Этот автобус был построен в июле 1961 года и мог бы войти в список самых красивых автобусов в мире, футуристический дизайн был в духе той, космической эпохи, да и технические характеристики первой «Украины» были на тот момент на высоте.
Но увы, как и многие другие концепты советского автопрома, автобус был построен в единственном экземпляре и в серию не пошел. Несмотря на это, свой след в истории «Украина-1» оставила, в известном и любимом многими из нас фильме «Королева бензоколонки». В фильме можно было увидеть почти всю существовавшую на тот момент продукцию советского автопрома, попал туда и экспериментальный футуристический автобус, уж очень он был хорош, красив, и выпала ему роль беззаботного «туриста», едущего в город – мечту многих советских граждан, крымскую жемчужину - Ялту.
Раз уж заговорили о фильме, то можно упомянуть интересный момент – снимался он не на действовавшей заправке, а на бутафорской, вид которой был скопирован с действующей заправки, находившейся в городе Пирятин Полтавской области.Киношники не смогли получить разрешение для съемки на действующей бензоколонке, это противоречило правилам техники безопасности. Представьте, как всё строго было. И построили копию этой бензоколонки неподалёку, там же, на трассе. Проезжавшие водители часто путали их, и заезжали заправляться на бутафорскую заправку, а оригинальная до сих пор сохранилась, в 2014 году она выглядела так.
А вот известная фраза из фильма – «Вместо бензина снабжаем трассу невестами» в наше время имеет уже совсем другой контекст
Вернемся, впрочем, к автобусу. Кузов не имел рамы, он был построен на безрамном несущем основании, это был смелый шаг для того времени, подвеска была пневматической, двухстороннего действия телескопические амортизаторы обеспечивали должный комфорт пассажирам, в салоне были установлены комфортные кресла, «самолётного» типа. На спинках кресел были плафончики индивидуального освещения. В салоне было 36 мест. Из «развлечений» предлагалось радио, штатно установленное на передней панели. Благодаря большим панорамным окнам, выходящим далеко на крышу, из салона была отличная обзорность, ну а от палящего южного солнца можно было закрыть их шторками.
В движение автобус приводился V-образным карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с., таким же как на ЗИЛ-130, коробка передач была пятиступенчатой механической, управление ею было электропневматическим. Рулевое управление было с гидроусилителем. Автобус дальнего следования был оборудован четырьмя фарами головного света, и двумя дополнительными, противотуманными. Центрального прожектора на крыше «Украины-1» не было.
В 1961 году «Украина-1» была представлена широкой публике на ВДНХ, собирала восторженные взгляды посетителей. Жаль, машина так и осталась в единственном экземпляре, но есть мнение, что благодаря двум экспериментальным моделям «Украины», впечатлённое ими советское руководство решило создать Всесоюзное конструкторское бюро по автобусам, костяк которого составили специалисты Львовского автобусного завода.
Свежие комментарии