Лондон я, честно признаться, терпеть не могу. Вернее, знаете как: на дух не выношу ауру всеобщего обожания, его окутавшую.
«Лучший город на Земле». Многие величают его именно так и никак иначе. У нескольких часто бывающих там моих приятелей, с которыми я советовался, куда пойти, что посмотреть, раз уж волею судеб занесло меня, во время разговора глаза заволокло туманной поволокой мечтаний. Ах, Лондон… Самый продвинутый в мире общественный транспорт. Самая совершенная и непредвзятая судебная система . Самая некоррумпированная полиция. И так далее, и тому подобное.
Ну, достаточно прелюдий. Давайте посмотрим, что это за сияющий град на холме.
Сначала о хорошем: человеку, интересующемуся автомобилями, в Лондоне точно будет чем себя занять. Количество как ультрадорогих, так и редких машин на дорогах — зашкаливающее.
Нечасто встречающийся Porsche 928 и по-настоящему редкий зверь Triumph Stag! Я увидел такой впервые.
Нигде не видел такой их концентрации на квадратный километр. Правда, я не бывал в странах Персидского залива. Высока вероятность, что те, кто бросает свои Феррари и Ламбы у подъезда входа в резиденцию в Дубае и Лондоне, — одни и те же люди.
R8, плавно перетекающая в Aventador, после которого мы наблюдаем сразу два Porsche 918, которыми владеют сатанисты. Это снято на отрезке в 30-40 метров. А еще я от увиденного выпал в такой осадок, что забыл снять Rolls-Royce Cullinan, на этом фоне показавшийся чем-то обыденным.
С другой стороны, объяснимо: почти всё на этих фото для лондонцев «своё». Тот случай, когда даже если очень хочется эпатажа и пафоса, приходится поддерживать отечественного производителя.
Много Bentley и случайно затесавшийся в их компанию McLaren. На последней картинке — актуальное поколение Continental GT, на первой — предыдущее. И вездесущая Bentayga на втором фото.
Интересно, что на крутых тачках по Лондону спокойно ездят без тонировки и даже с открытыми окнами. Удалось встретить 4-5 "членовозов" Rolls-Royce и Bentley, которые многие российские автомобилисты презрительно назвали бы "аквариумами". А два из них даже ехали с открытыми задними окнами и везли детей.
Попалась даже Pagani, прячущаяся от мира в чехле :)
С вашего позволения, я не буду демонстрировать вам Биг Бен (он, кстати, на реконструкции), Букингемский дворец, колесо обозрения и другие туристические объекты, знакомые каждому из школьной программы по английскому языку.
Поговорим про вещи, конечно, известные, но чуть менее туристические.
Вот, к примеру, знаменитый район Челси и чуть менее знаменитые (в России, по крайней мере) Кенсингтон и Белгравия. Здесь — самая дорогая недвижимость в Лондоне. За миллион фунтов стерлингов (80 миллионов рублей) здесь ты не купишь примерно ничего. Средний чек за дом — 3-4 миллиона в британской валюте. Районы перетекают друг в друга так изящно и незаметно, что с непривычки и не разберешь, где именно ты находишься. Во всех трёх — старая английская застройка небольшой этажности. Отличия — на уровне нюансов, и не мне делать вид, что я в них шибко силён.
Во всех трёх borough, свернув с магистральных улиц, ты попадаешь на тихие узенькие улочки с милыми трёх- и двухэтажными домиками. Пара деревьев и клумбочка у деревянной входной двери с латунной ручкой, ровнёхонько вымощенный тротуар, аккуратно припаркованные у бордюра машины, тишина… В общем, всё как на картинках про Лондон.
Идиллическая картина? Да, пожалуй, но только пока ты здесь не оказался и изучаешь пейзажи на странице путеводителя.
Скучно как в гробу! Тут как со Швейцарией: смотришь фото альпийских лугов и деревушек у подножья величественных гор — кайф, приедешь — через три дня на стену лезешь со скуки.
Городская среда, в которой гармонично смешиваются три типа недвижимости: жилая, офисная и коммерческая? Помилуйте, в Челси об этом не слыхали! Чтобы купить продуктов или пропустить пинту эля в пабе, придется удалиться от аккуратного домика на идиллической улочке на приличное расстояние.
Короче, концепция такова: жить как в деревне, но в центре Лондона. Наверное, в этом есть некий «особый шарм», но…
Вынося за скобки инвестиционную логику приобретения такого жилья (а она здесь есть), я себе понимаю смысл житья там следующим образом: в Челси и иже с ним богатому человеку хорошо приезжать на дожитие. Лет так после 70. Когда тебя уже не интересует McLaren без крыши и выход в море на большой яхте, полной моделей. Своё ты уже отдиректорствовал, бизнес передал детям и внукам, и с чистой совестью и лёгкой душой удалился на покой. Вот тогда — да. И то с оговорками, ведь деятельные люди и в старости остаются деятельными.
Но давайте поскорее покинем этот элитный геронтологический центр, раскинувшийся на северном берегу Темзы, перейдем через реку и переберемся чуть южнее — в район парка Баттерси.
«Рогатое» строение на фото ниже может показаться знакомым любителям старого рока. Память вас не обманывает, друзья. Это бывшая угольная электростанция Баттерси. Именно она изображена на обложке альбома Pink Floyd «Animals» (с летающим поросёнком) 1977 года.
К слову об урбанистике: электростанция сейчас не только не работает, но и перестраивается в жилой комплекс! Еще раз: ее не сносят, чтобы воздвигнуть на её месте что-то, а именно перестраивают, даже оставив оригинальные выхлопные трубы, внутри которых будут ходить лифты, ведущие на смотровые площадки.
Если двинуться от электростанции по набережной (а мы уже на другой стороне Темзы, как вы помните, через реку от Челси) в сторону London Eye и Вестминстерского дворца, можно узреть несколько километров очень крутого, современного и продуманного городского пространства. В этом районе находится максимально странное здание американского посольства.
На первых трёх фото посольство США, на четвертом — ЖК в архитектурном стиле 'офис Сбербанка в Геленджике'.
А также новые жилые районы, щедро разбавленные барами, ресторанами, фудмаркетами.
Кстати, интересно, что юг в Лондоне считается непрестижным, примерно как восток и юго-восток в Москве.
Благоустройство.
Другие точки притяжения
Шард — самый высокий в Лондоне и пятый по высоте в Европе небоскреб. Построен в отдалении от классических районов высотной застройки — лондонского Сити и Кэнэри-Уорф — и своим видом (и расположением среди обычных лондонских зданий) вызывает стойкое ощущение, что кибер-панк наступил.
Кейс собачки
Короче, в Лондоне хорошо. Чинно, мирно, благородно. Порядок. Чистота. Хороший общественный транспорт. Комфортный инвестиционный климат. Это всё — без малейшей иронии.
Позвольте теперь привести пример взаимодействия эталонного царства законности и простых граждан.
Я пообщался с парой представителей "русской эмиграции", и вот что они рассказали. В Британии существует некий журнал действий гражданина с недвижимостью (точную юридическую формулировку не помню, поэтому пересказываю своими словами). Туда заносят все виды активности с недвижкой: купил, продал, въехал, съехал, арендовал, сдал в аренду и так далее (сдать или снять квартиру по-черному сложно, ибо на тебя сразу настучат, поэтому всё в белую). Регистр этот — не физический документ, а что-то типа нашей кредитной истории, которой как бы нет, но в нужных обстоятельствах она как бы есть. Сведения в журнале хранятся всю жизнь (ну или очень долгий срок).
А еще в Британии ты, покупая или арендуя недвижимость (форма владения в этом случае не важна), подписываешь договор с островным аналогом наших управляющих компаний. И оная компания в договоре может написать вообще всё что угодно, если это не противоречит законам страны. То есть создать над этими законами некую надстройку. Например: в России запрещено шуметь после 23.00, а в договоре может быть написано, что нельзя шуметь уже после 19.00. Закону же не противоречит. И чёрт с ним, если б столь вольные нормы распространялись лишь на арендаторов. Тут хоть как-то можно с этим логически примириться: мол, хозяин-барин, его недвижимость, он правила и устанавливает. Но договор с УК подписывать должен и покупатель, то есть будущий владелец недвижимости! А в договоре, как мы помним, может быть написана любая дичь. Теперь перейдем к сути сказуемого.
Жили-были Маша и Петя в своей лондонской квартире. Жили, не тужили, а потом решили завести собачку. Маленькую такую, скажем, той-терьера. И завели. Собачка их радовала, они о ней заботились и очень сильно ее любили. Но злобная бабка из соседней квартиры (скажем, ее зовут Долорес) не могла вынести чужого счастья у себя под носом. Поэтому накатала Долорес жалобу на Машу с Петей. Выяснилось, что они не имели права заводить собачку, поскольку договором домашние животные в этом ЖК запрещены, чтобы жильцы не страдали от аллергии.
Маше с Петей пришлось заплатить штраф. Но это не самое страшное. Вспоминаем о журнале действий гражданина с недвижимостью. В машин и петин журналы была занесена пометка о том, что на них пожаловались соседи. Теперь, когда Маша с Петей в следующий раз будут покупать или арендовать квартиру, продавец поднимет данные и увидит жалобу, на основании чего сможет либо поднять прайс, либо вовсе отказаться от сделки.
Вот такие британские законы.
Ну да ладно, я ж не рассказал о главном: зачем вообще я сюда приехал.
Мне сделали предложение, от которого невозможно отказаться, и позвали посетить штаб-квартиру McLaren в городе Уокинг. Нам показали лаборатории по разработке новых технологий для Формулы-1, провели по цехам, где создают реальные гоночные болиды, и пустили в святая святых — посмотреть на сборочную линию дорожных автомобилей McLaren. Про всё это будет отдельный пост, ибо впечатлений и информации — море!
А пока закончим с общегражданскими впечатлениями от поездки.
В Британию нас позвала компания British American Tobacco, которая (возможно, вы об этом слышали) недавно стала стратегическим партнером McLaren.
ДИСКЛЕЙМЕР: Я НЕ КУРЮ И ВАМ НЕ СОВЕТУЮ.
Первая реакция человека со стороны (и моя в том числе) на эту новость такая: какое может быть партнерство у автомобилестроительной и табачной компаний?
И правда, какое? На деле всё очень интересно.
McLaren давно поставили большие данные (те самые big data, вокруг которых стоит непрекращающийся хайп последние несколько лет) на службу гонкам. Они анализируют каждую гонку, в которой участвую, по сотням и тысячам параметров: начиная от состояния пилота до влажности воздуха, температуры и многого другого (подробнее об этом — в следующем посте). Данные хранятся, накапливаются и анализируются во время следующего заезда. И так из раза в раз. Короче, McLaren в сфере обработки массивов данных легко даст фору многим IT-компаниям. И British American Tobacco хочет позаимствовать опыт McLaren в этом вопросе.
Диаграммы, демонстрирующие количество вредных химических соединений в: 1) паре из вейпа. Их в нём около 6-7; 2) В паре из системы нагревания табака GLO. Там их около 70-80; 3) В дыме обыкновенной сигареты. Около 650-700
«Искусственный интеллект стал важной частью их бизнеса. Их экспертиза может помочь нам также анализировать необходимые данные о наших потребителях, их взаимодействии с продуктом и проч.», — говорит Йохан Вандермюллен, директор BAT по региону Европа. Северная Африка.
Но это не все. Есть такая гоночная серия — Formula E. McLaren как команда в ней не участвует, поскольку является поставщиком электродвигателей и батарей для всех команд. И, вы не поверите, этот экспириенс также полезен при создании вейпов и систем нагревания табака (типа GLO) — чтобы создавать более энергоемкие и при этом компактные и легкие аккумуляторы.
Не забывай свои корни и откуда ты вышел, как начитывали в начале нулевых в микрофон классики. Вот так, например, выглядит один из первых в мире табачных станков :)
Свежие комментарии