Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре этого года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ составили 154 409 единиц, что на 3,4% или на 5041 штуку больше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Рост в АЕБ объясняют очередным ослаблением рубля, отложенным спросом и снижением туристической активности, также всплеску спроса поспособствовали программы господдержки. Напомним, сентябрьский отчет не включает результаты BMW, Mercedes, Smart и Mini, ведь эти марки решили подавать сведения поквартально. По итогам января-сентября 2020-го (уже с учетом брендов-отщепенцев) российский авторынок в «минусе» — дилерам отгружено 1 094 805 машин, что на 13,9% меньше, чем годом ранее. И все же в АЕБ считают, что падение оказалось «менее значительным». Ну а при условии «относительно стабильной» ситуации в четвертом квартале и отсутствии «серьезных ограничений деловой активности» (читай, карантина), в Ассоциации надеются на то, что всего в 2020-м в РФ будет продано 1 552 000 новых автомобилей – на 13,5% меньше, чем в прошлом году (в июне АЕБ давала другой прогноз по всему году – 1 339 000 единиц, -23,9% по сравнению с 2019-м).

В сентябре по-прежнему лидирует Lada, самым популярным иностранным брендом в РФ остается Kia, а третья строчка все так же за Hyundai. На четвертую позицию поднялась Renault, замыкает первую пятерку теперь Volkswagen (в августе было наоборот). И все эти бренды в «плюсе». Но самую впечатляющую положительную динамику среди марок, вошедших в ТОП-25, показали «китайцы»:  у Changan рост продаж по сравнению с сентябрем 2019-го составил 230%, дилеры Geely реализовали на 171% больше, а Chery – на 148%. Хотя Haval, пусть он и в «плюсе», замедлился – «всего» на 21% больше, чем годом ранее (в августе, например, Haval продемонстрировал рост на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го). Как бы то ни было, достичь таких результатов китайским компаниям явно помогло обновление модельных линеек.

Lada Granta

А вот японские бренды почти все ушли в «минус». Наибольшее падение – у Lexus (-45%), следом в этом антирейтинге идут Mazda (-42%), Nissan (-24%), Mitsubishi (-18%) и Toyota (-10%). Датсун с перелицованными Грантой и экс-Калиной за японца не считаем, впрочем, и у этой марки продажи упали (-24%). Не забываем, что к весне следующего года Datsun из России исчезнет.

Из марок, которые оказались за пределами ТОП-25, отметим нарастившие продажи Opel (103 автомобиля в сентябре против 89 в августе), Peugeot (542 штуки, +20% по сравнению с сентябрем 2019-го), Citroen (326 штук, +23%) и Cadillac (245 единиц, +178%), а также китайцев-аутсайдеров в лице Zotye (12 штук, -82%), Lifan (138 штук, -41%) и Brilliance (27 штук, -29%). Еще захватим корейский премиум-бренд Genesis, продажи которого рухнули на 31% до 140 единиц. Французским брендам, видимо, помогла локализация коммерческой линейки, Кадиллаку – появление в гамме кросса XT6 и обновление XT5. Китайские же компании испытывают большие трудности и у себя на родине. Ну а Genesis еще может наладить дела с помощью кроссовера – GV80 вот-вот стартует на нашем рынке.

По итогам трех кварталов 2020 года вся первая пятерка брендов-лидеров продемонстрировала отрицательную динамику: продажи Lada в январе-сентябре упали на 14% до 227 661 штуки, дилеры Kia реализовали 139 477 машин (-17%), результат Hyundai – 114 013 единиц (-14%), Renault – 88 054 штуки (-14%), Volkswagen – 70 870 единиц (-7%).

Первые пять мест в рейтинге самых продаваемых моделей в сентябре распределились точно так же, как и в августе: возглавляет список Lada Granta, на втором месте находится Lada Vesta, далее – Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo. Важное отличие от августовского ТОП-25 – все перечисленные машины нарастили продажи (в последнем летнем месяце Лады ушли в «минус»).

Kia K5

Вообще, в свежем отчете АЕБ многие модели в «плюсе», самый большой прирост – у Toyota RAV4 (+148%), Skoda Octavia (+77%) и Hyundai Tucson (+66%). Любопытно, что в ТОП-25 не вошли одни из главных новинок сегмента SUV этого года – Kia Seltos и Skoda Karoq, хотя в предыдущие месяцы им удавалось пробиваться. Впрочем, новый кросс все же есть. Ну почти новый: вероятно, модернизация помогла Renault Kaptur, главному конкуренту «корейца» и «чеха», пусть ненамного, но все же нарастить продажи (+3%). А еще в рейтинг вернулась Niva – в последний раз в ТОП-25 внедорожник (его теперь выпускают под брендом Lada) мы видели в июне.

Также из примечательного – результат Kia Optima. Судя по всему, в АЕБ объединили продажи самой Оптимы и нового седана K5, который считается ее преемником. Дело в том, что в отчете российского офиса Kia эти модели посчитали отдельно: Optima разошлась тиражом в 556 экземпляров, а результат «четырехдверки» K5 – 1786 штук. В сумме и выходят те самые 2342 единицы, что указаны в статистике АЕБ. В общем, вполне неплохой старт для бизнес-седана.  

По итогам января-сентября 2020 года среди моделей лидирует Гранта (84 410 единиц, -13%), на втором месте находится Lada Vesta (72 464 штуки, -13%), а замыкает первую тройку Kia Rio (58 689 штук, -15%).