необычного, не такого, как у всех. Пусть мода на самоделки и прошла, уступив место богатому выбору и доступному комфорту разнообразных серийных авто, но и сегодня находятся потрясающие люди с золотыми руками, которые любят автомобили настолько, что готовы собирать их самостоятельно.

Источник

Картина дня

наверх