Как пилоты команды Black Falcon стали первыми россиянами, выигравшими немецкий чемпионат на Нюрбургринге.
Историю этой победы я собиралась рассказать на две недели позже, после финального этапа немецкого кузовного чемпионат VLN 26 октября, посещение которого запланировано в моем календаре как обязательное. Потому что надеялась, что удастся понаблюдать, как Александр Акименков и Василий Селиванов у меня на глазах превращаются из просто победителей и призеров этапов в первых россиян, которые когда-либо в истории выигрывали этот чемпионат. Но обстоятельства изменились. И хотя увлекательнейший репортаж с «Северной петли» все равно вас ожидает в недалеком будущем, про победу в сезоне VLN-2019 я расскажу уже сейчас.
На протяжении всего долгого сезона немецкого кузовного чемпионата, который проходит на полной конфигурации знаменитой трассы Нюрбургринг с марта по октябрь, петербуржцы Александр Акименков и Василий Селиванов, выступающие за команду Black Falcon на Porsche 911 № 395 в классе V6 Production Cars, в этом году этап за этапом протаптывали себе дорожку на самый верх подиума. К восьмому этапу, который состоялся в прошедшие выходные, они опережали своих соперников по очкам, но разница была еще несущественной, и фортуна «Зеленого ада» заняла выжидательную позицию.
…Сезон-2019 на Нюрбургринге с самого начала складывался для наших спортсменов чрезвычайно удачно. Помимо VLN они выступили в Квалификационной гонке, предшествовавшей «24 часам Нюрбургринга», затем в самом марафоне, и выиграли оба соревнования. А из семи предыдущих этапов VLN, один из которых не состоялся по погодным условиям, набрали четыре первых и два вторых места. О чем вообще еще можно мечтать?
Чтобы вы могли представить себе, что такое VLN и какова цена победы там даже в одном классе, мы предложим немного цифр и фактов.
• В каждом этапе участвует от 150 до 200 экипажей, от двух до четырех пилотов в машине. Представьте себе стартовую решетку Формулы 1, где располагаются 22 автомобиля, и продлите ее в семь раз — вы получите один из самых коротких вариантов грида на Нюрбургринге. Из-за такого количества участников старты даются по очереди в три группы, чтобы избежать излишней толкучки на зеленом светофоре и возможных массовых завалов, но даже 50–60 машин в одной группе это очень и очень много.
• Все участники делятся на классы в зависимости от мощности и подготовки автомобилей, и в этом сезоне таких классов 26. Время круга у них может различаться на 2,5, иногда 3 минуты (!), так что круговые появляются очень быстро. К тому же уровень вождения тоже у всех разный — в соревновании принимают участие как профессиональные пилоты, выступающие в заводских командах, так и любители.
• Такое количество автомобилей допускается в гонку благодаря тому, что протяженность трассы составляет более 25 км: VLN и 24-часовой марафон проходят на объединенной конфигурации Гран-при и «Северной петли», но даже на такой длине трафик всегда сумасшедший, а большинство обгонов приходится на более широкую и безопасную трассу Гран-при.
• Расположение Нюрбургринга в Айфелевых горах создает соответствующий рельеф трека: спуски, подъемы, «слепые» повороты, узкие шиканы, лесной массив по бокам и очень узкие, минималистичные зоны вылета. Не удержал машину на «Северной петле» — поздоровайся с отбойниками, и хорошо, если после этого удастся вернуться в гонку.
• Еще одна сложность — изменчивая погода. Помимо постоянных дождей, туманов, иногда солнца, иногда града и даже снега (именно из-за него был отменен второй этап), здесь бывает и все это одновременно — на разных участках Нюрбургринга. И попробуй угадать, в какую резину обуваться и по какой траектории лучше ехать. Наверняка поклонники «Северной петли» помнят, как в 2016 году во время гонки «24 часа Нюрбургринга» на дальнем отрезке трассы внезапно пошел град, моментально покрывший асфальт слоем наледи — а над питлейном в это время светило солнце и с пит-стопа машины выезжали на сликах…
Василий Селиванов (слева) и Александр Акименков в паддоке Нюрбургринга
Александр Акименков и Василий Селиванов на Нюрбургринге далеко не новички. Их историю ярассказывала в большом материале, посвященном 24-часовому марафону, но людей, помешанных на «Зеленом Аду», знающих его как свои пять пальцев и умеющих быстро ездить, в VLN буквально — толпы. А вот чтобы выиграть сезон, нужно обладать не только скоростью, но и стабильностью. К тому же еще за всю историю этого соревнования россияне никогда не выигрывали этот чемпионат даже в своем классе. Этапы выигрывали, чемпионат — нет.
Ну а мы расскажем вам подробности того, как это произошло в первый раз.
НАД НЮРБУРГРИНГОМ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО
На пятницу традиционно приходятся свободные заезды и гостевые активности, включая ринг-такси для гостей команд и спонсоров. Для российских пилотов пятница была очень важным днем, т. к. владелец и руководитель команды Black Falcon Алекс Бом специально для них организовал тесты нового автомобиля Porsche Cayman GT4 Clubsport, на котором, вполне возможно, Василий и Александр будут выступать в следующем сезоне.
— В нашем распоряжении в этот раз было сразу два автомобиля: наша Carrera, на которой мы участвуем в сезоне, и новый Cayman GT4, — рассказал Александр Акименков. — Нам очень помогло, что мы ездили на обеих машинах одновременно, так как это позволяло четко почувствовать разницу. И когда мы пересаживались с более быстрого Cayman на Carrera, это разгоняло нас как пилотов. Машина очень понравилась. Настоящий боевой снаряд.
Однако суббота, несмотря на голубое небо, началась с совершенно мокрой трассы, и виной тому были обычный для этого времени года туман и обильная роса, которая выпала на рассвете. Квалификацию было необходимо начинать на дождевой резине, и это заранее обрекало первые круги на худший результат. Заводские команды и пилоты (всего порядка 50 экипажей) отсиживались в боксах, ожидая, когда солнце высушит асфальт и не нужно будет тратить время, шины и топливо на лишние попытки.
Но Александр и Василий, посовещавшись с третьим членом экипажа Ронни Летмейтом и своим гоночным инженером Нико, совершенно правильно рассудили, что в последней, сухой части квалификации будет очень плотный трафик, что приведет, скорее всего, к авариям и вылетам и, как следствие, к желтым флагам или так называемому «коду 60» — когда скорость на определенном участке трассы необходимо снизить до 60 км/ч.
Было решено выезжать на дождевой резине. Первая смена выпала как раз на долю Ронни, и его часть квалификационных попыток сложилась чрезвычайно удачно: он сумел собрать быстрый круг и показать хорошее время в абсолюте, которое могло бы пойти в зачет.
Задачей Василия, выехавшего следующим на подсыхающую трассу, было в том числе собрать информацию по траектории и состоянию асфальта, чтобы Александр, выезжая последним уже на слике, мог сразу идти на быстрый круг.
— На втором круге я сумел показать 17-е время в абсолюте на тот момент на дождевой резине: примерно 10,01–10,02 минуты. Оно бы пригодилось, если бы Саша попал в трафик или желтые флаги. Но все же на своем последнем круге на сликах он сумел опередить меня на 30 секунд, и именно его время пошло в зачет.
Время Александра Акименкова, тем не менее, стало лишь вторым в квалификации класса, но важным было то, что основные соперники — Mathol Racing на Porsche Cayman S № 435 и Stein Tveten Motorsport на Porsche 911 № 416 — расположились еще дальше на стартовой решетке. Первое же место на гриде занял экипаж AVIA Sorg Rennsport, который не сражался за титул.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ НЕРЕШИТЕЛЬНОЙ ФОРТУНЫ
Старт в длинных гонках на Нюрбургринге происходит с хода: это снижает риск завала на первом круге. После предстартовой и стартовой процедуры, которые длятся довольно долго, чтобы все зрители и гости успели насладиться зрелищем, пелотон уходит на прогревочный круг, после чего стартует тремя группами с промежутком в несколько минут каждая.
— Задача на прогревочном круге — довести резину и тормоза до нужной температуры, чтобы уже в первом повороте быть готовым совершить прорыв, — рассказал Александр Акименков. — В этот раз я даже немного раскачал машину, отодвигая назад нашего главного соперника Вольфганга Вебера из Mathol Racing. И в тот момент, когда мы подъехали после прогрева к линии старта, мы увидели красные флаги!
Почти сразу после старта на трассе Гран-при произошла массовая авария в первой группе: несколько машин перегородили всю ширину трека, усеяв асфальт и обочины обломками. Гонку пришлось останавливать и начинать все заново. Но Александр был готов к атакам и уже на первом круге сумел опередить впереди идущий экипаж и еще несколько более быстрых автомобилей, увеличив отрыв от главных соперников и даже организовав буфер в виде еще одного участника между собой и автомобилем Вебера.
— У меня был хороший стинт, и три круга подряд мне удалось «положить» в одну секунду: 9,12–9,13 минуты. Единственная проблема заключалась в Golf VII GTI TCR из старшего и более быстрого класса TCR, которого я обогнал и очень этим обидел. На пятом круге он кинулся в атаку в неудачном месте, я решил его пропустить, дабы избежать аварии, но вместе с ним меня проскочил и Вебер, правда, далеко не уехал. Вольфганг Вебер — вице-чемпион Европы по ралли, и мне было очень приятно видеть, как он нервничает и совершает ошибки, пытаясь от меня оторваться. Я ждал прямую Доттингер (Dottinger Hohe), чтобы с помощью слипстрима вернуть позицию.
Не сумев ничего противопоставить Акименкову в честной игре, Вебер начинает действовать иначе. В одном из скоростных поворотов — Гальгенхопф (Galgenkopf), которые гонщики проходят газ в пол, пилот Mathol Racing решает сыграть ва-банк и прямо перед машиной Black Falcon резко бьет по тормозам, а затем нажимает газ.
Александра спасли инстинкты, которые в таких случаях срабатывают намного быстрее разума. Он успел дернуть машину влево, ударить тормоз и снова нажать на газ, что спасло его от неминуемого столкновения и разбитой машины. Но до конца круга и смены ему так и не представилось другой возможности обогнать Вебера. На пит-стоп два Porsche заехали паровозиком, и 395-й слегка подталкивал 435-го в задний бампер…
«…У РОННИ КРЭШ»
Следующий двойной стинт выпал на долю Ронни Летмейта, немецкого пилота, выступающего на протяжении всего сезона с Василием и Александром. За пару кругов Ронни сумел нивелировать то отставание, которое образовалось за счет более быстрой дозаправки у соперников, и готовился к обгону, когда в его задних зеркалах появился командный автомобиль старшего класса, сражающийся за победу в абсолютном зачете. Ронни решил его пропустить, подвинулся с траектории и…
По словам Ронни Летмейта, это была одна из его самых глупых ошибок. Автомобиль оказался двумя колесами на искусственном покрытии обочины, баланс был потерян, машину размотало и вынесло задним бампером в гардрейл. Отскочив от забора, Porsche № 395 повис днищем на высоком поребрике и замер, будучи не в состоянии самостоятельно выбраться из этого капкана.
Ронни Летмейт (слева) и Александр Акименков на питлейне перед квалификацией
— После неспортивной ситуации между Вебером и Александром у нас в боксах была довольно напряженная атмосфера: мы ждали еще какого-то подвоха. Я даже не пошел обедать и наблюдал за гонкой по мониторам, — рассказал Василий Селиванов. — И в этот момент наш инженер Нико говорит вдруг: «У Ронни крэш», и мы видим по GPS-радару, что он замер в Хохе Ахт (Hohe Acht).
Восемь долгих минут маршалы с помощью специального автомобиля снимали с каменного «крючка» Porsche команды Black Falcon, и за это время все их соперники уже давно ушли в точку. Казалось бы, все: гонка потеряна, столько времени отыграть за оставшиеся круги уже невозможно. Но имелись и плюсы. После возвращения автомобиля в гонку стало понятно, что фатальных повреждений у машины нет: времена круга у Ронни оставались очень хорошими. Конечно, с пятой позиции лидера класса — Mathol Racing — уже не догнать, да и второе место практически недостижимо. Но вернуть себе третье место — задача вполне осуществимая.
ВАСИЛИЙ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В БОЙ
На свежей резине и со свежими силами Василий Селиванов вышел на свой завершающий стинт. Времени на раскачку не было, гонщику пришлось с самого начала включать максимальный режим атаки, чтобы отыграть максимум возможных позиций. И так очень быстрый, Василий в этот раз летел будто на крыльях. За два первых круга он догнал и прошел двух соперников, но впереди были равные по скорости экипажи, и становилось очевидно, что бессмысленно рассчитывать на результат выше третьего места.
— На протяжении всего этапа меня удивляло, насколько быстро и ровно по времени круга идут оба пилота экипажа команды PROsport-Performance, занимавшей в гонке вторую позицию. Это крайне сложная задача — найти двух таких равных пилотов. Но в чем причина такого ровного темпа, мы еще долго не понимали, — рассказал Василий.
Black Falcon во время финального стинта сделал все возможное, чтобы подняться в турнирной таблице как можно выше, но все равно на финише их разделяло со вторым местом порядка 30 секунд.
— Набранных очков было недостаточно, чтобы выиграть чемпионат здесь и сейчас, и теперь нам предстояло делать это на последнем этапе. Понятно, что мы расстроились: для победы у нас были все условия — хорошая погода, хорошая трасса, хорошая машина, а мы не смогли. И как сложится девятый этап — неизвестно. Мы так переживали, что даже не пошли на награждение, попросив команду забрать наши бронзовые награды, — поделился Александр Акименков. — А вечером наши механики передали нам кубки, и мы не поверили глазам: на них стояла цифра 2!
Как выяснилось позже, команду PROsport-Performance оштрафовали на три минуты за то, что один из заявленных пилотов так и не вышел на старт. Оказалось, что их второй пилот был намного медленнее Василия; в команде сопоставили цифры, поняли, что потеряют второе место, и решили рискнуть, оставив в машине быстрого гонщика. Но не учли, что судьи на питлейне заметят подмену и выпишут штраф.
Именно эти три штрафные минуты и сделали свое дело, принеся экипажу Black Falcon второе место и дополнительные очки в гонке. А утром пришли поздравления с победой в чемпионате и от владельца команды, и стало понятно, что фортуна, раскачивавшая маятник то в сторону Black Falcon, то в сторону Mathol Racing и на этапе и во всем сезоне, наконец-то определилась!
26 октября состоится девятый, финальный этап чемпионата VLN, и Василий Селиванов и Александр Акименков отправятся на него уже действующими победителями. Так что теперь исполнится их заветная мечта — проехать последний этап на максимуме и в свое удовольствие, не переживая за судьбу победы. Ну а мы вам расскажем, как это произойдет.
Свежие комментарии