На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 512 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...
  • Виктор Луговой
    "Очень часто придя за автомобилем водителю выписывают штраф и дают его копию" Ага-ага. Подъезжая к сией станцыи и гля...Если автомобиль э...

Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты

Уинстон Черчилль не очень лестно отзывался о танке, носящем его имя, говоря, что у того недостатков больше, чем у самого премьер-министра. Тем не менее, несмотря на массу конструктивных недочетов, «Черчилль» стал единственным тяжелым танком, который поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Советские же танкисты машину оценили достаточно высоко и воевали на ней умело и охотно.

304

Особенности конструкции

«Черчилль» стал идеальным воплощением идеи специализированного пехотного танка, господствовавшей в 30-х годах прошлого века. Планировалось, что эти тяжело бронированные машины будут наступать вместе с пехотой, поддерживая ее и уничтожая пулеметы, противопехотную артиллерию и дзоты. Именно бронирование стало одним из главных преимуществ этого английского танка. 152 мм стали делали «Черчилль» практически неуязвимым для немецкой техники – во всяком случае до массового появления «Тигров» и «Пантер».

А вот убойной силой танк похвастаться не мог. 57-мм пушка «Черчилля» уже на момент начала военных действий считалась устаревшей — она не могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами, что существенно ограничивало боевое применение машины. В СССР был налажен выпуск осколочных и фугасных снарядов собственной разработки, которые использовались на «Черчилле». А более поздние модификации танка получили наконец-то 75-мм пушку, которая имела такую возможность изначально. По данным книги М. Б. Барятинского «Пехотный танк "Черчилль"», эта модификация без проблем поражала «Тигров» в бок с расстояния 800-1000 метров.

Что касается ходовых характеристик танка, то они были неоднозначны. Низкая скорость отчасти компенсировалась хорошей маневренностью и управляемостью. Длина корпуса по замыслу создателей должна была помогать преодолевать рвы, траншеи и окопы, но на деле проходимости танка очень мешало то, что при боковом уклоне свыше 20 градусов с него слетали гусеницы.

Боевое применение

В СССР существовало несколько боевых формирований, укомплектованных британскими танками. Они массово участвовали в Курской битве и освобождении Киева, а некоторые воевали до самой Победы. Так как по своим качествам и возможностям «Черчилль» уступал отечественному тяжелому танку КВ, то британца обычно не жалели. Поэтому в процентном отношении потери его выше, но это говорит вовсе не об умении или нежелании наших танкистов воевать на «Черчилле». Во многих боях машина проявляла себя просто великолепно.

Так, М. Б. Барятинский в своей книге «Танки ленд-лиза в бою» рассказывает случай марта 1943 года, когда на поле боя четыре советских «Черчилля» были обездвижены. Но экипажи решили не покидать машины и в течение трех дней вели бой с артиллерией и пехотой противника. В ходе сражения советские бойцы уничтожили артбатарею немцев, четыре дзота и несколько взводов пехоты. Потерь среди советских танкистов не было – жизнь им спасла мощная броня танков.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх