Передний привод, кузов хэтчбек, городской кроссовер и другие интересные эксперименты советских и российских конструкторов, которые предвосхитили ряд мировых трендов автомобилестроения
На грядущем автосалоне в Женеве будет стенд марки Aurus, а это значит, что впервые за много лет российские автомобили покажут на крупном международном автофоруме. Раньше российские и советские автопроизводители активнее участвовали в мотор-шоу, а отечественный автопром вовсе не считался отсталым. Во всяком случае, перспективных идей у наших конструкторов хватало.
Заднемоторный спорткар — 1963 год
В далеком 1963 г. инженеры украинского ЗАЗа собрали на базе «горбатого» ЗАЗ-965А уникальную конструкцию «Спорт-900», напоминающую целый ряд классических заднемоторных купе. Советский вариант Porsche 356 обладал аэродинамичным стеклопластиковым кузовом высотой чуть больше метра и имел посадочную формулу 2+2. Стандартный мотор развивал привычные 27 л. с., но весил «Спорт-900» всего 500 кг, поэтому ездил достаточно быстро. Было изготовлено несколько прототипов, но о массовом производстве советского спорткара речь в те годы идти не могла.
«Гран Туризмо» — 1964 год
Советский автомобиль класса «Гран Туризмо» с кузовом типа двухдверный хардтоп-кабриолет пытались создать в 1964 г. на базе стандартного седана «Москвич-408», который тогда и сам еще не был серийным. Укороченный двухдверный кузов имел посадочную формулу 2+2, складной тканевый верх и четырехфарную оптику. Стандартный мотор оснащался двумя карбюраторами, а в планах значилась система впрыска топлива с электронным управлением. Машину могли бы поставлять на экспорт, но в итоге оба изготовленных автомобиля «Москвич-408 Турист» остались лишь на фотографиях.
Хэтч с передним приводом — 1972 год
О выпуске переднеприводных автомобилей впервые задумались не на прогрессивном АвтоВАЗе, а на скромном заводе «ИЖ-Авто», который строился в качестве дополнительной сборочной площадки московского АЗЛК. В 1972 г. ижевские конструкторы представили прототип переднеприводного хэтчбека ИЖ-13 «Старт» с независимой подвеской, который превосходил по своим характеристикам и актуальный «Москвич-412», и готовящийся ВАЗ-2101. В советском автопроме идею не поняли.
Однообъемный кузов — 1986 год
В 1986 г. дизайнеры из Тольятти представили концептуальный «Проект Х», который представлял собой размышления на тему автомобиля 2000 года. Стилисты точно спрогнозировали моду на компактвэны — концепт представлял собой семиместный однообъемник с аэродинамичным кузовом и оригинальной передней оптикой под ветровым стеклом. Помимо пятидверного планировался и укороченный трехдверный вариант. А строить машины предполагалось на легковом шасси серийного ВАЗ-2108 с его агрегатами. Но в сложных 1990-х завод смог построить лишь провальную «Надежду» — неказистый ВАЗ-2120 на шасси «Нивы».
Руль с одной спицей — 1980-е
Сегмент семейных минивэнов существует много десятилетий, но в СССР конца 1980-х таких машин не было вовсе. Первую попытку создания минивэна предприняли на «Москвиче», причем АЗЛК-3733 делали сразу с прицелом на серийное производство. Аналогичная машина должна была выпускаться в Братиславе под маркой BAZ. У машины был передний привод, восьмиместный салон и руль с одной спицей. Помимо бензиновых двигателей предусматривались дизели, а кроме пассажирской модификации — грузовые фургоны.
Городской микромобиль — 1990 год
Глядя на тесные европейские города и тягу европейцев к сверхкомпактным автомобилям, вазовские конструкторы в 1990 г. предложили симпатичный компакт «Гном» на базе «Оки». Машина, которая успела получить отраслевой индекс ВАЗ-1151, была короче 2,5 м, имела посадочную формулу 2+2 и радиус поворота не более 3,5 метра. При массе менее 500 кг она могла разгоняться до 140 км в час. Предполагалось выпускать по 10 тыс. машин в год, но в 1990-е на проект не нашлось денег.
Комфортабельный внедорожник — 1990-е
Начать выпуск гражданской продукции на УАЗе мечтали с начала 1990-х, пытаясь на базе имеющихся машин делать отечественные варианты классических Land Rover и Toyota Land Cruiser. Получилось похоже: опытные УАЗ-3172 и 3172-01 имели актуальную внешность, цельнометаллический кузов, пружинные подвески вместо рессорных и новые элементы трансмиссии. При отличной проходимости (дорожный просвет составлял 220 мм) они обеспечивали гражданский комфорт, но на серийное производство не хватило денег.
Планшет на консоли — 1994 год
GPS-навигатор появился в серийном автомобиле в 1994 г., а массовой эта технология стала в 2000-х. Но на АЗЛК появление бортовых систем с большими экранами предвидели еще в конце 1980-х. Прототип АЗЛК-2144 «Истра» представлял собой как раз автомобиль двухтысячных и помимо экрана на консоли предлагал ряд других необычных идей. Например, штатный кондиционер, широкие подъемные двери, автоматическую коробку и сверхэкономичный дизель с расходом 3,5 л на 100 километров.
Панорамное остекление — 1998 год
Невероятно смелый для отечественных дизайнеров проект «Рапан» в 1998 г. произвел фурор на автосалоне в Париже, хотя биодизайн в то время уже начинал уходить. Но дизайн в стиле знаменитого Колани, стеклянная кабина-колпак и сдвижные двери по-настоящему удивляли. Панорамные стекла на серийных машинах появятся много позже. Равно как и ровный пол или руль с фиксированной центральной частью. Наконец, «Рапан» был электрокаром, что стало трендом только через 20 лет.
Борткомпьютер и синтезатор речи — 1998 год
Последнюю попытку создать совершенно новый автомобиль для первых лиц государства столичный ЗИЛ предпринял в 1998 году. Лимузин с индексом 4102 оснащался по высшему классу и мог поспорить с самыми дорогими иномарками того времени. У машины были электростеклоподъемники, радио с цифровой настройкой, проигрыватель компакт-дисков, аудиосистема с 10 динамиками и даже бортовой компьютер с синтезатором речи. А еще — полностью несущий кузов и независимые подвески.
Представительский внедорожник — 2000 год
Экспериментировать с гражданскими внедорожниками ГАЗ начал в конце 1990-х, но первый ГАЗ-2308 «Атаман» оказался слишком утилитарным. В 2000 г. появился ГАЗ-3106 в стиле экспериментальных седанов «Волга» того времени, а в 2004-м — более строгий и солидный «Атаман», почти готовый к серийному производству. Это по-прежнему была рамная машина с постоянным полным приводом, блокировками и понижающей передачей, клиренсом 200 мм и штатной ABS. Серийное производство так и не началось.
Городской кроссовер — 2008 год
Полноценно войти в европейский гольф-класс АвтоВАЗ пытался все постперестроечные годы, но самая перспективная концепция появилась только в 2008 году. Прототип городского кроссовера Lada C-Cross с индексом ВАЗ-2119 представлял собой приподнятый хэтчбек на платформе многострадального «Проекта С», причем шасси предусматривало использование полного привода. Семейство планировали поставить на конвейер в 2012 г., но партнерство с альянсом Renault-Nissan изменило планы. Часть наработок была использована в проекте семейства Vesta.
Свежие комментарии