4КОЛЕСА

68 862 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Елкин
    Дума занимается чепухой! Набрали спортсменов и артистов...они и не соображают в экономике. У транспортных организаций...Проблема ям по-пр...
  • Литов Олег
    У нас возможно все, если нет камеры или машины ГИБДД. А зачастую и наличие оных не влияет...Можно ли повернут...
  • Yvan
    Всё правильно, за исключением одного: "...треть водителей не использует указатели поворота вовсе". Я бы сказал иначе:...Как правильно пол...

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Микроавтобус  «Старт» - одна из самых стильных, и в то же время самых странных машин,  производившихся в СССР. И пожалуй, единственная, сделанная не по  «совету партии», а по инициативе небольшого предприятия из  Северодонецка, Луганской области.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

По  преданию, всё началось с идеи создать прицеп – кемпер, постепенно  трансформировавшейся в микроавтобус со стеклопластиковым кузовом.  Проектировали «Старт» на Северодонецком авторемонтном заводе (САРБ), под  руководством инженера Г.Дьяченко, который до этого уже успел создать  один самодельный автомобиль с кузовом из пластика. Над дизайном «Старта»  работал Ю. Андрос. На фото он крайний слева.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Активное  участие в проекте принимал главный инженер Луганского автотреста А.  Иванов, а изначальная идея принадлежала А. Антонову, большому начальнику  из Луганска, он заведовал автохозяйством области, по сути. Хорошая,  надо сказать идея, да и исполнение на должном уровне, за исключением  отдельных неприятных моментов, о которых поговорим чуть позже. 

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Большая  заслуга Антонова и в том, что проект вообще воплотился в жизнь, ведь  комплектующие для ГАЗ-21 были в большом дефиците, и начальник по своим  каналам «решал вопросы» из поставки в Северодонецк

Технической  базой для «Старта» послужила «Волга» 21-й модели. От ней взяли переднюю  подвеску, двигатель и коробку передач, задний мост,  электрооборудование, в том числе передние и задние фонари, элементы  салона, в том числе щиток приборов, рулевой механизм и тормозную  систему.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Кузов  из стеклопластика не мог нести нагрузку, поэтому машину строили на  рамной основе. Усилители панелей кузова – деревянные. Мотор сместили за  переднюю ось, получилась почти среднемоторная компоновка, но зато  удалось упростить карданный вал, он стал одинарным, без подвесного  подшипника.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Ветровое стекло взяли от УАЗ-452. Оно же выполняет и роль заднего. 

Очень  нестандартным решением для минивэна стал отдельный багажник в задней  части машины. Он добавлял силуэту особого шарма. Вообще, надо отметить  великолепный для своего времени дизайн автомобиля. 

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

В  салоне 10 мест, включая водительское. Задний диван рассчитан на трёх  человек, все остальные кресла одноместные. В передней части салона, по  центру находится столик, под ним – двигатель. Справа у единственной  двери пассажирского салона было опциональное, одиннадцатое место,  небольшое откидывающееся сиденье. 

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Отдельно  надо сказать об эргономике места водителя. Вернее, полном её  отсутствии. Ноги водителя фактически упираются в панель приборов. Если  водитель низкорослый, то ногам удобнее, но тогда тяжело крутить руль.  Гидроусилителя там нет. Привод тормозов так же лишен каких либо  усилителей. Всё как на «двадцать первой».

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Штучное  производство началось к концу 1963 года. Каждая машина – продукт ручной  работы, каждый кузов делали вручную. Несколько машин даже отправили на  испытание в Москву, в надежде дать проекту по-настоящему большое  будущее, но увы...

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

На  испытаниях в естественных, так сказать условиях, в том числе в качестве  маршрутного такси, быстро вылезли все «детские болезни» конструкции,  недостаточная прочность кузова, неудобное место водителя, и еще масса  проблем. 

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

К  тому же цена каждого экземпляра микроавтобуса из Северодонецка почти  вдвое превышала стоимость обычной «Волги», машины, которая сама по себе  была не дешевой. 

В  общем, большого будущего у «Старта» не вышло, а к середине 1960-х  сменилось место работы у главного снабженца волговскими агрегатами,  Антонова. Его повысили и перевели в соседнюю область. Начались перебои с  поставками комплектующих.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

За  всё время производства, которое прекратилось в 1970 году, по разным  данным было собрано от 110 до 150 экземпляров. Дело в том, что «Старт»  пытались выпускать, помимо САРБа еще и на Луганском автосборочном  заводе, на одной из автобаз в Донецке и даже в Житомирской области.

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Машины,  собранные на Луганском автосборочном заводе имеют характерные отличия –  наклонную среднюю стойку и боковое стекло измененной формы, другой вид  передней панели, передние фонари уже не от ГАЗ-21.

Практически  все микроавтобусы работали по месту своего производства, и в большой  стране могли остаться незамеченными, если бы не легендарный фильм  «Кавказская пленница», в самом конце которого главная героиня уезжает на  «Старте».

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

До  наших дней уцелело менее десятка оригинальных «Стартов» в разном  состоянии, и, насколько мне известно, сделана одна реплика, которая  экспонируется в «Мастерской Шаманского». 

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница"

Кстати, «Старт» часто путают с «Юностью», автобусом который выпускался опытно - экспериментальным цехом ЗиЛа. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх