На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

"Началась техническая война". Кто будет реанимировать техосмотр?

Техосмотра в России сегодня, по большому счету, не существует. Казалось бы, все детали системы расписаны на бумаге, но законы таковы, что даже при их полном соблюдении мало кто проверяет состояние автомобилей. Огромное число автовладельцев легально получает диагностические карты от официально аккредитованных организаций за небольшие деньги, никому не показывая машину. В итоге очень важная для безопасности дорожного движения процедура превратилась в бизнес, который плохо контролируется.

Это не домыслы, а факты, подтвержденные цифрами. С тех пор как ГИБДД отстранили от техосмотра, число ДТП с участием технически неисправных автомобилей растет сумасшедшими темпами. За последние четыре года количество погибших в таких авариях выросло на 91%, а раненых – на 156%. Чаще всего в статистике отмечается отказ тормозной системы, неисправность световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин. Что это, если не полная несостоятельность системы техосмотра?

Сейчас даже при всем желании пройти реальный техосмотр непросто. Чаще всего автовладельцы обновляют диагностическую карту вместе с полисом ОСАГО, просто доплачивая агенту несколько тысяч рублей. Что там на самом деле с машиной – одному хозяину известно. И то не факт. О безопасности в этой нехитрой цепочке мало кто "печется". Документ о техническом состоянии автомобиля кроме как в страховой больше нигде не понадобится. И хотя по закону ездить без диагностической карты нельзя, наказание для обычных водителей не предусмотрено. Только для коммерческого транспорта.

Можно бесконечно долго говорить о личной ответственности граждан, сознательности и других абстрактных вещах. И ждать, когда люди сами перестанут платить за мифический техосмотр. Но этого не произойдет, пока процедура будет оставаться лишь фикцией. Статистика подтверждает тезис – только 15-20% людей реально проходят процедуру.

Специалисты отрасли уверены, что нужны срочные меры. "Произошло накопление критической массы автомобилей, которые не проходили техосмотр. На дорогах уже началась "техническая война". Цифры ДТП говорят сами за себя. Пришла пора вернуться к старой системе и заканчивать коммерческие игры с навязыванием диагностической карты вместе со страховкой", - уверен генеральный директор союза организаций технических экспертов "ТехЭксперт" Сергей Зайцев.

И власти отреагировали. Сенатор Виктор Озеров внес в Госдуму законопроект, который меняет систему техосмотра. Смысл заключается в усилении госконтроля, смене ответственного органа и введении наказания за нарушения.  

Итак, по порядку. Наказывать за безалаберность предлагается обе стороны. Для водителей, не прошедших техосмотр, предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей. За повторное нарушение – уже 5000 рублей или лишение прав от одного до трех месяцев! Ответственность операторов тоже жесткая. За выдачу диагностической карты без осмотра по законопроекту полагается штраф 10-30 тысяч рублей. Сама организация в случае нарушения требований по диагностике, несоответствия технической базы или завышения цен должна будет заплатить 100-300 тысяч. За два и более нарушений в год – лишение аккредитации.

Но это – единственная конкретная часть законопроекта. Кроме того, предлагается передать контроль за операторами техосмотра от РСА государственным органам, которые должны по задумке навести порядок в отрасли вместе со специально созданным Российским Союзом организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств.

С тарифами все тоже пока туманно. "Базовый размер и ценовые пределы платы за проведение технического осмотра устанавливаются дифференцированно в зависимости от категории транспортного средства федеральным органом исполнительной власти", - так прописано в законопроекте.

Категорически не согласны с основными идеями законопроекта в Российском союзе автостраховщиков. Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов назвал документ "сырым" и указал на конкретные недостатки, которые выглядят очевидными. В частности, возникает логичный вопрос, чем новая система принципиально лучше нынешней. "Законопроект не решает конкретных задач и проблем. Что это за некий федеральный орган, контролирующий техосмотр? Не называется. Какой смысл создавать новый союз и передавать ему полномочия от РСА? Наверное, за ним кто-то стоит. У нас есть опыт в этой сфере, а другой организации еще понадобится несколько лет, чтобы наладить работу", - недоумевает Сергей Ефремов.

При этом, как отметил заместитель исполнительного директора РСА, в организации готовы проводить совместные проверки с госорганами, чтобы отлавливать мошенников. И согласны с тем, что необходимо предъявлять более жесткие требования к операторам, жестче их контролировать. Так, Сергей Ефремов предложил фиксировать на видео автомобили во время техосмотра, чтобы сделать процесс более прозрачным. Он выделил еще одну важную проблему, о которой в законопроекте ничего не сказано: "Диагностические карты выдают без осмотра не операторы, а посредники, которые воруют пароли к базе ЕАИСТО". По его словам, необходимо совершенствовать защиту системы, в том числе благодаря электронным подписям. Но это уже вопросы не к страховщикам, а к МВД, которое заведует базой.

"Мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы техосмотр работал. Кто теряет больше всех, несет убытки? МВД что ли? Страховые компании! Сейчас мы не предъявляем регрессные иски виновникам ДТП, у которых не было диагностической карты. А такая возможность должна быть", - подчеркнул Сергей Ефремов важность доработки законов.

Есть другая точка зрения – у самих технических экспертов. Они уверены в том, что в РСА не должны единолично контролировать техосмотр. "Страховщики решают вопрос об аккредитации по принципу "свой-чужой". Нормальные операторы по сути уничтожаются. Дай бог, если их по всей стране насчитается хотя бы тысяча …" – считает гендиректор "ТехЭксперта" Сергей Зайцев. При этом, по его словам, участниками отрасли давно сформированы свои профессиональные стандарты, требования к производственно-технической базе и штату. И нет ничего сложного в том, чтобы эти нормы прописать в законе.

Как отмечает Зайцев, при грамотной организации процесса стоимость техосмотра должна увеличиться, но незначительно. "Мы проводили расчет с Федеральной службой по тарифам. Себестоимость техосмотра одного легкового автомобиля на уровне 850 рублей по всей России. При минимальной рентабельности цена должна составлять около 950 рублей. В крупных городах побольше из-за более дорогой аренды – в Санкт-Петербурге 1200 рублей, в Москве – 1300-1400 рублей. В финансовой части техосмотра надо наводить порядок. Сейчас полное безобразие! Агенты навязывают услугу техосмотра за несколько тысяч рублей. А могут оптом по 50 рублей диагностические карты продавать! " – возмущается Сергей Зайцев.

Но в чем сходятся позиции всех сторон, так это в необходимости ввести наказание для водителей за непройденный техосмотр. Возможно, не такая жесткая, как лишение прав. Но цивилизованная – в РСА предлагают контролировать автовладельцев с помощью системам фотофиксации по базе. Чтобы не "клеить стикеры, как в 90-е годы", добавляет Сергей Ефремов.

Но кто все же будет возвращать систему техосмотра к жизни и контролировать отрасль, пока большой вопрос. Судя по всему, в Госдуме в осеннюю сессию будут жаркие споры.

 

Источник

Картина дня

наверх