Советские машины не для советских людей

Чем отличались экспортные модификации всем знакомых легковушек?

Советские машины пользовались за рубежом устойчивым спросом – прежде всего, благодаря разумным ценам Советские машины пользовались за рубежом устойчивым спросом – прежде всего, благодаря разумным ценам

Все мы хорошо знаем, на чем ездили наши отцы и деды. Иномарок в Советском Союзе практически не было, так что приходилось удовольствоваться продукцией отечественного автопрома.

Запорожцы, Москвичи, Жигули и Волги – вот что составляло основу автопарка нашей страны в прошлом веке. Об этих машинах большинству из нас известно буквально все. И, тем не менее, даже тогда существовали отечественные автомобили, которые выходили за рамки привычного – это модификации, предназначенные для экспорта.

Запорожцы попадали в Европу усилиями финской фирмы Konela и бельгийской компании Scaldia Фото: СОЦСЕТИ Запорожцы попадали в Европу усилиями финской фирмы Konela и бельгийской компании Scaldia

Действительно, почти все советские автомобили имели экспортные модификации. И даже Запорожец, которые в СССР многие считали этакой недомашиной, поставлялся за рубеж. С него и начнем. Первенец запорожского завода, «девятьсот шестьдесят пятый», выпускался в экспортном варианте, который назывался Yalta. От стандартных версий такой «Запор» отличался наклонными боковыми молдингами, улучшенной отделкой салона, доработанной шумоизоляцией, правым зеркалом заднего вида и наличием в салоне пепельницы. А уже за границей на машины ставили радиоприемник. Кстати, облагороженную модификацию имел и более поздний ЗАЗ-968.

Характерные признаки экспортного Москвича-403 – «двухэтажные» молдинги с цветной вставкой, зеркала заднего вида и корпуса задних фонарей, окрашенные в цвет кузова Фото: СОЦСЕТИ

Характерные признаки экспортного Москвича-403 – «двухэтажные» молдинги с цветной вставкой, зеркала заднего вида и корпуса задних фонарей, окрашенные в цвет кузова 

Москвичи, разумеется, тоже шли на экспорт. Предназначенные для иностранцев седаны 403 в исполнении «Э» оснащались иной решеткой радиатора, другими задними фонарями и украшались хромированными деталями, а «четыреста седьмые» Москвичи, например, зачастую имели двухцветную окраску. Весьма активно экспортировался и Москвич-408 – тоже в исполнении «Э». На такие машины ставили решетку радиатора под четыре фары – если помните, как раз подобный автомобиль – по совету друзей! – приобрел шеф в фильме «Брильянтовая рука».

В разных странах Москвичи продавались под различными обозначениями Фото: СОЦСЕТИ В разных странах Москвичи продавались под различными обозначениями 

Жигули тоже попадали за рубеж. Уже начиная с копейки, то есть ВАЗ-2101, в Тольятти стали делать модификации с правым рулем. Такие же версии были и у более поздней «трешки», которую, кстати, можно было встретить даже с автоматом: на некоторое количество автомобилей поставили 3-ступенчатую коробку производства General Motors.

Согласитесь, довольно непривычно наблюдать селектор автомата в салоне Жигулей Фото: СОЦСЕТИ Согласитесь, довольно непривычно наблюдать селектор автомата в салоне Жигулей 

Существовали и экспортные Волги – в том числе и в праворульном исполнении. Часть машин для продажи в Европе оснащались французскими дизелями Peugeot Indenor – такие модификации стоили дороже, чем карбюраторные, но и пользовались большим спросом. Любопытно, что вместе с заменой мотором на Волгах заодно усовершенствовали тормозную систему – вместо родных ставили тормоза от автомобилей Rover.

Купить Волгу с кузовом универсал в СССР было непросто, а с дизельным мотором – и вовсе невозможно Фото: СОЦСЕТИ Купить Волгу с кузовом универсал в СССР было непросто, а с дизельным мотором – и вовсе невозможно

Источник ➝