Судя по очередному отчёту Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в декабре 2020-го автодилеры в РФ общими усилиями продали 166 666 новых машин: этот результат на 2,1% меньше, чем годом ранее. В количественном выражении показатель снизился на 3490 единиц (АЕБ использует данные по отгрузкам). По мнению председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, снижение продаж новых автомобилей связано с рано завершившейся предновогодней гонкой, которая прошла за период с сентября по ноябрь.

За весь прошлый год на авторынке РФ было реализовано 1 598 825 новых легковых и лёгких коммерческих машин, что на 9,1% меньше, чем годом ранее. Отметим, в годовой статистике учитываются показатели в том числе брендов BMW, Mini, Mercedes-Benz и Smart (эти сведения поступают раз в квартал). Напомним, ещё в середине года в АЕБ предполагали, что спад по итогам года составит порядка 24%. Однако продолжительный «плюс» скорректировал показатель 2020-го.

На фото: Lada Vesta и Lada Xray

Список самых востребованных марок по итогам прошлого года возглавляет российская Lada, реализовавшая 343 512 машин и потерявшая 5% (по сравнению с 2019-ым). Её самые продаваемые модели по-прежнему занимают «золото» (Granta) и «серебро» (Vesta) в ТОП-25 бестселлеров. Кстати, в 2018-ом эти модели занимали эти же места, но Веста была на первой строчке рейтинга, а Гранта довольствовалась второй. Largus, потерявший почти 14%, тем не менее остался на своей седьмой позиции, а вот внедорожник 4x4 (который на днях сменил название на Niva Legend), несмотря на 9-процентный спад, сумел подняться на пару мест выше, на 12 строчку. В отличие от декабрьского, в годовой рейтинг не вошёл внедорожник, продаваемый как Chevrolet Niva и Lada Niva (в 2021-ом сменит имя на Lada Niva Travel). Зато в ТОП-25 попал высокий хэтчбек Xray, который в течение года периодически выпадал из списка. За год он потерял 7 позиций (сейчас на 24-ой) и более 33% по продажам.

Самым популярным иностранным брендом в РФ остаётся Kia с результатом 201 727 машин в 2020-ом (-11%). Её бестселлер – Rio – потерял около 5% и по-прежнему замыкает тройку лидеров самых продаваемых автомобилей в стране. Напомним, в прошлом году модель обновилась. Кроссовер Sportage, который в текущем году ждёт смена поколения, сократил показатель на 18% и спустился на строчку вниз (на 13-ую). По итогам 2019-го в список также входил бизнес седан Optima, в прошлом году его сменил K5 – суммарно дилеры Киа в 2020-ом продали 19 860 машин (-22,7%).

Далее в рейтинге располагается ещё один корейский бренд – Hyundai – с показателем 163 244 проданных машины (-9%). Самым популярным кроссовером в стране всё также остаётся её Creta – одна из трёх моделей с положительной динамикой в 2020-ом (её прирост – 3%). Solaris опустился на строчку вниз (на 6-ую) с 16-процентным спадом. Ну, а Tucson, потерявший почти 3%, сумел подняться в рейтинге с 24-го на 18 место.

На фото: Renault Kaptur

Из европейских брендов бестселлером остаётся Renault (128 408 шт., -11%). В 2020 году самой продаваемой моделью марки стал Logan, потерявший около 8%, а бывший лидер – Duster – оказался на 11 строке (в 2019-ом был на 8 месте). Отметим, кроссовер в скором времени сменит поколение. В свою очередь Sandero остался на своей 16 позиции. В ТОП-25 также входит кроссовер Kaptur (-21%), а вот Arkana пока в годовой список бестселлеров не вошла.

Далее в списке марок располагается Volkswagen: дилеры немецкой марки реализовали 100 171 автомобиль в 2020 году. Самой востребованной моделью бренда остаётся Polo (в прошлом году её серьёзно обновили): она сумела нарастить продажи на 4,2% и поднялась в первую пятёрку рейтинга автомобилей. В десятке (на 9 месте) числится кроссовер Tiguan, чей показатель снизился более чем на 11%.

Входящий в состав концерна VW бренд Skoda располагается на шестом месте в рейтинге популярных марок (94 632 шт., +7%). Самая популярная модель – всё тот же Rapid (пережил рестайлинг в 2020-ом), правда, лифтбек «сполз» с 11 строчки на 15-ую. Хоть в АЕБ не стали сравнивать показатели продаж двух последних лет, мы всё-таки полюбопытствовали: оказалось, что Рапид за год потерял 25,2%. Более чем на 20% просели продажи Octavia и почти на 18% – Kodiaq (второй при этом сумел забраться на пару строчек выше – на 20-ую).

Следом в годовом списке марок идёт Toyota с результатом 91 598 проданных в РФ машин (-12%). Бизнес-седан Camry переместился на строчку вниз (на 14-ую), тогда как кроссовер RAV4 ощутимо увеличил показатель: за 2020-ый он не только показал самый ощутимый прирост из всего списка бестселлеров (на 19%!), но и сумел перепрыгнуть с 15 места сразу на 8-ое. Напомним, «Рафик» сменил поколение в РФ в октябре 2019-го, с тех пор его продажи заметно выросли.

На восьмой строке рейтинга марок располагается Nissan (56 352 шт., -13%). Здесь в ТОП-25 числятся два бестселлера бренда – Qashqai (17 строка) и X-Trail (22 место). Причём, если первый за год поднялся с 21 позиции, то второго в списке и вовсе не было. Отметим, в первую десятку брендов входят также ГАЗ (51 169 шт., -20%) и BMW (42 721 шт., +3%). Кстати, в декабрьский ТОП-25 неожиданно вошёл баварский кроссовер X5 (2380 экземпляров, что более чем в 5 раз превышает показатель декабря 2019-го).

На фото: BMW X5

В ТОП-25 также входят завсегдатаи японских брендов – Mazda CX-5 (23 место) и Mitsubishi Outlander (25-ое). По сравнению с 2019 годом они поменялись строчками. В рейтинге марок Мазда располагается на 14 позиции (26 392 шт., -14%), а Митсубиши – на 13-ой (28 153 шт., -30%).

В АЕБ отметили, что от российского авторынка не стоит ждать значительных изменений в 2021 году. По прогнозам, продажи новых легковых и лёгких коммерческих машин вырастут на 2,1% (количественный прирост составит около 33 тыс. единиц). Предполагается, что в целом дилеры в текущем году реализуют 1 632 000 автомобилей.