В Подмосковье, недалеко от поселка Михнево, у компании «Яндекс» есть собственный «детский сад» для беспилотных машин — полигон для тестирования новых автомобилей. После того как в компании собирают очередной беспилотник, пару недель он непрерывно катается по полигону, выполняя множество программ, и только после этого выпускается в города.
На изготовление беспилотника у «Яндекса» уходит два дня. Для этого берется Toyota Prius, на крышу устанавливается обтекаемый багажник с гирляндой лидаров, радаров и видеокамер (что делает его немного похожим на полицейский автомобиль), еще один лидар врезается в решетку радиатора, в багажнике монтируется компьютерное и телекоммуникационное оборудование, и все это подсоединяется к бортовой сети автомобиля. Всего беспилотник использует 6 радаров, 6 камер и 4 лидара. Toyota Prius выбран неслучайно — это один из немногих (если не единственный) серийный автомобиль, который имеет полностью электронное управление. То есть и рулем, и газом, и тормозами, и трансмиссией можно управлять непосредственно через компьютерный интерфейс, не прибегая к роботизированным приводам.
Насколько сложен процесс сборки иллюстрирует забавная история. Решение об участии в последней выставке CES-2019 в Лас-Вегасе было принято в последний момент, и доставить обычным способом беспилотник было проблематично — американская таможня не гарантировало своевременное прохождение груза. К тому же готовая виза была только у Павла Воробьева, который прибыл в США за два месяца до начала выставки с необходимыми датчиками. Он купил подержанный Prius, смонтировал в гараже за пару недель все необходимое оборудование и еще пару недель раскатывал по Лас-Вегасу, обучая навигационную систему — в городе другая дорожная инфраструктура, разметка, светофоры и сильный световой шум, что разительно отличалось от того, к чему разработчики привыкли в Москве. На выставке беспилотник «Яндекса» работал как часы.
Сейчас по России и Тель-Авиву ездит более 50 беспилотников, к концу года их число перевалит за сто. В день моего появления на полигоне ездили 14 автомобилей — 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. В небольшом офисе на стене висят панели со всей оперативной информацией и даже видеоизображениями, на которых видно, что творится внутри автомобилей: пустые салоны и вращающиеся рули. К беспилотникам в компании относятся как к живым, «мои зайки!» умильно говорит молоденькая девушка, когда автомобили вежливо и аккуратно объезжают её. Может поэтому, все беспилотные автомобили «Яндекса» носят собственные имена, которые совпадают с названиями роботов из сериала «Мир Дикого Запада». Так как в сериале только 50 персонажей, а беспилотников уже больше, то ребята раздумывают над нейросетью, которая будет придумывать новые имена в стиле сериала. Роботы дают имена роботам. В XXI веке это нормально.
Беспилотники, действительно, напоминают добрых домашних животных, можно спокойно ходить по полигону, автомобили тебя замечают, пропускают, а если ты не уступаешь дорогу, вежливо объезжают. И никто не кричит с водительского места. Во время посещения полигона максимальную скорость автомобилей ограничили, по ощущениям, до 40 км/ч — дело в том, что мы ходили по территории, нарушая все правила дорожного движения, периодически выбегая на проезжую часть прямо перед автомобилями. В реальном режиме в городе максимальная скорость ограничена 80 км/ч, на загородной трассе — 110 км/ч, и ни на процент беспилотник это скорость не привысит — он суперакккуратный водитель. Если очень захотеть, попасть под колеса беспилотника «Яндекс» можно, но сделать это гораздо труднее, чем угодить под колеса автомобиля, управляемого человеком.
Можно ли сейчас где-нибудь проехать на этом виде транспорта? Да, в молодежном городе Иннополисе, который расположен недалеко от Казани. Мало того, что там поездка на беспилотных такси от «Яндека» бесплатная, этот вид общественного транспорта там вообще единственный. Кстати, из всех локаций, где катаются беспилотники «Яндекса», только в Иннополисе на дорогу выбегают зайцы. И на них компания учится реагировать на «маленькие динамические объекты». В компании отмечают, что за все время экспериментов «ни один заяц не пострадал».
Игорь Коваленко
Свежие комментарии