Взгляните на любой немецкий танк периода Второй мировой войны и сравните его с любым другим. Первая вещь, на которую обратит внимание любой внимательный человек – это гусеницы. Строго говоря, расположение катков. Дело в том, что у многих немецких танков они организованы в шахматном порядке. Отсюда закономерный вопрос: зачем?
Когда речь заходит о конструировании машин, то очень часто случается так, что все странное, необычное и с виду непонятное имеет достаточно просто объяснение. Примерно так ситуация обстоит и дизайном подвески немецких танков. В действительности, причин для такого конструкторского решения было несколько, но первая и главная причина – это масса танка. Дело в том, что немецкие «Тигры» и «Пантеры» были очень тяжелыми.
Просто для сравнения, «Тигры» весили от 57 до 70 тонн, «Пантеры» около 45 тонн, в то время как заморские «Шерманы» и отечественные Т-34-85 едва перебирались по массе за отметку в 30 тонн. Масса немецкого танка создавала огромное давление на грунт. Для улучшения ходовых параметров немецкие конструкторы придумали простой, но далеко не самый лучший выход (почему, узнаем в конце) – организовать катки на подвеске в шахматном порядке.
Гусеницы немецких танков были шире, чем у танков других армий. Это позволяло компенсировать давление на грунт. Шахматный порядок катков не только решал проблемы, но и улучшал динамические качества бронемашин. Например, «Пантеры» и «Тигры» вполне неплохо справлялись с разбитыми дорогами. При всей своей массе танки Германии не начинали тонуть в грязи при быстрой езде. Иронично, что М4 «Шерман» будучи почти на 20 тонн легче «Пантеры» не мог пройти в тех местах, где проходил германский танк.
Еще одна важная причина – стабилизация орудия. «Пантеры» и «Тигры» использовали очень мощные пушки, что не лучшим образом сказывалось на меткости танков, особенно при попытках стрелять на ходу. Эту проблему также решала шахматная подвеска. Вместо того, чтобы стабилизировать орудие, немцы предпочли стабилизировать танк целиком. Удивительно, но это сработало.
Были и другие мелкие достоинства подобной организации катков. Немецкие танки ездили в целом более плавно, кроме того их гусеницы не так быстро изнашивались. Но не все оказалось так хорошо, как хотели немецкие инженеры. Суровая фронтовая реальность внесла свои поправки. Пускай танки не тонули в грязи при быстро прохождении, однако хочешь, не хочешь, снег и грязь неизбежно налипали на катки. Со временем это могло стать причиной остановки всей машины. Чистить шахматные катки для немецких танкистов было «любимым» неблагодарным, но жизненно необходимым занятием на восточном фронте.
Наконец, такая подвеска для танка была намного дороже в производстве и сложнее в техническом обслуживании.
Свежие комментарии