4КОЛЕСА

68 870 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Шолуха
    Лизните красный жгучий перчик и сон улетит от вас.Не спи! Единствен...
  • Евгений Маринов
    Да не цвет менять надо, а обеспечить освещение всех пешехож переходов в ночное время! В ночное время разметку на асфа...«Зебры» снова ста...
  • Александр
    Зебра белая - зебра желтая - зебра белая, ГАИ - ГИБДД, работают люди.«Зебры» снова ста...

Непростая судьба советской «инвалидки»

Непростая судьба советской «инвалидки»Знаешь, почему ее прозвали «моргуновкой»?

Непростая судьба советской «инвалидки»

Если бы за мимишность автомобилям можно было простить все остальные прегрешения, то инвалидная мотоколяска Серпуховского завода с огромным отрывом лидировала в споре за звание абсолютно лучшей машины Страны Советов.

Хотя вряд ли ты знаешь ее по имени. Типичная советская аббревиатура — СМЗ С3-А — без жалости ломает языки, но при этом совсем не запоминается. Да и на название автомобиля этот набор букв, если честно, не тянет. Потому-то очаровательное лупоглазенькое чудо чаще называли «инвалидкой» или «моргуновкой». Ведь именно СМЗ С3-А стал главным автомобильным героем гайдаевской «Операции Ы». Ну ты должен помнить:

— Где этот чертов инвалид?!
— Не шуми, я — инвалид!

Юмор ситуации в том, что здоровый во всех смыслах «Бывалый» в исполнении Евгения Моргунова ездит на автомобиле, который полагался инвалидам. О необходимости специального транспорта для ветеранов-ампутантов задумались сразу после Великой Отечественной. Правда, на первых порах потерявшим руку или ногу фронтовикам приходилось довольствоваться трехколесными мотоколясками.

Первая советская инвалидка это КМЗ К-1В, наспех построенная из мотоцикла «Киевлянин». Убогая во всех смыслах конструкция выглядела форменным издевательством над инвалидами, а не помощью им.

Поскольку мощности двухсильного моторчика К-1В решительно не хватало в конструкции предусмотрели… ручные педали. Говорят во многом из-за этого к мотоколяске приклеилось прозвище «Спасибо Гитлеру».

Непростая судьба советской «инвалидки»Вот оно знаменитое «Спасибо Гитлеру» также известное под именем КМЗ К-1В

Непростая судьба советской «инвалидки»Первая инвалидка из Серпухова — СМЗ С1-Л — напоминала автомобиль чуть больше

На смену «гитлеровке» пришла «инвалидка» из Серпухова. Колес у модели СМЗ С1-Л по-прежнему было только три, зато появилось подобие кузова, крыша и более мощный моторчик. Именно на ее базе в 1958-м и выпустили знаменитую «моргуновку».

На фоне своих предшественников СМЗ С3-А смотрелась, не побоимся этого слова, великолепно. Цельнометаллический кузов, четыре колеса, две фары, плавные обводы кузова. Удивительно, но в этой машине действительно был стиль: узнаваемый и милый. Вот только с точки зрения техники это по-прежнему был эрзац-автомобиль, заменитель настоящего.

Непростая судьба советской «инвалидки»Общий тираж «инвалидки» СМЗ С3-А превысил 200 тысяч штук. Сейчас в живых остались единицы…

Двухтактный ижевский мотор тарахтел как вертолет, отчаянно вонял маслом, но выдавал при этом только 10 л.с. Впрочем, при массе в 425 кг «инвалидка» все равно разгонялась до 60 км/ч. Если, конечно, водитель к тому моменту не умирал от страха…

В знаменитом эпизоде из «Операции Ы», «Бывалый» лихо разворачивает машину, в буквальном смысле приподняв ее за бампер. Из-за этого многие считали, что заднего хода в СМЗ С3-А не предусмотрено. В 4-ступенчатой мотоциклетной коробке «инвалидки» и впрямь отсутствовала задняя скорость. Зато в машине имелся рычаг реверса, позволявший ехать назад на любой передаче. Весьма остроумно!

Непростая судьба советской «инвалидки»Понимаешь теперь почему раньше приборные панели автомобилей называли приборными досками?

Истинно дизайнерская внешность «инвалидки» как могла извинялась за множество других потребительских прегрешений конструкции: тесный салон, низкий уровень комфорта, слабую безопасность — тормозами, например, снабдили только задние колеса. Огромной проблемой машины считался и крайне низкий ресурс двухтактного мотора.

Впрочем, «инвалидку» не продавали, а распределяли между инвалидами-ампутантами через собесы. Причем, через несколько лет владелец имел право сдать машину обратно и взамен получить новенький экземпляр.

Непростая судьба советской «инвалидки»Опытный грузовичок на базе СМЗ С3-А в серию не пошел. Хотя тоже вышел очень миленьким

Так что несмотря на целый букет недостатков, СМЗ С3-А сумел оставить о себе скорее добрую память. Отчасти благодаря симпатичному дизайну, в немалой степени из-за яркой роли в народно-любимой комедии. Хотя будем до конца откровенны — любить «инвалидку» лучше всего издалека, не испытывая на себе «прелести» реальной эксплуатации этого харизматичного, но крайне несовершенного транспортного средства.

Непростая судьба советской «инвалидки»304

 

 

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх