Многие уже позабыли (кто то и не знал), а каково это быть автолюбителем в стране советов.
Работало несколько схем приобретения автомобиля в СССР. Чтобы стать его обладателем, нужно было записываться в очередь на приобретение по месту работы, или можно было получить его за заслуги перед страной, разыгрывалась и лотерея, в которую, иногда выигрывали авто. Существовали также посредники, которые могли свести вас с тем, кто продавал автомобиль, через комиссионный магазин, там можно было с «черного входа» приобрести автомобиль, как подержанный, так и новый по весьма завышенной стоимости.
В 70-х-80-х годах цены на автомобили в СССР были такими: «Запорожец» — ЗАЗ, или «ушастый» стоил около 3 500 руб., ВАЗ-2101 — 5 500 руб., ВАЗ-21011 — 6 000 руб., ВАЗ-2102 — 7 000 руб., ВАЗ-2103 — 7 300 — 7 600 руб., Москвич-408 — 4 900 — 5 500 руб., Москвич-412 — 7 500 — 7 800 руб., Москвич-2140 — 6800 руб., Москвич-2137 — 7335 руб., ГАЗ-24 "Волга" — 9 200 — 9 600 руб.
Если звёзды сходились удачно наступал тот долгожданный миг когда приходила заветная открытка. Если не хватало денег их старались одолжить у друзей. Машины особо выбирать не умели потому одним из главных критериев выбора было проверить хорошо ли закрываются двери. После чего новенькие сверкающие ласточки разлетались по всей стране.
Как это не парадоксально, но были не редки случаи того что только после покупки автомобиля люди начинали обзаводиться правами нужной категории (как правило до этого была только категория "А" либо же не было совсем)
Но вернёмся к теме самого автомобиля, владелец практически сразу сталкивался с проблемой хранения автомобиля, гараж был не меньшей роскошью чем сам автомобиль. Если просто оставлять машину на улице то можно было наутро обнаружить отсутствие некоторых деталей, таких как дворники, колпаки, эмблема а порой даже аккумулятор. Но и гараж не всегда спасал драгоценную ласточку.
Сразу же стоит упомянуть об инструментальном техническом осмотре, карточка не имела строго образца и каждая область как правило выпускала её по своему усмотрению.
А что же было с топливом? Всё было не так однозначно.
Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
Марка бензина.....ГОСТ,ТУ...........Цена
А-66..............ГОСТ 2084-67......0-60
А-72..............ГОСТ 2084-67......0-70
А-76..............ГОСТ 2084-67......0-75
АИ-93.............ГОСТ 2084-67......0-95
Топливная смесь...ВТУ 30-8-63.......0-8
Бензин для государственных и прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для частников за деньги (кроме двух периодов в несколько лет в конце 60-х - начале 70-х и начале 80-х, когда для "частников" тоже пытались вводить специальные талоны, свободно продававшиеся в Харькове за наличные почему-то в продовольственных магазинах). Вспоминается надпись "Не вставив пистолет в бак, талонов не подавай". А в середине 80-х придумали разделить существующие АЗС, которых и без того было мало, на "государственные" и "частные" с соответственной формой оплаты (при этом все автозаправки, естественно, оставались принадлежать государству). "Частные", они же "платные", даже обозначались специальной табличкой, внесённой в ПДД, и на них обычно днём были очереди.
Но вот моторное масло на разлив (пластиковые канистры тогда были дефицитом) иногда официально можно было купить за наличные на "государственных" заправках, а на "частных" оно встречалось далеко не всегда. Для налива в ёмкость покупателя разных видов масла предусматривалась специальная колонка с несколькими раздаточными пистолетами без шлангов, обычно сбоку здания АЗС.
Если же вдруг железный конь требовал ремонта то как правило приходилось рассчитывать только на себя, поскольку на рембазу записаться было крайне сложно. Каждый придумывал своё решение кто-то чинился в гараже с товарищами, кто-то в собственном дворе, а кому-то приходилось давать ремонт прямо посреди дороги.
Поэтому лучшим другом автолюбителя был набор ключей в багажнике.
Запчасти были в очень большом дефиците. Достать новые шаровые было несказанное везение, большой удачей были и восстановленные детали, но за счастье считали и ремкомплект.
Вообще старались восстановить практически всё, в том числе диски сцепления и тормозные колодки. Фрикционный материал наклеивался и наклёпывался (это зависело от того что было проще достать клей или заклёпки)
А уж зимняя "дубовая" Снежинка считалась непозволительной роскошью.
Ну и конечно качество резиновых изделий оставляло желать лучшего, потому постоянно приходилось проверять давление в шинах.
Что же касалось уплотнительных прокладок, то их уже резали и рубили кто из чего горазд в дело шел плотный картон, паронит, резина и даже прессованный асбест.
Просто так придти и купить аккумулятор было практически невозможно надо было принести с собой уже отживший своё.
Всё это необходимо было проделывать с завидной регулярностью что бы называться гордым именем автолюбитель.
P.S. Наверно главным отличием опытного автолюбителя было наличие очень важного предмета в бардачке своей машины..
Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях, о том как вам довелось побывать автомобилистом во времена СССР.
Свежие комментарии