На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

Бабах-кебаб. На каких машинах турки будут воевать, если вдруг

Мы с вами народ любознательный. Одно из любимых наших развлечений, идущее сразу после еженедельных турниров по литрболу и чтения по ролям инструкции от ВАЗ-2101, — это расширение кругозора в какую-нибудь случайную околоавтомобильную сторону. И так вышло, что из полусотни бумажек, сложенных в редакционный гоночный шлем, сегодня мы вынули ту, на которой неровным почерком значится: «Турецкая военная техника». В конце концов, почему бы взрослому, адекватному и не политизированному человеку в скучный осенний четверг не пополнить багаж знаний такими вот фактами? Тем более что по теме нашлось немало любопытного.

Положим, то, что в Турции полным-полно зарубежной техники, сюрпризом не стало. Танковый парк страны в основном состоит из древних американских M48 и M60, разработанных в начале пятидесятых и шестидесятых годов соответственно: суммарно их около трех тысяч. Еще по 400 и 350 «голов» приходится на немецкие Leopard 1 и Leopard 2 — наиболее свежий из них (Leopard 2A4) сконструирован в 1985 году. Среди более легкой техники числится 535 отечественных БТР-80, американские грузовики M54 и M939, 5,5 тысячи вездеходов Unimog, примерно столько же военных Jeep Wrangler, почти 10 тысяч «Дефендеров» и аж 26 тысяч грузовиков MAN.

Но делают турки и кое-что свое. Основной поставщик национальной армейской техники — компания Otokar, которая в свободное от оборонных забот время выпускает вполне безобидные автобусы. Колесящие, помимо прочего, и по российским городам. Почти как наш «Уралвагонзавод». И вот что у «Отокара» еще есть.

OTOKAR ALTAY

Первый турецкий танк ныне рождается именно силами автобусных дел мастеров. Не подумайте, будто он назван в честь нашего живописного региона — просто у турков был такой генерал, Фахреттин Алтай, почти сотню лет назад воевавший за независимость страны. 

Создается бронемашина на основе южнокорейского танка К2 «Черная пантера», разработанного одним из подразделений концерна Hyundai. В арсенале имеется 120-миллиметровая гладкоствольная пушка и два пулемета — калибра 7,62 и 12,7. Комбинированная броня должна защищать не только от снарядов, но и от химического, биологического и ядерного оружия. На данный момент изготовлено четыре прототипа, а серийные образцы, согласно плану, должны начать поступать на вооружение в 2018 году.

Но нам, людям от военной техники далеким, гораздо более интересен тот факт, что конструкторы рассматривают возможность появления... гибридной версии! Прямо да, с электромотором, на котором «Алтай» сможет некоторое время передвигаться. Зачем? Говорят, чтобы на поле боя его было сложнее засечь тепловизором. Вот так-то.

OTOKAR AKREP

Бронемашина «Скорпион», а именно так с турецкого переводится Akrep, построена в 1990 году на агрегатах Land Rover Defender. В частности, тут стоит хорошо знакомый четырехцилиндровый турбодизель 2.2, развивающий 122 лошадиные силы. Стальная бронированная капсула защищает экипаж от 7,62-миллиметровых снарядов, а пулемет того же калибра позволяет поливать противника «в ответку». Вместимость — до восьми человек, которым положены как «печка», так и кондиционер. Есть система ночного видения и взрывоустойчивый 110-литровый топливный бак, а в списке доступных опций, помимо прочего значатся навигационная система, передняя лебедка и гранатометы для дымовых шашек. 3,6-тонный «Скорпион» на данный момент служит не только в Турции, но и Пакистане, Марокко, Израиле, Грузии, Ираке, Северном Кипре и даже в Штатах.

OTOKAR COBRA

Более тяжелый (6,3 тонны) броневик Otokar называется Cobra и разработан в соавторстве с американской компанией AM General — той самой, что сделала Hummer. Собственно, на шасси армейской версии «Хаммера» HMMWV «Кобра» и базируется. Вместимость — до 9 человек, включая водителя и командира, сидящих в бронекапсуле с V-образной нижней частью, дающей больше шансов выжить при подрыве на мине. 190-сильный турбодизель разгоняет машину до 60 км/ч за 14,3 секунды, а максимальная скорость составляет 115 км/ч.

Модификаций у «Кобры» масса: разведывательная, радиолокационная, саперная, санитарная, десантная, плавающая и даже противотанковая. Нам эти машины интересны тем, что они участвовали в битве за Цхинвал и в южноосетинском конфликте вообще — три сотни «Кобр» в свое время были приняты на вооружение грузинской армии. Одна из них, трофейная, чуть позже снялась в хорошем фильме «Август Восьмого». А еще десяток таких несет службу в вооруженных силах Казахстана.

OTOKAR KAYA

Тринадцатитонный «Камень» вытесан из мерседесовского Unimog. Информации о нем немного: вместимость до 12 человек, считая водителя и командира, защита от мин и стрелкового оружия, 218-сильный дизель, работающий в паре с 14-ступенчатой (8 вперед, 6 назад) автоматической трансмиссией, и 96 километров в час максимальной скорости. Представлена, кстати, и новая версия Kaya II — массой 14,5 тонны, с 300-сильным двигателем (1 200 Нм) 7,2-литровым дизелем Mercedes и более-менее привычным «автоматом», у которого вперед шесть передач, а назад — одна. Правда, в такую машину влезает всего 10 человек, а на вооружение она, насколько известно, пока не встала.

OTOKAR URAL

Зато турецкие «Уралы» (вот тут уж точно название «про нас»), представленные в 2013 году, армия уже активно закупает. Это машина примерно того же класса, что и Cobra — 6,3 тонны, до 9 человек в салоне, но сделанная на новой модульной платформе и располагающая каким-то нереально длинным списком оснащения. Светодиодные стробоскопы, система публичного оповещения, посадочные места под самое различное вооружение, камеры кругового обзора, системы пожаротушения, несколько конфигураций (в частности, пятидверная и трехдверная) — в общем, такой вот военизированный конструктор. А еще, если верить официальной брошюре, у него просторный салон со светодиодной подсветкой и удобные эргономичные кресла.

OTOKAR ARMA

Еще больше вариантов предлагает бронетранспортер ARMA. Он может быть шести- или восьмиколесным, а модульная архитектура позволяет смастерить из него что угодно — от мобильного штаба и машины скорой помощи до противотанковых и зенитных установок. В движение машина массой от 18,5 до 24 тонн приводится 8,9-литровым шестицилиндровым дизелем мощностью 450 л.с., максимальная скорость — 105 км/ч. Кроме того, эта штука умеет плавать со скоростью до 8 км/ч, а броня, помимо прочего, выдерживает взрыв мины мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте.

FNSS PARS

Главный конкурент ARMA — бронетранспортер Pars от компании FNSS. Pars — это по-турецки переднеазиатский леопард. Не какой-то там, а именно переднеазиатский. Он тоже весь из себя модульный: полноприводное и полноуправляемое шасси может иметь шесть или восемь колес, а на страничке официального сайта, посвященной модификациям, для двух этих версий в сумме можно насчитать аж 20 разных вариантов. Хочешь раненых вози, хочешь по танкам и самолетам стреляй, хочешь мины обезвреживай. Бронеэвакуатор даже есть.

Шестиколесная машина оснащается 482-сильным дизелем, а восьмиколесная — 550-сильным. Коробка передач — автоматическая шестиступенчатая, масса — от 19 до 30 тонн, а на заказ доступна гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом. Citroen, ни дать ни взять. Кстати, несмотря на кошачье имя, Pars плавать любит и умеет: как и Otokar, при помощи гребного винта он может разогнаться по воде до 8 км/ч.

FNSS PARS 4×4

Формально эта штука тоже относится к семейству «леопардовых», но мы ее выделим в отдельную категорию, ибо выглядит она уже как более-менее привычный внедорожник, а не как бронетранспортер. Совсем свежая разработка, между прочим — представлена всего полгода назад! Данных, соответственно, пока маловато: соотношение мощности к массе составляет 25-30 лошадиных сил на тонну, в кабину помещается пять человек, максимальная скорость заявлена на уровне 120 км/ч, а запас хода достигает 700 километров. Уже разработано четыре модификации: командная, разведывательная, ударная и противотанковая. Но нам в первую очередь нравится дизайн.

FNSS SAMUR

Но самое крутое у этой конторы — передвижной бронированный понтонный мост! Восьмиколесный девайс по имени «Хорек» натурально взорвал нам мозг. Во-первых, она может работать в качестве парома и переправлять по воде технику массой до 21 тонны. Дальше — больше: можно сцепить две или три таких друг с другом, и тогда получится судно грузоподъемностью до 70 и 100 тонн соответственно. А 12 «Хорьков», соединенные в общую цепь, формируют 150-метровый мост, который будет стоять не шелохнувшись в реках со скоростью течения до 2,5 метров в секунду. Еще одна строчка на официальном сайте скромно возвещает, что в определенных условиях цепь может состоять из бесконечного числа таких машин. Так вот чем они перекроют Босфор, если вдруг...

BMC KIRPI

Еще один турецкий производитель автобусов и грузовиков, балующийся с бронетехникой, называется BMC. Официальный сайт на информацию скуп: модель Kirpi вмещает от 10 до 15 человек, защищена от мин и стрелкового оружия и может оснащаться пулеметом с ручным или дистанционным управлением. Под капотом — 375-сильный двигатель, работающий в паре с автоматической трансмиссией. Есть системы пожаротушения и подкачки шин, а из благ цивилизации присутствует кондиционер.

ГРУЗОВИКИ BMC

Логично, что у компании, делающей и грузовики, и бронемашины, есть и линейка армейских грузовиков. Брони и пушек у них нет, зато есть три модели грузоподъемностью от 2,5 до 10 тонн, соответствующие, как отдельно замечено в спецификациях, стандартам НАТО. Каким именно, впрочем, не уточняется.

NUROL EJDER

Частный концерн Nurol, занимающийся всем от энергетики и туризма до строительства мостов и заводов (и индивидуальных противоядерных бомбоубежищ), между делом разработал еще один турецкий броневик. Называется он Ejder («Дракон») и при помощи 450-сильного дизеля Cummins умеет разгоняться до 110 км/ч. Броня, как и у конкурентов, выдерживает попадание из 7,62-миллиметрового оружия, в бронекапсулу поместится 10 бойцов и двое членов экипажа, а вооружить Ejder можно пулеметами калибров 7,62 и 12,7, 25- и 30-миллиметровыми зенитными пушками или 40-миллиметровым гранатометом. Предусмотрена возможность установки чего-нибудь еще более злобного — для этого нужно только слегка изменить и усилить конструкцию.

В общем, как-то так, если очень бегло, выглядит турецкая бронетехника. Мы сознательно не включали сюда гусеничные машины (не считая «Алтая») и не уходили слишком глубоко в тактико-технические характеристики. Даже без этого всего можно сделать вывод, что индустрия у турков сейчас на подъеме: новинок много, а планов еще больше. И, с вашего позволения, на этом мы, избегая каких-либо выводов и морали, рассказ и завершим. Но если вдруг...

 

Источник

Картина дня

наверх