В автомобильной среде укоренилось четкое убеждение – ездить с малым количеством топлива в баке, когда уже загорелась лампа минимального остатка, вредно для автомобиля. Об этом говорит водительская молва, об этом говорят инструкции по эксплуатации автомобилей. При этом прямой зависимости нет, мол, раз проехал с горящей лампой и все сломалось, и это серьезно затрудняет разговор на эту тему – доподлинно неизвестно что на что влияет и к чему приводит.
Есть только наблюдения и теоретический опыт. Но мы все-таки попробовали разобрать ситуацию и понять, насколько действительно вредна езда на горящей лампочке топлива. Рассмотрим для этого самые популярные аргументы и подтверждения, которыми оперируют сторонники этой точки зрения.Перегрев бензонасоса
В современных инжекторных автомобилях используются насосы погружного типа, они опускаются в бак и «живут» среди бензина. Бензонасос там не просто лежит, а расположен в специальном топливном модуле, в который помимо прочего входят пластиковый противоотливной стакан, фильтры, уровень топлива и многое другое. Сам бензонасос располагается внутри всей этой конструкции, при работе он выделяет тепло, а значит должен охлаждаться. Дополнительных систем, отводящих тепло, у бензонасоса нет (вообще, это довольно простая конструкция), поэтому охлаждение производится бензином – как тем, что проходит через сам насос, так и тем, что плавает в баке вокруг. Если в баке мало топлива, то отвод тепла ухудшается, насос перегревается, может деформироваться и заклинить. Из-за повысившейся температуры могут разрушиться обмотки, оплавиться электрические разъемы, в общем, приятного мало.
Это самая популярная точка зрения касаемо вреда езды «на лампочке», и она довольно логична. Правда, почему-то не учитывается, что даже когда в баке мало топлива бензонасос не работает на «сухую», он все равно прокачивает через себя бензин. Как только бензин кончается, мотор глохнет, насос перестает работать – получается своеобразная защита от дурака. Хватает ли охлаждения проходящего бензина? Чисто теоретически – да, ведь бензонасос не очень мощный агрегат и при работе выделяет не очень много тепла. Нам удалось найти в интернете пару экспериментов, которые подтверждают такую точку зрения. Но они, конечно, проводились в стерильных условиях, температуру в баке никто не замерял.
Грязь и вода на дне бензобака
На каких бы заправках мы не заправлялись, с увеличением пробега на дне бензобака скапливаются частички различных примесей и вода, которая образуется в бензобаке в виде конденсата. Это факт бесспорный (по-хорошему, бак периодически нужно чистить), но есть мнение, что когда бензина в баке мало, то концентрация «вредных веществ» возрастает и повышается вероятность засорения фильтра. Забитый фильтр плохо пропускает топливо, насос работает нестабильно и ломается, а вода может пойти дальше по топливной системе и привести к поломкам форсунок, а то и катализатора.
С одной стороны, звучит логично, но с другой стороны, конструкция забора топлива так устроена, что всегда берет бензин в самом низу бака, а раз «вредные вещества» тяжелее топлива, то они все равно будут скапливаться снизу, сколько бы бензина в баке не было. Забитые фильтры топливного модуля это, безусловно, проблема, но не очень понятно, как она связана именно с пустым баком и ездой на «лампочке». Кроме того, отложения появляются со временем и пробегом, но никто не говорит, что горящая лампа вредна только для подержанных машин, на новых тоже не рекомендуют ездить до последнего.
Попадание воздуха
Еще одна теория гласит, что при малом уровне топлива бензонасос периодически «хватает» воздух, а это вредит его работе, он плохо смазывается и трет «насухую» и ломается.
Тоже логично и тоже не все понятно. Наличие противоотливного стакана позволяет сгладить колебания топлива в баке во время поворотов, ускорений и торможений, начать хватать воздух бензонасос может уже только когда топливо совсем почти закончилось, но долго в таком режиме насос не проработает, если не будет топлива – мотор заглохнет, так и большого вреда быть не должно.
Вот основная тройка причин, которые приводятся как обоснование вреда езды с низким уровнем топлива. В каждой из них есть здравое зерно, но ни одна из них не позволяет в полной мере теоретически обосновать проблемы, которые могут возникнуть от пустого бака. Между тем, мнение водителей и рекомендации производителей все же не возникают на ровном месте – уже накоплен очень большой эмпирический опыт, чтобы заметить связь между малым уровнем топлива и выходом из строя бензонасоса.
Не разовые случаи, а статистика говорит, что те, кто постоянно ездит с пустым баком, более подвержены поломке насоса. Особенно сильно это заметно на машинах с ГБО, их владельцы обычно не заправляют много, им бензин нужен только для запуска – бензонасос на таких автомобилях по статистике живет меньше. Вряд ли стоит игнорировать такую статистику.
При этом все, конечно, индивидуально – машины эксплуатируются в разных условиях, бензонасосы имеют разную конструкцию, качество топлива тоже разное, поэтому нельзя точно утверждать, что для всех машин последствия езды негативны в одинаковой мере и приводят к одинаковым последствиям – кто-то сломается уже после первой «лампочки», а кто-то всю жизнь без проблем ездит, заливая в бак по 5-10 литров, просто потому, что бензонасос очень выносливый или так карты легли.
Безусловно одно – малый уровень топлива в баке жизнь автомобилю точно не продлит, а если все равно заправляться, то почему бы просто не делать это почаще. Вы ничего не потеряете (ведь за топливо все равно платить), но в случае чего продлите жизнь бензонасосу. Разве таких рассуждений недостаточно, чтобы избавиться от привычки ездить «на лампочке»?
Свежие комментарии