На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

“Поймай меня, если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 1: Ралли

 

Когда на кону деньги и слава, особенно большие деньги и великая слава, всегда найдутся желающие протоптать к ним короткую дорожку, не важно будь-то биржа, казино или автогонки. Не хочется оправдывать хитрецов и жуликов – хотя бы потому что правила есть правила какими шитовыми они не были – но иногда прямо-таки искренне тянет поаплодировать выдумке и смекалке гоночных инженеров, насладиться, так сказать, красотой игры. Да и вообще в жизни не так уж и много вещей интересней, чем серия “I fought the law and the law won”.

Изначально я хотел собрать топ-чарт шедевров читинга из разных гоночных дисциплин, но на самом деле интересного по этой теме найдется примерно на повесть, если не на роман. Поэтому начинаем трехсерийную мыльную оперу с ралли. Дальше будут F1 и американские гонки.

Если кто не в курсе, то ралли, по меткому высказыванию экс-чемпиона мира Дидье Ориоля (по-моему именно он) – это “такие гонки, где лишь в самом конце ты понимаешь, что тебя обманули в самом начале”.

И в этой штуке, как водится, больше всего правды. Сложный регламент раллийных гонок с системой пенализации за опоздание или слишком раннюю отметку на пунктах контроля времени (КВ), изматывающие людей и технику скоростные участки (СУ или допы) плюс порой до абсурда строгие технические ограничения. Ну и в конце дороги той плаха с топорами гоночной Фемиды – Международной Автофедерации (FIA), жестоко карающей провинившихся .

Короче, ралли – штука хлопотная. И это в идеальной ситуации. Обычно же жизнь пилотам и штурманам отравляют еще и внешние факторы. Нет, не только погода – если бы… Что скажете о сумасшедших зрителях в былые годы на спор перебегавших дорогу перед 300-сильными гоночным автомобилем, несущимся по грунтовке под двести? Или о скудоумных деятелях, подбрасывающих на трассу камни или снег. Особенно сильно действует в закрытых поворотах…

 

 

 

'Да у вас, батенька, лампочки в фарах не той системы… Ай-яй-яй…' Монте-Карло, Mini, 1966. Дисквал

 

А сколько неприятностей вне трассы могут причинить твои соперники, еще вчера дружелюбно пожимавшие руку на стартовой церемонии, а теперь алчно ищущие повод накатать жалобу или протест? В 1966-м заводскую команду Mini, занявшую было первые три места в абсолютном зачете ралли “Монте-Карло”, дисквалифицировали в полном составе. Конкуренты из Citroen разузнали, что в фарах “мини-куперов” использовались чуть более мощные лампы, чем разрешено в правилах. Виновен – к смерти!
Фактов мелкого (хотя чего уж тут мелкого-то!) стукачества в ралли полно. Можно вспомнить как в 1986-м по протесту парней из Lancia на ралли “Сан-Ремо” дисквалифицировали заводские Peugeot 205 T16 (не соответствующие регламенту аэродинамические элементы). Суровые решения официальные органы часто принимали и по результатам рутинных техинспекций. Причем, даже мелкие погрешности вели к отсечению голов. Те же дисквалификации из-за “неправильной” помпы (Ford, Монте-Карло-1999) или использования нерегламентированного топлива (Mitsubishi, Финляндия-1991).

 

Вот эти вот боковые юбки едва не стоили команде Peugeot чемпионского титула в 1986-м…
Вот эти вот боковые юбки едва не стоили команде Peugeot чемпионского титула в 1986-м…

 

При этом самый невероятный по своей смелости (и дерзости) обман, до сих пор частично покрыт тайной.

Речь о Мишель Мутон и подменной Audi Quattro на ралли “Берег Слоновой кости-1985”.

Вы, конечно же, слышали о мадам Мутон.
Вплоть до появления на гоночном небосклоне симпатичной и быстрой Даники Патрик, никто из женщин-пилотов не мог соперничать в крутости с Мишель. Француженка на равных с лучшими раллистами своей эпохи сражалась во времена могучей группы B и в 1982-м остановилась буквально в шаге от чемпионского титула. Однако, в карьере Мишель есть глава, о которая она не любит вспоминать и по сей день.

 

Крутое фото, крутая Мишель. На жарких африканских этапах во времена группы B бывало вот так и ездили: в майке и шортах… Не люди – исполины!
Крутое фото, крутая Мишель. На жарких африканских этапах во времена группы B бывало вот так и ездили: в майке и шортах… Не люди – исполины!

 

 

 

На ралли “Берег Слоновой Кости”, входившем в программу чемпионата мира 1985 года, Audi Quattro француженки поначалу держался в лидерах. Но в начале второго дня на финише очередной секции Мишель показалась с сизым дымом из выхлопной трубы. “Мотор спекся!” – подумали конкуренты. “Посмотрим еще кто спекся!” – подумали в Audi.
Тут и началось…

На старте следующей секции вслед за Audi Мутон на трассу ушла еще одна Quattro Франца Брауна. Важно понимать – экипаж немецкого пилота был не основным, а вспомогательным, выполнял роль так называемой быстрой технички. На длинных африканских гонках подобное часто практиковалось.
Однако, до конца следующей секции “техничка” Брауна так и не добралась, зато там через некоторое время появилась “Кваттро” Мутон с… чудесным образом излечившимся мотором!
Опаньки…

 

'Мишель, это та машина или уже эта?'

 

Логично появившиеся вопросы представители Audi на голубом глазу парировали, мол, проблемы с мотором на “Кваттро” Мутон вызвала не поехавшая “голова” как думали поначалу, а кончившийся масляный насос. Его-то с машины с машины немца и переставили на машину француженки. Правилами это не возбраняется. Вопрос закрыт, все свободны.
Как говорится да, но нет. Пройдет совсем немного времени и кто-то из числа особо наблюдательных заметит, что на Audi Мутон вдруг появилось лобовое стекло с Quattro Брауна…

– Да-да, лобовик нам тоже пришлось поменять, – не моргнул даже глазом Роланд Гумперт, в будущем основатель собственного тюнинг-бренда, а тогда раллийный менеджер Audi. – Знаете ли неполадки с системой антизапотевания…

 

Хитрый лис Роланд Гумперт был необычным гоночным менеджером. Решительный, смелый, не боявшийся испачкать руки, он иногда перегибал палку…
Хитрый лис Роланд Гумперт был необычным гоночным менеджером. Решительный, смелый, не боявшийся испачкать руки, он иногда перегибал палку…

 

Возможно такое? Теоретически. Но вопросов-то с каждым километром становилось только больше. Потом обратили внимание на противотуманки на передних крыльях – вернее на их отсутствие, потом на разницу в кенгурятниках… Их тоже заменили из-за неполадок с антизапотеванием, герр Гумперт?
Короче говоря, все указывало на то, что ушлые парни из Audi тупо (вернее сказать, очень даже умно) поменяли кузовные панели на двух автомобилях! И вместо подбитой боевой тачки ралли Мишель продолжила на исправной, а техничка Брауна сделала вид что сошла.

 

Точки несоответствия автомобилей Мутон и Брауна. Ваша песенка спета!
Точки несоответствия автомобилей Мутон и Брауна. Ваша песенка спета!

 

 

Журналисты не стеснялись называть вещи своими именами. Обратите внимание на слово substitution, 'замена' в подписи к фото
Журналисты не стеснялись называть вещи своими именами. Обратите внимание на слово substitution, 'замена' в подписи к фото

 

От большого скандала и Мутон, и Гумперта, и Audi уберегло лишь то, что до финиша Quattro француженки так и не доехал… Машина стала разваливаться буквально на ходу. И в этом, к слову, известнейший раллийный журналист Мартин Холмс нашел еще одно подтверждение “теории свапа”. Ведь техничка Брауна просто не была подготовлена к боевому темпу африканского этапа. Поэтому когда Мутон привычно помчала на все деньги подвеска посыпалась в рекордно короткие сроки. И незадолго до финиша в Audi приняли решение о снятии экипажа Мишель с дистанции.

В любом случае это был сход во спасение. Благо победившая сторона – в данном случае заводская команда Toyota Team Europe (ТТЕ) и Юха Канккунен – проявила благородство. Никаких протестов, никаких обвинений, а значит и никаких расследований.

Жаль, но никакой милости к павшим теперь уже сама Toyota не дождется в свой собственный адрес 10 лет спустя, когда команда Уве Андерссона оказалась не по ту сторону баррикад.

Если случай с Audi – пример вопиющего преступления, сошедшего злодеям с рук, то “тойтовский” турбо-скандал 1995-го, напротив, превратился в показательную и крайне болезненную порку.

 

Несчастливая Celica ST205
Несчастливая Celica ST205

 

Для “Тойоты” 90-е в чемпионате мира по ралли начинались великолепно – два чемпионских титула Карлоса Сайнса и роскошное паблисити во всем мире. Можно ли размякнуть на фоне таких головокружительных успехов? Как два пальца об асфальт!

В Toyota Team Europe и не заметили как проворонили тренд. Новые Subaru Impreza 555 и Mitsubishi Lancer Evo оказались эффективней в компоновочном плане. Лучшая развесовка – это лучший баланс и лучшая управляемость. Прорезавшиеся недостатки Celica по части дорожных повадок “тойотовцам” одно время удавалось хотя бы частично компенсировать более мощным мотором, но накануне сезона 1995 года Международная Федерация Автоспорта (FIA) в обязательном порядке потребовала оснастить все машины чемпионата ограничительной шайбой на впуске. Таким образом, до этого слегка плававшая мощность топовых машин более-менее устаканилась и косяки “Селики” стало нечем крыть.

 

 

В ТТЕ еще зимой поняли – Celica ST205 банально неконкурентоспособна. Выбор у инженеров из Кельна был невелик. Забить на сезон и сконцентрироваться на постройке совершенно новой машины – невозможно. В Японии ни за что бы не одобрили столь авральный во всех смыслах план. И тогда в ход пошла хитрость. Нет не так – гениальная хитрость!

Главный инженер Toyota Team Europe Дитер Буллинг, человек с внешностью водопроводчика из немецких фильмов для взрослых, придумал совершенную обманку, достойную Оскара. А может быть и Нобелевской премии за смекалку! В двух словах, Дитер и его подчиненные сделали фальшивую, а вернее фиктивную ограничительную шайбу. При выключенном двигателе впуск Celica ST205 полностью вписывался в регламент и непринужденно проходил все технические инспекции. Но при работе под нагрузкой давление сжимало хитрозапрятанную, совершенно невидимую при внешнем осмотре пружину, и в двигатель поступал дополнительный воздух. Больше воздуха – больше мощности. По некоторым подсчетам изобретение Буллинга позволило добавить celica ST205 около 50 лошадей.

 

Дитер Буллинг в наши дни. Раньше он носил усы и отличался более пышным телосложением.
Дитер Буллинг в наши дни. Раньше он носил усы и отличался более пышным телосложением.

 

 

А вот и схема работы гениальной шайбы на впуске. Верхняя часть – обычное, легальное состояние, внизу – под рабочим давлением
А вот и схема работы гениальной шайбы на впуске. Верхняя часть – обычное, легальное состояние, внизу – под рабочим давлением

 

Повторюсь, на заведомый подлог в ТТЕ шли не от хорошей жизни. Даже с хитрой “буллинговской” шайбой на впуске Celica отнюдь не уезжала от соперников как от стоячих. Так разве что стала более конкурентоспособной. В сезоне-1995 Toyota выиграла всего один этап (Ориоль, “Тур де Корс”), но борьбу за титул все равно в одни ворота проиграла парням из Subaru.

Ну а потом грянул гром. На предпоследнем (!) этапе чемпионата в Испании обман, наконец, вскрылся. Как мы уже сказали, внимательно изучив конструкцию хитрого “тойотовского” турбонаддува понимаешь – обнаружить такую обманку случайно практически невозможно. Стало быть, на след инспекторов FIA навел, скорее всего, кто-то из посвященных в процесс. Чужой среди своих, иначе говоря. Конкуренты, во всяком случае, протесты не подавали и ни на что не жаловались. Тем не менее, наказание было суровым и даже жестоким. Результаты пилотов TTE в сезоне 1995 года аннулировали, а команду на 12 месяцев отстранили от участия в ралли. Техническую смекалку Дитера Буллинга и компании в FIA оценили. Но оценили по-своему, признав хитрую пружину на впуске отягчающим обстоятельством.

Кстати, личность “крота” так и не была предана огласке. Сидит, наверное, парень где-то в тихом домике, наслаждается плодами программы по защите свидетелей…

Спасибо за внимание!
TrunkMonkeys
🐒🐒🐒

 

Президент FIA Макс Мосли на глазах представителей прессы лично вскрывает скандальный буллинговский впуск
Президент FIA Макс Мосли на глазах представителей прессы лично вскрывает скандальный буллинговский впуск

 

 

С тех самых пор про ST205 в Toyota вспоминать не принято. Даже исторические фотосессии обходятся без ее участия
С тех самых пор про ST205 в Toyota вспоминать не принято. Даже исторические фотосессии обходятся без ее участия
 
 

 

Картина дня

наверх