Автомобильный спорт современного мира — это квинтэссенция политики, экологии с её Гретами Тунберг, безопасностью и регламентами, которые снижают все возможные виды удовольствия как для пилотов, так и для зрителей практически во всех соревнованиях, и это надоедает. Хочется собрать себе машину времени и вернуться туда, где педаль газа «прожималась» в пол, пилоты не боялись, а гоночные машины были действительно гоночными.
Эх, как давно это было…Глава, в которой мы погружаемся в историю
В 80-е годы появилась раллийная Группа Б, в которой не было ничего из современного автоспорта, да и не могло быть — участников ждали отсутствие ограничений по мощности и ограждений для болельщиков, а также инженерия безумства.
Нет-нет, раллийные гонки в определённый момент их развития были скучными и неинтересными от слова «совсем». Всего 280 л.с, куча запретов по вариациям узлов автомобиля и материалов для кузова. Напоминает нынешнюю «Формулу»1», но мы не об этом. Большинство автомобилей были моноприводными, с приводом на задние колёса, что не позволяло реализовывать момент на проблемных покрытиях, например, на снегу. Людям, конечно же, это не нравилось, и это стало существенным маяком для FISA (теперь FIA), смягчившим регламент ради зрелищности.
Позже функционеры решили разрешить абсолютно всё: полный привод, форсирование двигателей и любые материалы в строительстве. А самое главное – для получения разрешения на омологацию подобных автомобилей можно было выпустить в серию всего 200 экземпляров. Отчасти, именно поэтому фанаты автомобильных марок участников охотятся за оставшимися «в живых» единицами. Ведь тогда автомобили делали инженеры, а не скучные менеджеры с планом продаж… На самом деле, в нынешнем мире никто бы не позволил использовать технологии «Формулы-1» вне пределов трека, а тогда именно так и получилось — сумасшедшие двигатели ушли в гравий, снег и прочие раллийные дороги.
Для более полной картины развития технической составляющей ралли тех лет хочется отметить, что FISA разрешила использование полного привода еще в 1979-м, но в связи с вектором мышления конструкторов и общими тенденциями автомобилестроения на тот момент, схему 4х4 восприняли очень скептически.
Кстати, а знаете благодаря кому в ралли появился полноприводный автомобиль? Конструктор Audi прокатился на армейском VW Iltis, и, после этого, у спортивного главы, Роланда Гумперта, появились на столе выкладки будущей легенды. Однако идея не получила первоначального одобрения, ведь продать гражданскому потребителю полноприводный автомобиль было практически невозможно. Это сейчас про Quattro знают все и убедить фанатов отказаться от этой технологии будет сложнее, чем убедить их перестать дышать.
Но на тот момент инженерный расчёт победил, и уже в 1980 году Audi Quattro под управлением Ханны Микола, которая шла вне зачета, привезла своим конкурентам 9 минут на финише. После этого вопросы к целесообразности использования полного привода пропали полностью, а восторг заводского пилота Стига Бломквиста определил вектор развития всего концерна на долгие годы.
Глава, в которой Audi начинают и выигрывают
Регламент ралли 1983 года показал всем новую группу, про которую было мало что понятно простым смертным. Первым автомобилем, который удовлетворял новым правилам, стало детище итальянского цеха, а именно Lancia 037. Пространственная рама, обшитая композитными материалами, центрально расположенный двухлитровый компрессорный двигатель, выдававший в самой топовой модификации 345 л.с. и привод на задние колеса. Автомобиль весил всего 960 кг, что при такой мощности наделяло его неведомой для ралли тех лет динамикой. Первую победу 037-я принесла команде в 1983-м в Монте-Карло. Не удивительно, ведь автомобиль разрабатывался в компании Abarth, которая подарила раллийному миру Fiat 131. С дизайном у итальянцев всегда было хорошо, ведь «рулили» художниками в ателье Pininfarina. Шасси, кстати, оттачивалось в Dallara. Святая итальянская троица готовила эту колесницу богов. Что могло быть лучше?
А, оказывается, могло быть лучше. Моноприводный итальянец беззастенчиво проигрывал на равных бессердечным немецким «зубилам» с полным приводом — автомобиль позволял спокойно обходить итальянцев в каждом повороте, не пугаясь никаких сносов, и просто двигаясь навстречу финишу. Привод на 4 колеса в связке с переднемоторной компоновкой, пятицилиндровым турбомотором и несущим стальным кузовом делал, как сейчас любят говорить, вещи в автоспорте. Да, немцы были хуже в цифрах по всем возможным показателям, начиная от развесовки и заканчивая весом. Просто полный привод двигал немцев к подиуму, но Lancia попала на высшую ступень общего зачёта из-за своей космической надёжности.
Это было бы не так интересно, если бы на сцену не вышла Sport Quattro второго поколения, которая в 1984 году принесла победу в абсолюте Стигу Бломквисту, а сама Audi отправилась на вершину кубка автопроизводителей. Болид отличался от своего предшественника Sport Quattro, прежде всего, развитым аэродинамическим обвесом, выглядящим для того времени просто неимоверно. Изменения коснулись не только внешнего вида, но и технической части автомобиля. Мощность 5-цилиндрового двигателя объёмом 2135 куб. см. была доведена до целых 550 л.с. при 8000 об./мин. Автомобиль также немного прибавил в размерах за счёт аэродинамического обвеса и уменьшился в весе, который теперь составлял 1090 килограмм против 1200 килограмм у предшественника в лице Sport Quattro. Sport Quattro S1 была омологирована по Группе Б 1 мая 1984 года, о чём свидетельствовал документ номер B-264, выданный FISA.
Глава в которой ралли популярнее «Формулы»
Борьба красоты с практичностью, а именно 037 vs Quattro приковывала внимание к себе и оттягивала внимание от скучных «королевских» гонок. Я искренне не понимаю тех, кто обозвал скучные кольцевые поездки на транспорте, имеющем не так много общего с полноценными автомобилями «королевой автоспорта». В противостояние аккуратно начали въезжать и остальные «конюшни», к примеру, Peugeot 205 T16, у которого от серийного автомобиля были только фары и ручки. Разработчики остановились на 1,8-литровом 16-клапанном моторе с «бронебойным» блоком от «дизеля» из семейства XU, поперечно расположенной коробке от Citroen SM и изменяемом распределении момента. Согласно правилам, необходимо было выпустить 200 экземпляров дорожной версии T16. Выглядели они устрашающе, но 200-сильный мотор никого не пугал.
Собственно, гоночная версия на 320 «лошадей» начала «кусаться» практически сразу. В сезоне 1984 года Жан Тодт решил играть ва-банк и выпустил автомобиль в бой практически сразу после утверждения проекта Боссами концерна. 29 марта проект утвердили, а уже в мае, на корсиканском ралли Ари Ватанен, в паре с талантливым ирландцем Терри Харрименом они уже показывали ребятам из Audi, кто тут главный, но, увы, в последний день этапа автомобиль попал в аварию и загорелся.
Но, как вы все знаете: «терпение и труд все перетрут». Успех пришел в 1985-м — к этому сезону увидел свет Peugeot 205 T16 Evolution 2. В отличие от своего предшественника, новый болид стал еще легче, кузов жестче на кручение, новый турбомотор обладал мощностью 450 л.с., а аэродинамический обвес уничтожил все сходство с гражданским автомобилем. За 3 года участия в ралли 205-й 16 раз он оказывался первым на этапах и принес своей команде по 2 победы в абсолюте (Тимо Салонен, Юха Канккунен) и в командном зачёте.
Французы, одухотворённые успехом, решают устроить автомобилю крещение на формульном кольце, и раллийный болид показывает пятое время трассы — всего на 3 секунды медленнее, чем у легендарного Айртона Сенны. Но пока французы доминируют – старые воины готовят ответный удар.
На сцену приглашаются Audi Quattro S1 и Lancia Delta S4
Венцы инженерной мысли, самые технологичные автомобили тех лет, которые требовали от пилотов отдачи на миллионы процентов, а скорости их реакции должны завидовать самые быстрые звери и птицы. Вальтер Рёрль, двухкратный чемпион мира говорил, что слишком медленно думает для Quattro s1, а Чезаре Фиорио, руководитель заводской команды Lancia, описывал процесс создания этих автомобилей очень ёмко: «Чтобы быть чемпионом, надо использовать правила. Правила на грани фола».
Но вернёмся в Германию. Ребята из Audi отходят от несущего кузова и смотрят в сторону трубчатой рамы с переднемоторной компоновкой, убирая в багажник аккумулятор и радиатор. Так они хотят увеличить развесовку. Параллельно с этим под капот ставят турбину с размерами ведра, и, в итоге, бедный двигатель в 2,1 литра объёма отдаёт дорогам 630 сил, передавая привет будущим экологам, а колёсную базу уменьшили, и добавили аэродинамики.
Большинство автоэкспертов по всему миру сходятся во мнении, что это была самая уродливая машина за всю историю ралли, однако самая «отмороженная», самая неистовая и не прощающая ошибок при пилотаже. На S1 впервые в ралли появилась система антилаг, созданная для ликвидации провалов в давлении огромной турбины. Суть ее была в том, что фазы газораспределения на сбросе газа изменялись, и часть смеси горела в самой турбине, не позволяя снижаться скорости вращения крыльчатки. Благодаря этому Quattro S1 «плевалась» огнем при каждом переключении, что добавляло специфичному рокоту рядной «пятерки» и надрывному вою турбины еще больше какого-то дьявольского шарма. Несмотря на то, что эта машина под управлением Рёрля пришла к финишу первой всего на одном этапе в Сан-Ремо, она прочно заняла свое почетное место в истории автоспорта как памятник небывалым скоростям, которых трассы WRC уже никогда не увидят.
Итальянцы не стали уступать в борьбе и выпустили легендарную «Дельту». Инженеры решили работать по принципам, которые применяли при работе с 037 моделью — пространственная рама, стеклопластик и среднемоторная компоновка. Параллельно с этим инженеры понимали, что монопривод не может быть конкурентом полноприводного автомобиля, и Lancia стала полноприводной. Но, параллельно с этим, инженеры дали двигателю в 1,8 литра приводной компрессор и турбонаддув. Работало это вот так:
низкие обороты двигателя позволяли нагнетателю обеспечивать необходимым количеством воздуха двигатель, но стоило двигателю раскрутиться, как турбина давала ровную полку момента по всем диапазонам и мощность в 480 лошадей. 1986 год показал, что догнать Lancia практически невозможно, но… нет.
Глава, в которой Группа Б заканчивает существование
Пик славы Группы Б представлял собой несущийся на скорости в 200 км/ч болид в аэродинамических обвесах. Управляемый занос в повороте был неотъемлемой частью заезда, а зрители работали просто отбойниками. Каждый хотел получить пыль из-под болида себе на одежду, а счастливчики могли прикоснуться к легендам прямо в момент гонки.
Болельщики были настолько безбашенными, что когда Вальтер Рёрль вылетел с трассы и сломал фанату ногу – тот был на седьмом небе от счастья, ведь его покалечил сам знаменитый пилот. Гонщица Audi Мишель Мутон говорила, что зрители — это просто часть антуража, а аварии неизбежны. Но это стало началом конца Группы Б.
В 1985 году в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986 году на этапе в Португалии 550-сильный Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с запредельными возможностями автомобиля. В результате, трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. После этой трагедии команда Ford прекратила свое участие в ралли.
Последней точкой в череде этих фатальных происшествий стала авария лидера команды Lancia Хенри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто, уверенно лидировавших в чемпионате и идущих первыми на этапе в Корсике. Причиной аварии многие называют сильное утомление на фоне простуды Тойвонена, который просто перепутал два похожих по входу, но совершенно разных по выходу поворота. В итоге, автомобиль на сумасшедшей скорости сошел с трассы и рухнул с обрыва. К приезду спасателей от Delta S4 остался лишь обгоревший каркас. И пилот, и штурман погибли на месте. После этой аварии Lancia покинула чемпионат, а первое место в личном зачете досталось Юхе Канккунену на Peugeot 205 Т16.
Глава, в которой мы завершаем рассказ
1987 год стал финальным для Группы Б, которая по распоряжению FISA прекратила свое существование. Многие готовили свои автомобили к новому сезону, а у Audi в рукаве был козырь на 1000 сил, но, увы, проекты так и остались проектами. Ходит легенда, что в смерти Группы Б виноваты боссы «Формулы-1», которая начала терять самое важное – рекламные деньги.
Говорить, что Группа Б канула в лету — не совсем корректно, потому что те же пилоты на тех же заводских болидах активно участвовали и неоднократно ставили рекорды впоследствии в популярной американской горной гонке на время, Pikes Peak, но это, как говорится, уже совсем другая история.
Свежие комментарии