В 2014 году мы потеряли мировое лидерство по потреблению праворульных авто с пробегом из Японии.
Да-да, все это время рынок жил, несмотря на пошлины! Разбираемся, кто перехватил инициативу и почему.
Чем они хороши?
Как только российская экономика либерализовалась в начале 90-х, через открытые границы к нам хлынул поток подержанных машин, которые могли себе позволить не только бандиты и коммерсанты, но и простые граждане. Потому что они были по-настоящему доступными.
Японское законодательство очень сурово, а конкуренция между производителями жестокая, так что парк машин обновляется быстро. А стало быть, авто с пробегом стоят дешево.
Но дешевизна — не единственное преимущество. Японские машины для внутреннего рынка действительно надежны: именно былинной стойкости "праворулек" к суровым российским условиям концерн Toyota обязан массовыми продажами Camry и Land Cruiser сегодня.
На совесть оцинкованный и окрашенный кузов "правильных" машин не ржавеет десятилетиями.
Моторы японцы до сих пор предпочитают атмосферные, а "автоматы" — гидромеханические.
Есть исключения, которые лишь подтверждают правило: всякого рода экспериментальными технологиями, сокращающими срок жизни машины, в Японии не злоупотребляют (в отличие от немцев). Праворульные машины были собраны на совесть, из качественных материалов, а мастерам в России было относительно не сложно освоить их ремонт.
В общем, причины любить праворульные машины искать не нужно, особенно в пору их дешевизны в 90-е и нулевые.
Скорее стоило призадуматься над причинами их НЕ любить.
Их борьба: хронология битвы с правым рулем
В 2005 году на пути подержанных праворульных иномарок (и не только их) появился еще и экологический препон. Хотя всем было понятно, что об экологии наши законодатели беспокоятся в последнюю очередь, но в целях "прижать" импорт, а заодно продемонстрировать населению передовые намерения, государство вводит нормы "Евро-2".
Автомобили, собранные до 1995 года и не соответствующие этим нормам, с тех пор легально ввезти в Россию стало невозможно. Затем "экологическую удавку" продолжали затягивать, вводя нормы "Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5" в 2008, 2013 и 2014 годах соответственно.
Но еще до того, как экологические нормы стали откровенно абсурдными, в 2009 году государство нанесло по "прулям" наиболее тяжелый удар — таможенный.
До конца нулевых российский рынок был настолько ненасыщен, что места хватало всем. Оба основных автопредприятия, АВТОВАЗ и ГАЗ, как мы знаем, были построены в советское время с расчетом на советский же уровень спроса.
С началом рыночной эпохи, когда у людей стали появляться деньги и спрос на машины поднялся, заводы не сочли нужным расширять объемы производства и вкладываться в технологии. У власти на заводах стояли люди, гнавшиеся за прибылью "здесь и сейчас", аналогичных взглядов придерживались и акционеры, и бандиты, "крышевавшие" производство.
А раз мощности были загружены, и народ брал, что дают, то смысла инвестировать было мало.
Впрочем, постепенно количество подержанных иномарок в России стало критическим, а техническое развитие тольяттинских моделей несколько запаздывало.
Народ постепенно пересаживался с "Жигулей" на что-нибудь немецкое или японское. А тут в Россию к тому же пришли инвесторы и построили заводы по сборке Ford, затем GM, Toyota, Volkswagen…
В общем, встал вопрос защиты отечественного производителя и правительство пошло на протекционистские меры, попросту подняв ввозные пошлины на 30%.
Оставаясь прекрасными, иномарки как с правым, так и с левым рулем, потеряли важнейшее преимущество — доступность. В связи с этим расцвел рынок нелегального ввоза "конструкторов" — об этих схемах мы уже писали в статье про импорт машин из Японии.
В 2010 году была еще одна попытка окончательно поставить крест именно на "японцах", запретив ввоз автомобилей с 11-значными (вместо европейских 17 знаков) VIN-номерами.
Ответом были митинги протеста на Дальнем Востоке, кульминацией которых стало ритуальное сожжение вазовской "копейки" — и где они только ее нашли в Приморском крае? — под звуки орущей нелестные отзывы в адрес чиновников толпы.
В июне 2012 года запретить ввозить автомобили с правым рулем хотели с помощью технического регламента, принятого Таможенным союзом, куда, помимо нашей страны, также входят Казахстан и Белоруссия.
Кстати, в соседних странах законы давно запрещают эксплуатацию праворульных машин. Хотя до вступления в Таможенный союз белорусы, имея низкие ввозные пошлины, сами любили побаловаться европейскими подержанными иномарками.
Последний раз чиновники возвращались к идее запрета автомобилей с правым расположением руля летом 2014 года. Тогда НАМИ прописал в новом проекте технического регламента для стран Таможенного союза запрет постановки на учет "неправильных" машин. Норма, прописанная в документе, распространялась бы лишь на те авто, которые ввезли бы после вступления закона в силу, а не на уже ввезенные и поставленные на учет.
Очередная попытка "пересадить" Дальний Восток на леворульные и отечественные машины снова провалилась.
Власти посчитали, что проект может ударить по тем людям, которые законно ввезли автомобили, заплатили таможенные пошлины и платят большой транспортный налог. Да и заменить сразу 85% автопарка региона невозможно.
Что в итоге?
В Москве и Петербурге может показаться, что рынок "прулей" вымер, но это не так.
По данным агентства "Автостат", по итогам 2014 года продано даже больше праворульных машин, чем в докризисном 2008-м.
Нетрудно догадаться, что основными потребителями остаются Сибирь и Дальний Восток, а в частности, Приморский край, Хабаровский край и Кемеровская область.
До введения заградительных пошлин Россия лидировала в списке стран-потребителей бэушных праворульных авто с огромным отрывом. За первое полугодие 2008 года Япония экспортировала к нам 260 тысяч машин. На втором месте — Чили (55 тысяч), на третьем — Объединенные Арабские Эмираты (37 тысяч), на четвертом — Новая Зеландия (35 тысяч).
Нетрудно прикинуть, что в целом по итогам 2008 года японцы поставили нам около полумиллиона подержанных авто.
Теперь, конечно, масштабы уже не те. В 2011 году Россия импортировала 110 тысяч "японок", а в 2013-м — 158 тысяч. Но вплоть до прошлого года мы оставались мировым лидером по потреблению подержанных авто из Японии.
Традиционно крупными партнерами продавцов праворульной бэушной техники остается Новая Зеландия, Киргизия, Монголия и Пакистан.
Также возрос спрос и в Грузии, где нет своего автопрома, а торговые связи с Россией остаются достаточно слабыми.
За последние годы существенно поднялись рынки Африки, где весь юго-восток континента к тому же ездит с правым рулем.
Лидерами здесь являются Кения и ЮАР.
Японцы очень рассчитывают на Африку: в 2013 году в газете для участников этого бизнеса Japanese Car Trade вышла длинная статья под заголовком "Африка — бездонный рынок для японских подержанных машин". Аналитики замечают, что народу на Черном континенте живет много, экономика достаточно открыта, а собственное производство развито слабо.
И все-таки главным драйвером спроса на бэушную праворульную технику в последние годы является Мьянма (она же Бирма) — небольшое, но густо населенное государство к югу от Китая. Эта страна в 2007 году пережила так называемую Шафрановую революцию.
Не будем вдаваться в политическую историю, но в 2011-м военная диктатура (бывшая у власти с 1987-го) сменилась новым правительством, ориентированным на демократические реформы.
Свежие комментарии