На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 512 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...
  • Виктор Луговой
    "Очень часто придя за автомобилем водителю выписывают штраф и дают его копию" Ага-ага. Подъезжая к сией станцыи и гля...Если автомобиль э...

Советский ЗРК «Оса»: история его создание, описание и технические характеристики

ЗРК «Оса» — это советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности, принятый на вооружение в 1971 году. Он был специально разработан для защиты от ударов с воздуха танковых и мотострелковых как непосредственно во время боевых действий, так и на марше. Это всепогодное, самоходное и автономное средство ПВО предназначено для уничтожения самолетов и вертолетов противника, его БПЛА , а также крылатых ракет. ЗРК «Оса» способна выполнять свои задачи даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника.

Несмотря на свой преклонный возраст, ракетный комплекс «Оса» не только до сих пор используется российской армией, но и является наиболее многочисленным оружием войскового ПВО. В 2007 году вооруженные силы РФ эксплуатировали около 400 подобных комплексов. В настоящее время ЗРК «Оса» эксплуатируется вооруженными силами бывших советских республик, а также армиями Польши, Болгарии, Греции, Кубы, Индии, Иордании, Сирии, Эквадора.

Всего же с момента начала серийного производства советской промышленностью было выпущено около 1,2 тыс. единиц этого оружия. Оно продолжалось до 1988 года.

В Сирии

Неоднократно проводилась модернизация ЗРК «Оса», причем как в Советском Союзе, так и в других странах. Существует несколько его модификаций: советские «Оса-АКМ» и «Оса-АК», белорусский комплекс «Оса-1Т», польский SA-8 Sting.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» неоднократно участвовал в реальных боевых действиях, можно сказать, что без участия этого средства ПВО не обходился ни один из крупных военных конфликтов последних десятилетий прошлого века. Впервые в реальных условиях он был использован на Ближнем Востоке еще в начале 80-х годов. Затем была Ангола, война в Персидском заливе, российско-грузинская война 2008 года. В настоящее время ЗРК «Оса» используется обеими сторонами гражданского конфликта в Сирии.

История создания

Необходимость создания нового зенитного комплекса, который бы мог эффективно прикрывать сухопутные подразделения от воздушных атак с малых высот, возникла уже в конце 50-х годов прошлого столетия.

Дело в том, что к этому времени серьезно изменилась тактика боевой авиации: широкое распространение зенитных управляемых ракет заставило самолеты спуститься с заоблачных высот практически к самой земле. Атакуя с малых и предельно малых высот, самолеты и вертолеты представляли серьезную опасность, наиболее уязвимы были войска на марше. Нужен был специализированный ЗРК, который бы мог бороться с такими воздушными целями. Попытки создания такого средства ПВО предпринимались в разных странах, но наилучшего результата удалось добиться советским конструкторам.

В октябре 1960 года появилось постановление Совмина СССР, в котором предписывалось начать работу над созданием зенитно-ракетного комплекса «Оса» (на стадии разработки проект назывался «Эллипсом»). К нему были выдвинуты очень серьёзные требования.

Первая модификация Осы

Новый ЗРК должен был уверенно поражать цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности до 10 км. Для того времени это была очень нетривиальная техническая задача. Кроме того, конструкторам предписывалось создать комплекс с высокой степенью автономности, в котором бы на одном шасси размещались все боевые элементы ЗРК: управляемые ракеты, РЛС, а также средства связи, навигации и источники электропитания. Еще одним пожеланием заказчика была возможность комплекса обнаруживать цели прямо в движении и поражать их во время коротких остановок.

Военные хотели, чтобы масса ЗУР не превышала 65 кг, в этом случае ее можно было заряжать вручную силами двух бойцов.

Головным разработчиком проекта было назначено НИИ-20, а главным конструктором – В. Тарановский, которого позже заменил М. Косичкин. Созданием ракеты занимался Тушинский машиностроительный завод, а пусковой установки – КБ компрессорного машиностроения. Кутаисскому автомобильному заводу было поручено разработать самоходное шасси. Одновременно с сухопутным комплексом шли работы над созданием модификации «Оса-М», предназначенной для ВМФ страны.

Зенитный комплекс Тарановского и Косичкина

Проект продвигался очень тяжело, к 1962 году он практически не сдвинулся с места. Серьезные нестыковки между разными элементами комплекса возникли уже на этапе аванпроекта.

Чтобы понять всю техническую сложность этого проекта, можно сказать, что примерно в это же время аналогичный автономный зенитный комплекс пытались создать американцы. Они планировали разместить все его элементы на гусеничном шасси бронетранспортера М-113. Общая масса машины должна была составлять 11 тонн, что позволило бы транспортировать его с помощью авиатранспорта. Для американского ЗРК разрабатывали ракету массой 55 кг с активной головкой самонаведения и дальностью полета 15 км. Требуемые характеристики так и не были достигнуты, поэтому в 1965 году проект был закрыт. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «

Рапира », но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали советской «Осе».

Неудачи во время реализации советского проекта стоили должностей не только нескольким главным конструкторам, в ходе работ менять пришлось целые организации, которые не смогли выполнить добиться результатов.

Оса в походе

Самой сложной задачей стало создание управляемой зенитной ракеты, и Тушинский машзавод с ней откровенно не справился. Поэтому в 1964 году эта работа была поручена ОКБ-2, а созданием самоходного шасси занялся Брянский автомобильный завод. Кроме того, был заменен главный конструктор всего проекта.

В 1970 году наконец-то начались испытания комплекса. Они завершились успешно и в 1971 году ЗРК «Оса» был принят на вооружение.

Описание конструкции

ЗРК «Оса» — это средство ПВО малой дальности, которое способно поражать практически любые воздушные цели на высотах от 50 до 5 тыс. метров на дальности до 10 км даже в условиях значительного радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, комплекс имеет хорошую автономность, проходимость, его время развертывания составляет всего лишь 5 минут.

Схема ЗРК

В состав комплекса входят следующие боевые элементы:

  • Боевая машина (БМ) 9А33Б, на которой размещены средства наведения, разведки и пуска ракет;
  • Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М33.

Для полноценного функционирования комплекса также необходимы следующие технические средства:

  • машина для технического обслуживания;
  • юстировочная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная подвижная станция;
  • машина группового ЗИП;
  • комплект наземного оборудования.

Также в состав комплекса «Оса» входят следующие системы: станции обнаружения и сопровождения целей, счетно-решающий прибор, РЛС визирования ракет, система стартовой автоматики и оптический визир.

Основным вооружением комплекса является зенитная ракета 9М33. Она выполнена по классической схеме «утка», оснащена твердотопливным двигателем, радиокомандной системой наведения и осколочной боевой частью. Неконтактный взрыватель производит подрыв БЧ в пяти метрах от выбранной цели. В хвостовой части ЗУР находятся трассеры для ее сопровождения оптическим визиром. Комплекс может выпускать две ракеты по наиболее приоритетным целям с интервалом 3-5 с.

Снаряды

Вес боевой части ракеты 9М33 составляет 15 кг, общая масса – 128 кг, а ее средняя скорость составляет 500 м/с. Перед пуском ЗУР не нужно проводить предстартовую подготовку, при поражении цели ракета выходит на нее сверху, что значительно уменьшает вероятность ошибки.

Транспортно-заряжающая и боевая машины комплекса выполнены на базе трехосного шасси БАЗ-5937. Это обеспечивает им отличный уровень проходимости и мобильности. Шасси комплекса может преодолевать водные препятствия, используя для этого водометы. Также боевая машина имеет системы навигации, топопривязки, электроснабжения и связи, что и обеспечивает комплексу высокий уровень автономности. Размеры и вес элементов комплекса позволяют транспортировать его самолетомИл-76 или по железной дороге.

Шасси оснащено мощным дизельным двигателем, что позволяет разгоняться до 45 км/ч при движении на грунтовых дорогах и до 80 км/ч на шоссе.

Скорость на шоссе - 80 км/ч

Станция обнаружения целей ЗРК «Оса» довольно надежно защищена от помех. Это РЛС кругового обзора, стабилизированная в горизонтальной плоскости, которая вращается со скоростью 33,3 оборота в минуту. Антенна РЛС способна обнаружить вражеский истребитель, летящий на высоте 5 тыс., на дистанции 40 км. Маловысотные цели (50 метров) могут быть обнаружены на расстоянии 27 км.

После захвата цели ее данные передаются на сопровождающую станцию. Она передает координаты на счетно-решающий прибор. Общее время реакции ЗРК не превышает 26 секунд.

Транспортно-заряжающая машина способна обеспечить транспортировку и заряжание 12 зенитных ракет.

Серийное производство ЗРК «Оса» было налажено на Ижевском электромеханическом заводе, там делали боевые машины комплекса. Зенитную ракету для него изготавливали на Кировском машиностроительном заводе.

В 1975 году на вооружение был принят новый модернизированный комплекс, он получил название «Оса-АК». Боевая машина данной модификации получила шесть ракет 9М33М2 (вместо четырех 9М33 у базовой версии комплекса), кроме того, «Оса-АК» отличалась от своего предшественника более продвинутыми характеристиками.

При создании радиоэлектронной аппаратуры «Осы-АК» была использована новая элементарная база, что значительно уменьшило ее габариты и повысило надежность работы. Был доработан счетно-решающий прибор, улучшена защищенность электронного оборудования от помех.

Ракета 9М33М2 получила более совершенный радиовзрыватель, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения летательных аппаратов противника до 25 метров. ЗУР комплекса «Оса-АК» размещалась в специальном контейнере, что гарантийный срок использования до пяти лет.

Зенитные комплексы на Параде

Благодаря внесенным усовершенствованиям, повысился уровень эффективности комплекса: он способен сбивать цели типа истребитель на высоте 50 метров с вероятностью 0,35-0,4, а на высоте более 100 метров – 0,42-0,85. Также была увеличена зона поражения комплекса и его способность бороться с высокоскоростными целями.

В 1980 году на вооружение была принята еще более продвинутая модификация комплекса, которая получила название «Оса-АКМ». От своих предшественников она отличалась улучшенными возможностями борьбы с вертолетами противника – советские военные учли опыт ближневосточных кампаний. «Оса-АКМ» способна поражать вертолеты противника практически на нулевых высотах на дальности до 6,5 км.

ЗРК «Оса», (а также «Оса-АК» и «Оса-АКМ») стояли на вооружении зенитных полков мотострелковых дивизий. В каждый такой полк входило пять зенитно-ракетных батарей и полковой командный пункт. В составе одной батареи находилось четыре комплекса «Оса» и командный пункт. Получалось, что каждый полк располагал двадцатью боевыми машинами с 80 ракетами, постоянно готовыми к бою. Если же полк был вооружен модификациями «Оса-АК» или «Оса-АКМ», то количество ЗУР увеличивалось до 120 штук – весьма серьезная сила.

Боевое использование и эксплуатация

ЗРК «Оса» состоял не только на вооружении советской армии, но и активно поставлялся на экспорт. Им были вооружены многочисленные союзники СССР в разных регионах планеты: страны Варшавского договора, Индия, Ирак, Ливия, Сирия и другие. Несмотря на то что серийное производство «Осы» уже давно прекращено, этот комплекс до сих пор стоит на вооружении сухопутных сил России, Украины, Белоруси, Польши, Сирии и других стран. Вскоре после распада СССР 18 ЗРК «Оса» были проданы Греции, которая стала первой страной НАТО, взявшей его на вооружение.

Оса на полигоне

Боевое крещение комплекса состоялось в начале 80-х годов на Ближнем Востоке. Сирийцы активно использовали «Осы» для противодействия израильской авиации. В 1982 году сирийская ПВО и военно-воздушные силы, практически полностью укомплектованные советской техникой, были наголову разбиты израильтянами (операция «Медведка 19»). Несмотря на это, «Оса» показал себя на этом сложном театре боевых действий, как весьма эффективное и надежное оружие. Даже если РЛС комплекса была подавлена помехами, наличие оптического канала наведения позволяло обнаруживать и сопровождать цели. Сирийским (или советским) зенитчикам удалось сбить большое количество израильских БПЛА и истребитель-бомбардировщик F-4E.

Следующим конфликтом, в котором участвовал ЗРК «Оса», стала гражданская война в Анголе. В ходе боевых действий комплексу удалось сбить два беспилотных аппарата и один самолет-разведчик.

Во время первой кампании в Персидском заливе американцы уделяли огромное внимание нейтрализации ЗРК «Оса», которые находились на вооружении армии Саддама. Они считали этот комплекс одним из наиболее боеспособных элементов системы ПВО Ирака, особенно опасным для крылатых ракет. Чтобы поближе познакомиться с советским оружием, американский спецназ предпринял дерзкий рейд, во время которого один из комплексов был захвачен и вывезен из страны вместе с документацией и пленными зенитчиками.

ЗРК на улицах города

ЗРК «Оса» использовались обеими сторонами во время российско-грузинской войны 2008 года. Российской армии удалось захватить пять боевых машин в качестве трофеев.

Несмотря на то что ЗРК «Оса» тяжело назвать современным видом вооружения, он продолжает активно эксплуатироваться. За многие десятилетия службы этот комплекс противовоздушной обороны зарекомендовал себя, как оружие, способное выполнять свои задачи в самых сложных условиях.

В последние годы было разработано несколько вариантов модернизации ЗРК «Оса». В 2003 году была представлена белорусская модификация комплекса под названием «Оса-1Т». Радиоэлектронное оборудование комплекса было переведено на современную элементарную базу, что уменьшило его габариты, повысило надежность и помехозащищенность. Белорусам удалось значительно повысить боевые качества ЗРК, особенно его способность работать по высокоскоростным и маневренным целям. По словам разработчиков, ЗРК «Оса-1Т» может эффективно поражать малозаметные цели, выполненные с использованием технологий «стелс».

В 2011 году начались испытания ЗРК «Стилет» — совместной разработки Украины и Белоруси, созданной на основе комплекса советского «Оса».

ЗРК Стилет, созданный на основе Осы

В 2003 году широкой общественности был представлен SA-8 Sting – вариант модернизации комплекса «Оса», разработанный польскими специалистами.

Технические характеристики

Масса ракеты 9М33М3, кг 126,3
Скорость полета ЗУР, м/с 500
Дальность обнаружения цели, км до 45
Дальность поражения цели, тыс. м 1,5-10
Высота поражения цели, тыс. м 0,025-5
Макс. скорость цели, м/с 500
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,5..0,85
Количество ракетных каналов 2
Время реакции, сек. 16…26
Время развертывания в боевое положение, мин до 4
Число ЗУР на боевой машине, шт. 6
Макс. скорость передвижения по шоссе, км/ч 70
Боевой расчет, чел. 4

Осы в строю

Источник

Картина дня

наверх