Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «4КОЛЕСА»
Вы хотите запомнить сайт «4КОЛЕСА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Обсуждаем, сравниваем, тюнингуем

Бензиновый, дизельный или газовый — какой двигатель лучше?

развернуть

Бензиновый, дизельный или газовый — какой двигатель лучше?

Старый добрый атмосферник фирмы Renault. Один из самых надежных и беспроблемных двигателей на нашем рынке. Сердце многих Логанов, Сандеро, Ларгусов и Дастеров.

При выборе двигателя всплывает масса вопросов: бензиновый, дизельный или работающий на газе? Атмосферный или с турбонаддувом? У каждого варианта свои плюсы и минусы.

Прочность якорной цепи равна прочности ее самого слабого звена.

Поговорка старых английских шкиперов

Бензиновый двигатель

Его правильнее называть двигателем с искровым зажиганием. Почему? Хотя бы потому, что производители топлива в некоторых странах добавляют в бензин до 20–24% этилового спирта. Таким образом, двигатель можно назвать бензоспиртовым.

Примерно до середины прошлого века в системе питания таких моторов властвовал карбюратор, а мощность, в основном, зависела от рабочего объема. В настоящее время карбюраторы вымерли, а современников я бы условно разделил на несколько групп:

  • безнаддувные двигатели со впрыском во впускной трубопровод (их еще называют атмосферными моторами)
  • двигатели с непосредственным впрыском
  • наддувные двигатели
  • двигатели с непосредственным впрыском и турбонаддувом.

Приблизительно в таком же порядке у этих двигателей растут и показатели технических характеристик, но одновременно уменьшается надежность.

Безнаддувные двигатели с распределенным впрыском топлива во впускной трубопровод просты по конструкции. Они имеют надежную систему управления. Модификации с регулированием фаз на впуске и выпуске обеспечивают неплохие показатели по литровой мощности (это отношение мощности мотора к его рабочему объему в литрах). Современные двигатели рабочим объемом 1,6 л выдают мощность порядка 125–130 л.с. Улучшить удельные показатели (ту же мощность, снимаемую с единицы рабочего объема) можно только повышением частоты вращения коленчатого вала до 7–8 тыс. об/мин, но это требует создания уже совсем другого, «околоспортивного» двигателя, а также усовершенствованной трансмиссии. Например, еще в начале 1990-х Honda разработала двигатель объемом 1,6 л, который выдавал 160 л.с. Но с современными экологическими нормами о нем лучше даже не вспоминать.

GDI — Gasoline Direct Injection
GDI — Gasoline Direct Injection — впрыск бензина непосредственно в камеру сгорания. Одним из пионеров внедрения системы была фирма Mitsubishi, ну а фирма Kia (их двигатель на фото) творчески развила исследования.

Непосредственный впрыск немного улучшает показатели двигателя по мощности и экологичности. Но он ощутимо сложнее, так как требует применения топливного насоса высокого давления (ТНВД) и особых форсунок. А еще распространение таких двигателей сдерживается потребностью в топливе высокого качества. Недаром многие фирмы долгое время не поставляли такие моторы в нашу страну. У нас и без того подъезжаешь к бензоколонке как к столу с рулеткой, а тут еще и двигатель более требовательный.

двигатель с системой электронноуправляемого турбонаддува Lexus
Такой двигатель с системой электронно-управляемого турбонаддува устанавливают на автомобили Lexus.

Наддув позволяет значительно повысить показатели или уменьшить рабочий объем, сохранив ту же мощность. Полуторалитровый двигатель развивает от 150 л.с. и больше. Максимальный крутящий момент наддувника, в отличие от момента атмосферника, достигается значительно раньше, уже при частоте вращения коленчатого вала 1600–1800 об/мин., причем «полка» высокого крутящего момента может простираться до 4000–4500 об/мин. Все благодаря оптимальному снабжению воздухом поршневой части двигателя с помощью электронно-управляемого турбокомпрессора. В результате наддувный двигатель при небольших и средних нагрузках чуть экономичнее в сравнении с безнаддувным собратом при прочих равных. Такой двигатель прекрасно тянет с самых низов, а на малых оборотах потери энергии на трение меньше из-за меньших путей проходимых всеми деталями двигателя и, соответственно, выше КПД.

Однако статистика говорит о том, что наддувных моторов продается все-таки значительно меньше, чем атмосферных. Почему?

Первая причина — такие двигатели сложнее и несколько дороже в производстве. Да и налоговых льгот при малом рабочем объеме мотора у нас в стране нет, в отличие, к примеру, от той же Европы.

Вторая причина — ограниченный ресурс турбокомпрессора, обычно не превышающий 150 000 км пробега. Более нагружена у наддувных двигателей и поршневая часть, а где нагрузки, там и повышенный износ.

Третья причина — турбонаддув подразумевает разветвленную сеть трубопроводов, датчиков, приводов и жгутов проводов, которые могут соскочить, заржаветь и потерять герметичность. А любая поломка в системе управления может вывести из строя сам двигатель или агрегат турбонаддува. Также наддувные двигатели нежелательно глушить сразу после работы на напряженных режимах. Больше всего страдает раскаленный турбокомпрессор, т.к. циркуляция масла прекращается мгновенно, а ротор продолжает вращаться с большой частотой. К слову, турботаймер, призванный компенсировать этот недостаток, получил распространение лишь в качестве опции нештатных сигнализаций. Наконец, фанаты породистого звука признают, что выхлоп от турбодвигателей звучит недостаточно привлекательно.

Двигатель с турбонаддувом
И турбонаддув, и непосредственный впрыск на самом свежем двигателе от Kia.

А теперь смешаем одно острое блюдо с другим. Совместим турбонаддув и непосредственный впрыск! В результате получим двигатель, который будет еще чуть мощнее, ощутимо сложнее и капризнее, да еще и чувствительнее к качеству топлива.

Может — ну его? И — виват честный атмосферник?

Дизель

Второе его название — двигатель с воспламенением от сжатия.

Будучи двигателистом по образованию, считаю, что золотой век дизелей уже миновал. Самые надежные и безотказные из них, на мой взгляд, были в 80-х годах прошлого века. Тогда на легковых автомобилях бал правили вихрекамерные дизели рабочим объемом от 1,5 до 2,5 л. Чаще — без наддува, но и снабженные турбокомпрессором тоже попадались. При этом зачастую почти всю систему питания представлял самый совершенный по тем временам дизельный топливный насос фирмы Bosch серии VE.

Системы топливного насоса высокого давления
Системы топливного насоса высокого давления: 1 — корректор по давлению наддува; 2 — электромагнитный клапан останова двигателя; 3 — корректор по температуре охлаждающей жидкости.

У него были центробежный регулятор опережения впрыска топлива, устройство для обеспечения пусковой подачи топлива, корректор подачи в зависимости от давления наддува и термокорректор, увеличивающий количество топлива при непрогретом двигателе. Внутри был встроен топливоподкачивающий насос. И ко всей системе питания двигателя подходил только один проводок — к электромагнитному клапану. На автомобиле с таким дизелем можно было ездить без аккумулятора и генератора! Стоило вынуть запорный элемент электромагнитного клапана, как дизель становился совсем неподвластным старикам Вольту и Амперу. Пустить машину можно было с толкача, а заглушить передачей. Вот это надежность! Поэтому тогда я голосовал за такой дизель двумя руками.

Современный дизель по уровню сложности и капризности схож с наддувным бензиновым двигателем. Основная причина — система питания Common Rail, которая нагнетает огромные давления, обеспечивая при этом высокие показатели и не менее высокую цену. Прибавьте к этому мочевину и сажевые фильтры, из-за которых электроника периодически выпускает на соседей по потоку целые облака сажи. Все это делает дизель менее привлекательным с потребительской точки зрения.

дизельный двигатель
Ох, непрост современный дизель!..

Резюмируя, можно сказать, что современный дизель обеспечивает отличные показатели по мощности, тяговитости, экономичности. Но часть производителей так и не решила вопрос с шумом и вибрацией, возникающими из-за гораздо более высокого давления в цилиндрах при сгорании топлива. К тому же всегда есть опасность заправиться топливом не по сезону, а это чревато проблемами с запуском двигателя в мороз. Да и надежностью дизели не блещут из-за конструктивной сложности.

Газификация

Сразу отмечу, что дополнительно установить газовое оборудование с приемлемыми затратами сил и средств можно только на двигатели с искровым зажиганием. Современный дизель перевести на газ можно только в заводских условиях. Что касается перевода на газ обычной бензиновой легковушки, то ужесточение законов, требующее сертификации подобных переделок, как-то оптимизма не прибавляет. Израсходованное время и деньги не окупятся безопасностью эксплуатации. Ведь при очень больших пробегах, а только при таких и ставят газ, «ушатать» автомобиль можно быстрее, чем дело дойдет до следующей проверки. Хотя если пройти все процедуры, то можно ездить, экономя на заправке. Правда, часть багажного отделения будет занята газовым баллоном, разгонная динамика немного снизится, а расход пусть и дешевого газа будет достаточно велик. Конечно, в среднем в два раза более низкая цена газа компенсирует этот перерасход.

Газовой оборудования для двигателя
Газовый «паук» забрался в моторный отсек к бензиновому двигателю

Сам я около 15 лет ездил на машинах с газовым оборудованием, причем устанавливал его самостоятельно. Но то были карбюраторные автомобили, где все настройки можно было произвести без спецоборудования. Регистрацией не занимался и опрессовки баллонов не делал никогда. В те времена попросту не было механизмов такой проверки. А сейчас сертификация обязательна, без нее не заправят, без нее не дадут диагностическую карту. Недаром те годы называли лихими девяностыми... Тем не менее ездил и радовался. И это в Москве, хотя случалось и путешествовать по стране.

Итоги

Выскажу личное мнение. Первые семь лет после окончания ВУЗа занимался испытаниями и доводкой дизельных наддувных и атмосферных двигателей. Имел в личном пользовании кучу карбюраторных автомобилей отечественного производства, на многие из которых (от УАЗ-469 до Таврии) ставил газовое оборудование. Работая в издательстве, поездил на многих автомобилях отечественного и зарубежного производства. И сделал я для себя вывод, что нет ничего лучше безнаддувного бензинового двигателя с впрыском топлива и с цепным приводом ГРМ вместо ремня. Самый беспроблемный вариант! А дизельные двигатели имеет смысл ставить на достаточно тяжелые внедорожники, пикапы, развозные фургоны, малые грузовички и далее по списку, вплоть до магистральных тягачей.

Источник


Опубликовано 31.05.2017 в 12:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
артур пирожкoff
артур пирожкoff 31 мая, в 19:47 тачняк!!! Текст скрыт развернуть
1
Евгений Макаров
Евгений Макаров 31 мая, в 20:20 Это точно. Бензин, механика. Текст скрыт развернуть
1
Александр Яшин
Александр Яшин 31 мая, в 21:49 (Ц): "БЕНЗИНОВЫЙ, ДИЗЕЛЬНЫЙ ИЛИ ГАЗОВЫЙ — КАКОЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛУЧШЕ"?
Всё парни, уже приехали....Ещё пару-тройку лет, и будут автоквадрокоптеры. Выехал за кольцевую, перестроил свой пепелац, и полетел вне дорог и тропинок... На рыбалку. Куда-нибудь, в никому не доступное место. Так что всё-таки лучше-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ !!!!!!
Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Яшин 1 июня, в 00:44 осталось батарейку изобрести Текст скрыт развернуть
0
Секретарь
Секретарь Александр Яшин 1 июня, в 10:00 А как садиться будешь или топорм в воду? Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин Александр Алексеевич 1 июня, в 10:53 Батарейка уже изобретена. Атомная. Хватает на десять лет. Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин Секретарь 1 июня, в 10:54 Так же, как и взлетать. Вертикально. Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Яшин 1 июня, в 11:05 с головушкой то подружитесь ! от изобретения до внедрения могут столетия пройти ! да и параметры этой ,,батарейки,, погуглите , сколько штук их надо чтоб взлетел квадрокоптер с полезным грузом 90 кг Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин Александр Алексеевич 1 июня, в 11:25 Конечно, могут. А уж, что касается некоторых стран, и правительств, могут пройти СТОЛЕТИЯ. А весь вопрос, как всегда будет заключаться лишь в финансировании, и наличии энтузиазма конструктора. Лет через пять он поймёт, с кем связался, и найдёт единомышленников и финансирование "за бугром". А Медведев, на своих бесконечных форумах в Сколково, так никогда и не поймёт, ну почему у него опять нихера и ничего не получается....
Отсутствие на СЕГОДНЯШНИЙ день мощных аккумуляторов, которые бы при небольшом собственном весе и объеме могли бы выдавать достаточное количество энергии для работы пропеллеров и тяжелой нагрузки, ещё ни о чём не говорит. Их нет СЕГОДНЯ. На этом-всё.
Текст скрыт развернуть
1
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Яшин 1 июня, в 19:12 тогда какого рожна распетушился ? злектрический ,,,,,,,,,,,,,,,, Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин Александр Алексеевич 1 июня, в 19:48 Не хотел тебя расстраивать, Александр Алексеевич:
https://hi-news.ru/tag/letayushhie-avtomobili
Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Яшин 1 июня, в 21:18 вилять изволите сударь ! вы ратовали за ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ , не гибрид и не экспериментальный , а серийный ! да и к тому же ещё в 70 х годах в журнале Техника- Молодёжи был анонс экспериментального летающего автомобиля , причём в двух вариантах : самолётного типа со складывающимся крылом , и более подходящий под нынешние реалии гибрид автомобиля и автожира и тот и другой полноразмерные действующие образцы с приемлемыми параметрами дальность перелёта до 300 км Текст скрыт развернуть
0
Александр Яшин
Александр Яшин Александр Алексеевич 1 июня, в 22:00 И не думал даже. И сейчас ратую за электрический и серийный. И уверяю тебя, Александр Алексеевич, что для ищущего и творческого ума, нет ничего невозможного. Все пути концептуальных решений, я конечно же открывать не буду, ибо научен жизнью, но щелочку для оптимизма, всё-же оставлю: http://electricalschool.info/main/drugoe/1513-jadernye-batar... Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Яшин 1 июня, в 23:06 бред ,,,,,,,,,,,,,,, Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 14

Поиск по блогу

Последние комментарии

Сергей Часник
Серж Бонд
последние кадры классные)
Серж Бонд Торопыги и Водятлы 80 уровня! ( часть 33 )
Igor Ivanov
Алексей Медведев
ahzazil
Заклинание "нет! нет! нет!..." помогает
ahzazil Торопыги и Водятлы 80 уровня! ( часть 32 )
Михаил Ушаков
Valeriy
Valeriy
Михаил Степанов
arzsekreter@mail.ru
Рождённый ☭ СССР
*
Рождённый ☭ СССР Как доработать «дедушкин» ВАЗ, не опускаясь до колхозного тюнинга
Igor Ivanov
100 пудов!!!
Igor Ivanov 48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск
Александр Аверьянов
Виталий Иванович
Alex Tar
Александр Алексеевич
АЛЕКСАНДР КАЛУЦКОВ
Владимир Елкин
Угу!
Владимир Елкин В РОССИИ СОЗДАЛИ ТРЕХСРЕДНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК «ТРИТОН»
Сергей Никитин
nyha ..........
ищите дядя... ищите.
nyha .......... В РОССИИ СОЗДАЛИ ТРЕХСРЕДНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК «ТРИТОН»
Alex Tar
Михаил Устюжанин
Это который с перламутровыми пуговицами? :)
Михаил Устюжанин В РОССИИ СОЗДАЛИ ТРЕХСРЕДНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК «ТРИТОН»
Владимир Елкин
Uncle Au
Некрофилы.
И 25 тугригов не взял бы.
Uncle Au Капсула времени: новую «копейку» 1982 года оценили в 25 тыс. дол
Alex Tar
Alex Tar
Сергей Никитин
zavet24 уляшов
сергей фофанов
Денис Березин
Игорь Овчаров
Лоло Ивская
покрасить в розовый цвет,и для девушек-вполне ТО!!!
Лоло Ивская В РОССИИ СОЗДАЛИ ТРЕХСРЕДНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК «ТРИТОН»
вячеслав харченко
Для любителей древностей.
вячеслав харченко Капсула времени: новую «копейку» 1982 года оценили в 25 тыс. дол
Александр Тим
Я бы и даром не взял это дерьмо.
Александр Тим Капсула времени: новую «копейку» 1982 года оценили в 25 тыс. дол
алексей абраменко
Алексей Комаров
владимир рябченко
Василий Пашков
Алексей АК
В том что остался , и не пропал - это уникальность .
Алексей АК В Сеть выложили фото уникальнейшего УАЗа (фото)
Геннадий Кислов
Артур4ик .
А откуда начинается уникальнейшесть?
Артур4ик . В Сеть выложили фото уникальнейшего УАЗа (фото)
Taras Bulba
Не дёшево за такую табуретку на колёсах...
Taras Bulba Самый дешевый электромобиль в мире поступил в продажу
Владимир Баранович
Андрей Шангин
Владимир Радомилов
Та быстрей ты разворачивай ту конфетку .)))
Владимир Радомилов Мотодятлы 80 уровня! Хрусты ( сезон закрыт )
Александр Зверков
Александр Иванов
как на всех сзади
Александр Иванов «Запорожцы», которые нельзя было купить ни за какие деньги
Диман
Туфта! где двигло?!
Диман «Запорожцы», которые нельзя было купить ни за какие деньги
Евгений Кардаш
Михаил Пилявский