Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «4КОЛЕСА»
Вы хотите запомнить сайт «4КОЛЕСА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Обсуждаем, сравниваем, тюнингуем

Автоугоны: история и методы борьбы

развернуть

"…Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете…"

(к/ф "Берегись автомобиля")

Впервые угон автомобиля произошел всего через 2,5 года после получения Карлом Бенцем 29 января 1886 года патента на Benz Patent-Motorwagen - первого в мире автомобиля. В августе 1888 года, без разрешения мужа, супруга изобретателя Берта Бенц взяла автомобиль, посадила своих сыновей Ричарда и Евгения и отправилась из Мангейма в Пфорцгейм, к своей матери.

Берта Бенц с сыновьями во время первого автопутешествия (кадр из фильма Карл и Берта)Берта Бенц с сыновьями во время первого автопутешествия (кадр из фильма Карл и Берта)

Карл Бенц не был в обиде на супругу, т.к. этот угон стал и первым в мире автопутешествием и нашумевшей рекламой его детищу.

Но 8 июня 1896 года (спустя 10 лет с момента рождения автомобиля) жандармами Парижа была зарегистрирована кража автомобиля Peugeot Type 3 из личного гаража барона де Зуйлена де Ниевельта (Baron de Zuylen de Nyevelt) – основателя и будущего президента Автомобильного клуба Франции (Automobile-Club de France). Это событие стало первым официальным фактом угона в мировой автомобильной истории. По версии жандармов, угон совершил механик барона по имени Мишель, который должен был выполнить работы по ремонту и обслуживанию автомобиля, но вместо этого решил его угнать и продать покупателю из США.

Поскольку документальных подтверждений, чем окончилось это происшествие не сохранилось, у историков существуют три гипотезы дальнейших событий:

По первому варианту, в скором времени угнанный автомобиль в целости и сохранности был найден в пригороде Парижа - Аньер-сюр-Сен (Asnieres-sur-Seine). Был, также, найден и задержан угонщик.

Второй вариант считает, что механику удалось довести свой замысел до конца, получить за машину деньги и успешно покинуть Францию. Долгое время он находился в розыске, но не был обнаружен. Не был найден и угнанный им автомобиль.

Третья версия утверждает, что угнанный автомобиль был обнаружен в США, однако угонщика так и не удалось найти. Но эта версия не дает ответа на вопрос: смог ли барон вернуть себе свой автомобиль.

Peugeot Type 3, 1891-1894 годыPeugeot Type 3, 1891-1894 годы

По сути, событие произошедшее 8 июня 1888 года и можно считать начальной точкой остчета в истории создания и развития автомобильных охранных систем.

Первые противоугонные системы, появившиеся в конце XIX – начале ХХ века, были обычные механические запоры, блокирующие штыри и замки, которые навешивали на руль, колеса, двери и капот. В дальнейшем, механическая защита переместилась с наружных мест установки внутрь автомобиля. Механические запоры уменьшились в размерах и стали размещаться в скрытых от глаза местах.

В 20-х годах прошлого века, в США появились первые автомобильные сигнализации механического типа. Принцип их построения был придуман в 1913 году неизвестным заключенным городской тюрьмы Денвера, случайно попал в поле зрения специалистов, и был подробно описан в журнале "Popular Mechanics" в номере от 20 июня 1920 года: "Противоугонная автосигнализация, разработанная изобретателями из штата Небраска, использует ведущий вал, чтобы запускать гудок или сирену автомобиля, когда машину незаконно угоняют. Фрикционная передача, включаемая или выключаемая от сцепления с валом посредством кулачкового механизма, помещена вместе с сигнализацией в заклепанный стальной корпус, прикрепленный к картеру двигателя. Кулачок также разрывает электрическую цепь системы зажигания. Поворачивание ключа в замке блокирует двигатель и включает сигнализацию. Замок располагается в салоне в укромном месте".

В эти же годы, в Петрограде в физической лаборатории академика А.Ф. Иоффе при Политехническом институте, проводились работы по созданию новой уникальной технологии — бесконтактной охранной сигнализации. В основу сигнализации был положен принцип действия музыкального инструмента — терменвокса, названного по имени изобретателя — сотрудника лаборатории, инженера Л.С. Термена.

Работала сигнализация следующим образом: при возникновении движения в зоне приема терменвокса менялась емкость конденсатора, что приводило к разности электромагнитных частот. Разностная частота, попадая в звуковой диапазон, приводила к срабатыванию сигнализации в виде громкого звукового сигнала. Изобретение Л.С. Термена в 1922 году было установлено в Гохран СССР и музее Эрмитаж.

Лев Сергеевич Термен со своим изобетением – терменвокс, 1920 годЛев Сергеевич Термен со своим изобетением – терменвокс, 1920 год

В современных автомобильных охранных системах принцип Термена используется в датчиках контроля внутреннего пространства салона (датчиках "объема"). Надо сказать, что это не единственное изобретение Льва Сергеевича, которое используется в сигнализациях и поныне. В период с 1940 по 1947 год, он активно занимался научными исследованиями в области радиоуправляемых охранных сигнализаций - прообразами современных электронных радиоуправляемых автосигнализаций.

После окончания Второй Мировой войны, развитие конструкции автомобильных сигнализаций началось с "Автоматической охранной сигнализации" (Automatic Burglar Alarm) запатентованной в 1954 году Виктором Хелманом (Victor Helman) из Кливленда, штат Огайо. Хелман разработал схему, которая включала переустанавливаемый блок управления, подключенный к ряду ключей, защищающих двери, капот и багажник. При несанкционированном срабатывании любого из них, на двух электромагнитах возникал ток, включавший сирену.

В конце 50-х, еще один представитель Кливленда - Джон Юртц (John Yurtz), разработал конструкцию автомобильной охранной системы основанную на датчике движения. Два вибратора, расположенных перпендикулярны друг другу, воспринимали движение в двух плоскостях и активировали звуковой сигнал "при малейшем движении транспортного средства".

В 60-х годах, когда автомобилестроение переживало бум роста и стремительно развивалась радиоэлектроника, стал резко расти спрос и на автомобильные охранные системы. Разработкой таких систем занимались одновременно и автопроизводители и производители электронного оборудования.

Первые серийно устанавливаемые сигнализации появились в США, на автомобилях Chevrolet Corvette 1968 года. Сигнализация могла входить в одну из заводских комплектаций, либо устанавливалась за доплату по цене $26.

Chevrolet Corvette, 1968 годChevrolet Corvette, 1968 год

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века, на рынок вышли компании специализирующиеся на производстве автосигнализаций. "Первопроходцами" стали итальянские MED S.P.A. (1971 год), MetaSystem Group (1973) и американская OMEGA Research&Development Inc. (1970 год). Эти производители начали выпуск электронных охранных систем одностороннего типа имевших в своем составе брелок с помощью которого по радиоканалу осуществлялось управление охранными и сервисными функциями сигнализации, а при несанкционированной попытке угона включалось звуковое и световое оповещение.

Подобная система "Anti-theft alarm system" была также разработана и специалистами Ford Motor Company, для штатной установки на Ford Mustang II 1974 года.

Ford Mustang II, 1974 годFord Mustang II, 1974 год

В 1972 году была разработана первая "беспроводная автомобильная сигнализация" с функцией оповещения на автомобильный пейджер в виде портативного радио приемника. Автосигнализация имела выход на радиопередатчик, который мог изменять радиочастоту в диапазоне частот гражданской (26,955—27,405 МГц) и служебной (460—470 МГц) радиосвязи для передачи сигнала тревоги о сработавшем датчике охраны дверей или удара.

В 1975 году была изобретена автосигнализация, в которой впервые использовался замок с цифровой комбинацией для предупреждения незаконного проникновения грабителей в салон автомобиля.

Кодовый замок на водительской двери.Кодовый замок на водительской двери.

В 1981 году американский инженер Дэвид Т. Миг (David T. Mig) предложил охранную систему, не требующую специальных ключей или скрытых переключателей. Работала система следующим образом — педаль тормоза после включения зажигания блокировалась, а для отключения режима охраны нужно было удерживать ключ зажигания во включенном положении в течение 10 секунд.

К сожалению, эти системы не отличались высокой степенью защиты от взлома и были небольшой преградой для угонщиков.

Следующим этапом развития электронных средств защиты стали появившиеся в 1980 году радиоуправляемые бесконтактные системы на основе технологии RFID (Radio-Frequency Identification) - радиочастотной идентификации. Находящаяся в брелоке RFID—метка содержала уникальную для каждого автомобиля кодовую серию, и могла состоять из более чем 1 миллиона возможных комбинаций. При нажатии на кнопку снятия с охраны, брелок посылал радиоприемнику 40-битовый идентификационный код вместе с командой на удаленное открытие дверей. Если посылаемый код проходил идентификацию, то двери автомобиля отпирались. Эта технология широко использовалась в бесконтактных иммобилайзерах и поддерживала включение в охранный комплекс различных функциональных датчиков.

С середины 80-х годов ведущие мировые автопроизводители стали серийно устанавливать иммобилайзеры в выпускаемые автомобили. Штатный иммобилайзер физически и программно связан с контроллером впрыска двигателя, и при отсутствии разрешающего сигнала, блокирует запуск и работу двигателя. В ранних системах, перед запуском двигателя, владелец должен был вставить кодовый ключ в специальный разъем, для считывания кода иммобилайзером и отключения блокировки, или поднести электронную "метку" к антенне иммобилайзера. В тоже время продолжали использоваться системы, в которых для того, чтобы выключить иммобилайзер, нужно было ввести установленный владельцем код вручную.

Штатный иммобилайзерШтатный иммобилайзер

К сожалению, одновременно с увеличением производства автомобилей росло и количество угонов. Неудивительно, что стремительно повышался спрос и на охранные системы. В 1990 году годовой объем реализации противоугонных сигнализаций только в Европе превысил 10 млн. комплектов. Но возникла другая проблема – множество "кричащих" по ночам сигнализаций стало вызывать раздражение жителей. Волна жалоб общественности на нарушение тишины потребовала вмешательства на законодательном уровне. Во многих странах были приняты законы, запрещающие установку и использование в городах громких сирен на автомобилях. Такие меры привели к снижению популярности нештатных сигнализаций одностороннего типа.

Появившиеся в середине 90-х годов, двухсторонние автосигнализации позволили значительно улучшить функционал охранного комплекса. Например, дальность оповещения владельца о попытке угона возросла до 1000 м, брелок с дисплеем существенно повысил информативность о режимах охраны, появилась возможность дистанционного автозапуска. Но жесткие законодательные требования по ограничению мощности радиопередатчика вынудили сократить дальность связи до 120 м. В результате, это привело к отказу потребителей от подобных систем.

В сложившейся ситуации на помощь автомобилистам пришли современные двухсторонние сигнализации использующие работу системы GPS (Global Positioning System), позволяющие определять координаты автомобиля с точностью до 5 метров. Практически, одновременно с началом использования GPS, в сигнализациях стали использовать модули связи стандарта GSM (Global System for Mobile Communications). На сегодня спутниковые GPS-GSM сигнализации, согласно статистике, обеспечивают самый высокий процент возврата угнанных автомобилей.

Наряду с развитием электронных систем контроля и защиты, продолжали совершенствоваться и механические средства защиты. Главным направлением их развития стала минимизация размеров, переход от открытых способов монтажа к срытым и совершенствование механизмов замков.

Механические средства защиты применяются для блокировки доступа к замку капота, предотвращая возможность отключить сирену и заменить элементы системы управления двигателем и для блокировки органов управления (руль, педали, рычаг КПП) в фиксированном положении, предотвращая возможность перемещения автомобиля. Вместе с тем, механические противоугонные устройства отстаются последним рубежом защиты.

Замок КПП скрытого монтажаЗамок КПП скрытого монтажа

Но несмотря на усилия инженеров и конструкторов, до сих пор не существует охранной системы, гарантирующей 100% защиту автомобиля. Поэтому, рассматривая возможные варианты, следует остановиться на комбинации охранных систем разного типа. Ведь главная задача любого средства защиты затянуть время, которое у злоумышленника в дефиците. Как правило, если охранная система не "сдается" сразу, преступнику проще и безопаснее оставить "трудный" автомобиль, чем тратить драгоценное время.

Задача комплексной охранной системы защиты - предотвратить три варианта попыток угона:

  1. Угон из гаража или с места долговременного хранения.
  2. Угон с места кратковременной стоянки (улица, парковка магазина).
  3. Угон с нападением на водителя.

На первом рубеже "обороны" находятся системы "наружной охраны" – датчики движения, реагирующие на приближение к автомобилю постороннего лица. При срабатывании датчиков включается сирена в предупредительном режиме и на брелок поступает информирующий сигнал.

Следующей "принимает вызов" система защиты от проникновения в салон автомобиля. Это датчики (выключатели-концевики), работающие на размыкание контактов, которые устанавливают в дверных проемах, под капотом и крышкой багажника. А если угонщика это не остановило, срабатывают ультразвуковые или радиоволновые датчики изменения объема салона автомобиля. Сигнализация включает сигнал "тревоги" и отправляет уведомление на брелок. Особую роль, на этом этапе, играет дополнительный механический или электромеханический замок капота – защищающий от проникновения в подкапотное пространство для отключения сирены и замены управляющих компонентов двигателя.

Задача следующих систем – не дать запустить двигатель. Это иммобилайзеры и другие устройства, отвечающие за блокировку электрических цепей автомобиля. Электрическим и электронным средствам защиты помогают механические блокираторы руля, педалей и рычага КПП.

Если же, несмотря ни на что, преступник завладел автомобилем (в том числе и в результате разбойного нападения на водителя), охранный комплекс продолжает передавать информацию о его местоположении с помощью GPS-позиционирования по сети связи GSM.

Автоугоны: история и методы борьбы

Что же сегодня предлагают производители охранных систем для защиты автомобиля? Начнем с механических средств защиты. Простейшие – это навесные блокираторы руля и педалей. Они не дорогие, но и не обеспечивают высокую степень защиты т.к. находятся на виду и доступны для взлома.

Блокиратор руля и педалейБлокиратор руля и педалей

Более высокую степень защиты имеют закрытые блокираторы рычага КПП (штыревые и безштыревые). Блокирующий элемент (стержень) устанавливается вручную или специальным механизмом с помощью ключа. Наиболее надежными считаются панцирные замки, которые кроме блокировки хода рычага закрывают доступ к механизму блокиратора.

Блокиратор КППБлокиратор КПП

Существенно повысить общую степень защиты и эффективность всего охранного комплекса поможет механический или электромеханический замок капота.

Электромеханический замок капотаЭлектромеханический замок капота

При выборе механических блокираторов следует обращать внимание на конструкцию замка устройства. Целесообразно отдавать предпочтение замкам с возможностью "перепрограммирования" ключей или под ключи с интерактивными вставками.

Предлагаемый сегодня выбор сигнализаций очень широк. Начиная от недорогих систем с двумя функциями (сирена и блокировка запуска двигателя) до сложных систем, выполняющих помимо охранных еще и ряд сервисных функций, таких, например, как дистанционное управление замками дверей, стеклоподъемниками, люком и запуском двигателя.

Обязательный атрибут современной сигнализации - обеспечение внешней защиты с помощью датчиков движения, удара, объема, открытия капота, багажника и дверей, а также блокировка запуска двигателя посредством разрыва (одной или нескольких одновременно) электрических цепей управления стартером, зажиганием, топливным насосом. Наличие двухсторонней связи между сигнализацией и брелоком-пейджером, позволит владельцу удаленно контролировать состояние автомобиля.

На сегодняшний день важно, чтобы охранный комплекс работал по защищенному каналу связи. В простейшем случае, это системы с динамически изменяемым кодом. При каждом обращении брелока к сигнализации генерируется новая кодовая комбинация, что усложняет возможность перехвата угонщиком радиосигнала. Но более совершенными являются системы с диалоговым кодом. Суть его работы заключается в следующем: при нажатии кнопки на брелоке, формируется специальный управляющий радиосигнал, направленный установленному в автомобиле блоку сигнализации. В ответ, блок сигнализации посылает ответный радиосигнал-запрос "свой-чужой", на который брелок должен ответить "правильной" кодовой комбинацией. При соответствии полученного кода ожидаемому, сигнализация выполнит поданную в самом начале с брелока команду и, например, откроет автомобиль. После этого на брелок будет подан сигнал-подтверждение выполненной команды, и на его экране появится соответствующая пиктограмма. Кажется, что это все сложно и долго? В действительности процесс диалога занимает меньше 1 секунды.

Еще более высокую степень защиты имеют системы с защищенным радиоканалом по принципу "сдвоенный диалог" (Duplex Dialog). В отличии от обычного диалогового кода, когда для радиообмена используется один фиксированный канал из 128 или, в лучшем случае, из 256 возможных, в Duplex Dialog задействуются сразу два динамически выбираемых из 8192 сверхузкополосных каналов. Дополнительно, в самом начале, при "установлении диалога", задействуются еще три вспомогательных радиоканала. Кроме того, в системе Duplex Dialog, при разработке алгоритма обмена информацией был существенно изменен радиокод. Время реагирования на команды с брелока сократилось в 4 раза.

Типичный комплект автосигнализацииТипичный комплект автосигнализации

Ряд сигнализаций предусматривает функцию идентификации владельца (smart entry & start system) при помощи как электронного чипа, так и системы биометрической идентификации, где в качестве ключа используется отпечаток пальца. В последнем случае, система может быть запрограммирована на несколько отпечатков и для каждого доступа могут быть установлены специальные параметры.

Биометрический контроль доступаБиометрический контроль доступа

Самые современные системы имеют встроенные GPS и GSM модули, позволяющие отслеживать местоположение автомобиля в течении нескольких суток после угона, даже при полном обесточивании автомобиля. Если автомобиль заведен, возможно, дистанционное глушение двигателя, другие действия, вплоть до прослушивания разговоров в салоне, что позволяет получить информацию об угонщиках и их планах. Близкий набор возможностей, но не зависящий от карты покрытия провайдеров мобильной связи, обеспечивают охранные системы, работающие по спутниковым каналам связи. При обеспечении высокого уровня защиты и сервисных функций, эти системы имеют существенный недостаток - высокая начальная стоимость, плюс регулярная абонплата за обслуживание.

В заключении, хочется еще раз подчеркнуть – наиболее эффективную защиту автомобиля от угона обеспечит только комплексная охранная система в которой сочетаются электронные и механические устройства, а ее монтаж выполнен не по "стандартным" схемам.

Схематически, эффективность компонентов охранных систем можно проиллюстрировать следующим рисунком. Обратите внимание, что сложение всех коэффициентов дает уровень защищенности порядка 50%.

Автоугоны: история и методы борьбы

Добавляя различные элементы защиты в охранный комплекс автомобиля, коэффициент защищенности можно поднять до 65-70%. Оставшиеся 30% - это осмотрительность владельца в выборе мест стоянки и хранения автомобиля и страховка.

Источник


Опубликовано 08.01.2018 в 22:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Поиск по блогу

Последние комментарии

fastas .
*
fastas . Харизматичный Адриано Челентано и его обожаемый мотоцикл из СССР
Александр Рязанский
zavet24 уляшов
доездишься...
zavet24 уляшов Особенности вождения в ливень: 7 важных советов
zavet24 уляшов
++++++++++++++++++++
zavet24 уляшов Особенности вождения в ливень: 7 важных советов
Владимир Чернышов
Зазор 8 мм - круто!
Владимир Чернышов Как часто надо менять свечи зажигания
Надежда Рындина
Сергей Савастеев
АВТОХЛАМ!!! ПОКУПАЙТЕ НОВЫЕ ТАЧКИ!!!
Сергей Савастеев Подержанные авто, при продаже которых можно получить навар
Наталья Громова
Наталья Громова
Наина Гасанова
Александр Рязанский
Бэха не плоха!
Александр Рязанский Подержанные авто, при продаже которых можно получить навар
Александр Силяков
Ну да - совсем другие существа.
Александр Силяков Женщины паркуются лучше мужчин: ученые привели доказательства
Серж Бонд
Александр Силяков
+++
Александр Силяков Женщины паркуются лучше мужчин: ученые привели доказательства
Серж Бонд
Сергей Титков
Sergey Kiselev
Что это за бред и для кого?
Sergey Kiselev Подержанные авто, при продаже которых можно получить навар
Александр Силяков
Евгений Венцель
игорь
Сергей Замыслов
fastas .
Александр Рязанский
fastas .
Александр Рязанский
Наина Гасанова
Наина Гасанова
fastas .
Александр Рязанский
fastas .
Галина Кирилова (Сайчук)
Верховный суд рассудит.
Галина Кирилова (Сайчук) Покинул место ДТП, но вернулся
Igor Kolesnik
Михаил 357 ***
Глеб Глебыч
аж выпить захотелось...)
Глеб Глебыч Можно ли выпивать за рулем вне дорог общего пользования
Михаил 357 ***
Дмитрий Самойленко
Михаил 357 ***
Алексей
Евгений Каздорф
Александр Патраков
В смысле — скоро будет там парковаться на законных основаниях?
Александр Патраков Неожиданная карма за парковку
Марина ........ (фурцева)
Пчеловода бы туда,  с веничком.  Рой бы снял. ))))
Марина ........ (фурцева) Неожиданная карма за парковку
Vladimir Belousov
александр верещагин
Igor Kolesnik
testorr
Михаил 357 ***
Виталий Сорокин
Александр Стачинский
Наина Гасанова
Алекс Александр