На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

Сам себе автоэлектрик. Часть первая: инструменты

Наконец-то созрел до обещанной мною серии о решении проблем с электрикой автомобиля своими руками. Материал не рассчитан на то, что любой "гуманитарий" за час сможет стать профессиональным автоэлектриком. Но если человек может дома починить проводку, имеет руки из нужного места и желание, то мои советы ему должны пригодиться.

Не будем забывать, что это "развлекательный" портал. Поэтому я не буду писать длинных и нудных лекций по электротехнике. Что такое электричество и электрические цепи, читатель, который возьмет на вооружение мой опыт, должен знать. Уважаемые профессионалы, не кривите ротовое отверстие в ухмылке, так как я собираюсь максимально упростить теоретическую часть. Цель - решить достаточно простые проблемы. Если что-то выйдет за рамки простоты, тут уже стоит обращаться к специалистам. Хотя, есть специалисты, а есть "специалисты". Об этом было в предыдущих постах, возвращаться не буду.

Итак, у Вашей машины появились проблемы с электрикой или Вам надо установить дополнительное оборудование. Это не политика, одним языком не поможешь, нужен инструмент.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

1. То, что вы видите на этой картинке, это самый важный инструмент автоэлектрика (как и любого другого специалиста). Печаль в том, что его невозможно купить или изготовить. Он должен быть изначально и им надо пользоваться. Если такого приспособления нет, дальше бессмысленно читать тему.

 
Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

2. Не поверите, сколько можно решить задач с помощью этого примитивного устройства. Это щуп с лампочкой. Я использовал "профессиональные" щупы, переделывал те, которыми ищут "фазу" электрики, но на данном этапе остановился именно на такой конструкции. В корпусе одноразового медицинского шприца воткнут заточенный гвоздь. К гвоздю припаяна лампа накаливания мощностью 1 Вт. К другому концу лампы припаян провод с "крокодилом". Все это залито эпоксидкой, которая продается еще с дремучих советских времен. Себестоимость изделия около 20 рублей. Польза - огромная. Недаром щуп стоит на втором месте по полезности в списке.
Цель щупа - проверять наличие тока в цепях.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

3. Устройство аналогично по функционалу. Но лампочка уже гораздо мощнее. Контрольная лампочка, или "контролька", как говорят в народе. 
Цель изделия такая же как и у щупа, но за счет более мощной лампы (21Вт), "контролька" помогает диагностировать плохие контакты и короткие замыкания.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

4. Провод для подвода питания к месту ремонта. Цепляем "крокодил" на плюс аккумулятора. Устройство нужно для поиска коротких замыканий и для запитки потребителей. Если обратили внимание, провод защищен предохранителем. 
Для подачи к месту "массы" у меня есть подобный провод с "крокодилом", но без предохранителя. Дело в том, что на современных автомобилях бывает иногда трудно найти не закрытый металл. Приходится прокидывать "массу" отдельно.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

5. Если предыдущие приспособления стоят копейки, на этот прибор придется немного потратиться. Не нужны какие-то специальные профессиональные приборы. Достаточно радиотехнического мультиметра начального уровня. Даже тот, что на фото, избыточен своими функциями. Достаточно измерения сопротивления, постоянного напряжения и постоянного тока. Особое внимание величине максимального постоянного тока. Желательно, чтобы он был не менее 20А. Что, к сожалению исключает самые дешевые модели мультиметров. Для краткости я буду называть этот прибор более народным названием "тестер".
Обратите внимание на провода и щупы. Китайские провода живут на редкость недолго при интенсивной эксплуатации. Поэтому я сделал самодельные.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

6. Другие инструменты и материалы: отвертки, кусачки, гаечные ключи, паяльники, припой, изолента... в общем все то, что позволяет разобрать и собрать машину, разъединить и соединить элементы элементы электрических схем. Кстати, синюю изоленту, как на заглавном фото, я не использую. Не встречал еще жгутов в машинах не черного цвета. Поэтому синева смотрится на редкость колхозно.

И еще очень важное приложение к инструменту №1 - это техническая информация. Признаюсь честно, если нет схемы электропроводки, или она "кривая", некоторые машины не могу "победить". В основном это касается иномарок. Что касается машин ВАЗ - нижайший поклон сотрудникам ОАО НВП "ИТЦ АВТО" за их великолепные альбомы схем. На иномарки ищу схемы в интернете. Не всегда удается найти. Очень часто "буржуйские" схемы - это шедевры корявости.


Вернемся к нашему тестеру. Он имеет "крутилку" установки режима измерения. На этом фото переключатель стоит на измерении напряжения постоянного тока. Предел измерения - 20 Вольт. Другие приделы используются крайне редко, поэтому будем использовать именно этот. Что значит "предел измерений"? Это значит, что мы можем мерить параметр не больше этого значения. В данном случае мы измеряем напряжение не больше 20 Вольт. То есть мы можем мерить напряжение почти везде в машине, так как номинальное бортовое напряжение автомобиля - около 12 Вольт (хотя на самом деле несколько больше, об этом отдельный разговор). Если мы воткнем тестер на этом пределе, скажем в 25 Вольт, ничего плохого не случится. Главное, не засунуть щуп в высоковольтную катушку зажигания, тогда точно кердык прибору.
Обратите внимание, куда воткнуты штекеры измерительных щупов. Гнездо "СОМ" общее, другой щуп должен быть вставлен в гнездо, с соответствующим значком на шкале режимов работы.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Следующее положение - прозвонка и проверка диодов. В этом положении можно проверить на целостность цепи сопротивлением до 50 Ом. Т.е. мы можем, например, проверить целостность предохранителя.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Если предохранитель сгорел, состояние дисплея не измениться.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Если предохранитель исправен, тестер будет пищать и дисплей покажет падение напряжения на измеряемом участке 0 Вольт.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Проверяем диод. Как известно, диод пропускает ток в одном только направлении. Вот на фото видно, что ток через диод идет, и падение напряжения на нем составляет 444 мВ. Что есть нормальное значение для диодов этого типа.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Меняем местами щупы и видим, что в этом направлении ток не проходит. 
Значит диод исправен.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Меряем сопротивление. Например, на фото датчик положения коленвала Газели. Подобные индуктивные датчики стоят на многих иномарках. Сопротивление обмотки этого датчика должно быть в районе 700 Ом. Ставим предел измерения на 2К (т.е. 2 кОм). Дисплей показывает 0,680 кОма или 680 Ом. Датчик исправен. Если бы был обрыв, состояние дисплея не изменилось бы, так бы и осталась "1".

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Современные высоковольтные провода имеют большое сопротивление для защит от помех, от единиц до десятков килоОм. Вот исправный провод с сопротивлением 20,1кОм. В этом режиме максимальное измеряемое сопротивление - 200 кОм.

ВАЖНО! В режиме прозвонки и измерения сопротивления измеряемые элементы обязательно должны быть ОБЕСТОЧЕНЫ!

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Следующий режим - режим измерения тока. Обратите внимание, что штеккер щупа вставлен в другое гнездо. ОЧЕНЬ ВАЖНО: после измерения тока, сразу переставьте штекер вгнездо измерения напряжения, иначе по запарке можно спалить тестер. Чаще всего меряют тестером напряжение, а если не переставить штекер из гнезда замера тока, то можно как минимум спалить плавкий предохранитель внутри прибора. Или сам прибор целиком. 
О том, для чего мерить ток, будет подробно в следующей части.

Сам себе автоэлектрик. Часть первая:  инструменты Автоэлектрик, авто, своими руками, сделай сам

Заранее прошу прощения, что между частями будет по несколько дней. Проблема с отсутствием времени. Для тех, кто умеет ждать, до встречи!



Источник

Картина дня

наверх