На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

Как Jeep Willys стал легендой

В далеком марте 1940 года, Делмар Рос (Delmar Roos), главный инженер Willys-Overland, был приглашен на испытания пилотной модели Bantam. Рос был достаточно проницателен как инженер, чтобы увидеть в недоработанной машине удачные идеи и решения, а также - что Армия уже «купилась» на концепцию предложенную Bantam. Как и Bantam, Willys испытывали финансовые трудности, и заказ от военных мог бы стать для Willys-Overland спасением. Являясь третьей по величине компанией (после Ford и Chevrolet), Willys-Overland в 1940 году показала один из худших результатов в отрасли. Несмотря на то, что Bantam имел солидную фору, Willys приняли решение участвовать в тендере на разработку автомобиля для армии, а документация с разработками и чертежами К.Пробста и инженеров Bantam, переданная им военными, существенно упрощала задачу.

К назначенной дате, 22 июля 1940 года, когда необходимо было предоставить макет, Willys смогли только определиться со временем готовности прототипа и ценой. Установленная цена за машину была на 250$ ниже, чем у Bantam, но они попросили больше времени на изготовление первой машины. Штрафные санкции 5 долларов за день задержки сделали цену Willys выше установленной Bantam. Военные дисквалифицировали Willys, и Bantam получили контракт на изготовление партии машин для дальнейших испытаний. Несмотря на это, уверенные, что Bantam не выдержит 30-дневных испытаний, Willys упорно продолжали завершать прототип за свой счет.

Как оказалось впоследствии, это было мудрое решение, ведь, несмотря на то, что Bantam прошел тест, военные не поверили, что компания обладает мощностями для выпуска всех необходимых автомобилей и решила привлечь альтернативные источники.

Итак, на 50 дней позже Bantam, Willys выпустили два прототипа, ко-торые назвали «Quad» («четверть»), один из них - с 4-колесным приводом. В письме, написанном офицеру по закупкам майору Джей Ван Несс Ингрему (J.Van Ness Ingram), была отмечена и установленная цена: 1581 доллар за каждую из 1500 машин, оборудованную приводом на 2 колеса, и 1677 долларов за автомобиль с полным приводом.

Первый автомобиль, который имел заметное сходство с Bantam, был доставлен на полигон в Хэлаберд (Holabird) 11 ноября (по другим источникам 13 ноября) 1940года. Как и Bantam, он имел больший вес, чем требовали военные - 2420 фунтов (1099 кг). Однако, с более мощным двигателем «Go-Devil» 60 л.с., объемом 2199 куб.см. и крутящим моментом 142Нм, прототип Willys имел намного большее соотношение мощности к весу, чем Bantam.

Двигатель был разработан шесть лет назад и поначалу заработал весьма скверную репутацию, но Делмар Рос потратил много сил на его улучшение, особое внимание уделяя смазке и охлаждению, и в 1940 двигатель стал более мощным и надежным.

«Quad» оснащался 3-х ступенчатой коробкой передач, рычаг которой располагался на рулевой колонке и 2-х ступенчатой раздаткой. Имел лонжеронную раму с рессорными подвесками обоих неразрезных мостов, барабанные тормоза с гидроприводом, электрооборудованием на 6 В и колесами с размером шин 6.00-16. Рычаг ручного тормоза был непривычно размещен на приборном щитке (передней панели), где и остался на протяжении всего периода производства.

Стоит отметить, что раздатка и мосты были от Spacer, т.е. те же самые, что стояли и на Bantam, да и визуальное сходство Willys «Quad» и Bantam было так сильно, что один из офицеров военной комиссии в описании сравнительных тестов написал: «Модели Ford и Willys Overland являются копиями оригинального дизайна Bantam».

Тестирование началось утром 13 ноября 1940 года. Первая фаза заключалась в пробеге на 5 000 миль (8 000 км) по скоростной дороге, за ней следовала та же дистанция через поля к лагерю, где на внедорожном полигоне были воспроизведены канавы, холмы и элементы пересеченной местности. Очевидно, что с мягкими амортизаторами прототипа Willys усидеть на месте на высокой скорости было легче, это вдохновляло на более быструю езду, чем на Bantam.

Тест-водитель Дональд Кеновер (Donald Kenower), докладывал, что на этом этапе испытаний преимущество отдается Willys «Quad». Однако продолжающийся дождь на этапе кросса по пересеченной местности превратил зону испытаний в грязевую ванну, и значительное количество грязи «Quad» засосал в карбюратор, испортив двигатель. Поскольку испытания надо было продолжать, аналогичный двигатель «Go-Devil», был взят из сопровождавшей легковой машины Willys и использован для замены испорченных частей.

Суровыми испытаниями были выявлены и другие проблемы: поломка рамы, перегрев, выход из строя подшипников в раздаточной коробке, повторяющиеся поломки амортизаторов и недостаточная надежность рулевых механизмов.

Тем не менее, по итогам испытаний, Willys “Quad” превзошел и Bantam, и Ford. Полковник С.С.Дьюелл (С.С.Duell) сделал заключение, что «двигатель Willys превосходит все другие по мощности и показывает отличные результаты» и, несмотря на проблемы с весом, Willys был одобрен, но военные предупредили, что будущие контракты будут зависеть от способности компании уменьшить вес до более приемлемых значений.

Джозеф В. Фрезер и Делмар Рос это понимали и без напоминаний. Работы по модернизации прототипа велись параллельно с испытаниями «Quad» на полигоне в Хэлаберде. Результатом этих работ стало появление модели Willys МА. Несмотря на то, что использовались те же базовые узлы и компоненты компаний Warner Gear и Spicer, которые были установлены и обкатаны на прототипе, и на Bantam, эта модель достаточно сильно отличалась от «Quad» и, самое главное, инженерам удалось снизить вес до приемлемых 2160 фунтов. Повторные испытания так же выявили преимущество новой модели Willys МА над Bantam BRC 40 и Ford Pigmy. Контракт на производство партии в 1500 автомобилей был получен, как впрочем и конкурентами. Цену удалось снизить до 738,74 $ за автомобиль, что так же сыграло не маловажную роль.

Всего было произведено 1553 Willys МА из них 50 со всеми ведущими колесами.

Willys MA характеристики:
Двигатель – «Go Devil» Willys L134, 4 цилиндра;
Мощность – 60 л.с. (по другим источникам 62-65 л.с);
Крутящий момент – 142 Нм при 2000 об. в мин.;
Коробка передач – механическая, 3-х ступенчатая Warner T84, рычаг переключения расположен на рулевой колонке;
Раздаточная коробка – 2-х скоростная Spicer Dana 18;
Мосты - передний Dana 25, задний Dana 23-2, 4.88:1 производитель Spicer;
Колесная база – 80 дюймов;
Вес – 980 кг.
Практически все МА, как и Bantam, по ленд-лизу попали в СССР. В настоящее время сохранилось примерно 30 экземпляров доживших до наших дней. С нарушением принятых сроков, последний Willys МА был выпущен Willys-Overland Motors 18 ноября 1941 года, серийные номера выпущенных автомобилей находились в пределах от W2018932 до W2020431.

Это интересно:


Двигателю «Go Devil» принадлежит мировой рекорд: при диаметре цилиндра в 79,4 мм ход поршня составляет 111,1 мм, поэтому мотор «Виллиса» считается самым «длинноходным» в мире. Но, согласно проведенным в 1943 году в СССР испытаниям, мощность этого двигателя составила не заявленные 60 л.с., а 56,6 л.с., ниже оказался и крутящий момент. Считается, что это, а также малый ресурс Willys в Красной Армии связаны с отсутствием в СССР качественных ГСМ.

Отзыв(Из книги Л.Д. Гоголева "Автомобили-солдаты"):

Бывший водитель 61-го автобата штаба Донского фронта, после войны доцент Киевского строительного института Виктор Владимирович Досужий, вспоминает: «В период Сталинградской битвы я был шофером у члена Военного совета фронта генерал-лейтенанта К.Ф. Телегина. Ездили мы на «бантаме». У этой машины, в отличие от ГАЗ-67 и «Виллиса», мощность была поменьше, а тяговые качества похуже. А вообще этот «джип» из-за небольшой ширины был (так же как и «Виллис») недостаточно устойчив. Я на своем «бантике» (как я называл в шутку «Бантам») опрокидывался дважды, правда, без особых последствий.
Недостаточно прочными были у американских «джипов» рамы, приходилось подваривать их в полевых условиях. Кузова были тесноваты, особенно при езде в зимней одежде. Мы дооборудовали все «джипы» закрытыми самодельными будками. И в такой будке было еще теснее»

Журнал "JeepFan"

Картина дня

наверх