Глядя на счетчик, не верь глазам своим
Абсолютно на всех газовых колонках установлен механический счетчик, который измеряет количество выкачанного из емкости газа. Действует по принципу заправки автомобиля бензином — отсчитывает, сколько топлива вам залили. Но в истории с заправкой газом есть один интересный момент — цифры на табло выводятся другим счетчиком — электронным.
Безусловно, они взаимосвязаны, но раз эти два счетчика настраивает человек, а не техника, кто сказал, что этот самый человек не может настроить эти счетчики так, как ему это выгодно?При «правильном» налаживании работы счетчиков, при заправке в баллон 10 литров газа табло запросто может показать вам, что залили уже 25. На глаз вы никогда не определите, сколько газа вам залили, даже не пытайтесь. Это нереально.
Да и совет «бывалых» о том, что нужно приезжать на заправку практически с пустым баком и заправлять «до полного» тоже действует далеко не всегда. Не всегда есть финансовая возможность заправить сразу полный бак, не всегда есть запас времени выкатать весь газ под ноль.
Если же у вас есть свободное время и боевой настрой, учтите, что в 40-литровый баллон можно залить не более 34 литров, или около 85%. А вот счетчик с которым «поигрались» запросто может показать, что вам залили все 40 литров. Хотите платить за лишние 6-7 литров — дело ваше, а если нет — можете поразвлечься и попытаться доказать заправщикам свою правоту.
Платим и за газ, и за изобретательность заправщиков
Как правило, опытные водители, когда заправляют баллон «до полного», не сидят в машине, а стоят рядом с колонкой и внимательно смотрят на бегущие цифры. В идеале газ закачивается с равномерной скоростью, а когда объем заполнен — закачка прекращается автоматически. Но если скорость закачки начинает замедляться, а насос все не останавливается — перехватывают руку заправщика и не дают ему выключить насос. И когда на табло пойдут цифры 43-47, при том, что баллон вмещает всего 40 литров — смело поднимают скандал.
И ребенку понятно, что закачать в баллон больше, чем в него помещается, технически невозможно. Но, когда официальная зарплата маленькая и очень хочется денег, человеческая фантазия способна творить чудеса. Вот и придумали умельцы, работающие на заправках, что можно переставить пароотделитель после расходомера. В итоге получается, что считается прокачанный объем газо-паровой смеси, а в баллон к вам поступает непосредственно сам газ, естественно, в куда меньшем количестве. Попросту говоря, расходомер насчитывает вам и объем газа, который идет в баллон вашего авто и объем паров, которые... возвращаются назад в газовую колонку.
В этом случае у вас есть реальный шанс доказать свою правоту и поймать мошенников за руку. Подобного рода «модификация» колонок запрещена, и, как вы понимаете, мало чем отличается от обычного мошенничества. А вот в каких размерах было это самое мошенничество, будет решать суд.
«Коктейль» не желаете?
А теперь немного химии. Итак, давление в газовом баллоне зависит исключительно от плотности вещества в нем. Причем совершенно не важен тип вещества. То есть, если в газе много воздушных пузырьков — счетчик будет показывать полный баллон, но фактически это будет очень далеко от истины. Пропан-бутан, которым обычно заправляют авто, содержит единичные крупные пузырьки воздуха. Помните, в советские времена во многих семьях были портативные сифоны? Стакан воды, ложка сиропа и порция газа под давлением. В результате — вода на наших глазах становилась газировкой.
Такой же, весьма простой но действенный способ работает и на газовых заправках. Если в обычный пропан-бутан впрыснуть метан, смесь становится похожей на газировку — в ней появляется много мелких пузырьков.
Итог вполне предсказуем — вы платите за газ, а на самом деле получаете минимум 30% воздуха, причем литраж в норме, только вот пробег у вас будет гораздо меньше. Отследить такой вид мошенничества теоретически возможно по давлению на манометре заправочной емкости. Зимой пропан-бутановая смесь сжимается, и как результат — давление в емкости с газом падает. А вот если даже в мороз давление стабильно держится на отметке 11 — будьте уверены — вам залили «коктейль».
Это жж-ж-жж неспроста
Заправляя автомобиль, вы никогда не слышали «потрескивание» или «жужжание» клапана в конце процесса? На самом деле большинство водителей слышали этот звук, но одни просто не обращали на него внимания, а другие думали, что «так и нужно». Дело же в том, что на любом ГБО стоит так называемый «отсекатель» — клапан, который блокирует процесс налива, как только баллон залит полностью.
Не всем же «играть» со счетчиками да газ метаном разводить. Можно ведь и что-то поинтереснее придумать, решили газовые махинаторы и, нужно отдать им должное, — таки придумали. Они сумели настроить этот самый «отсекатель» так, что к концу заправки происходит его постоянное открытие и закрытие. Процесс заправки переходит в импульсный режим. Вместо того, чтобы литься постоянным потоком, газ то льется, то останавливается на секунду, нагнетая давление, опять продавливает клапан и так по кругу. Вот когда происходит эта искусственная остановка потока газа, вы и слышите весьма странные звуки.
Спросите, какой в этом смысл? Разумеется, финансовый. Дело в том, что во всех колонках счетчик налива представлен очень сложным механизмом, который считает поток. Точность налива в идеале составляет +/- 0,01 л. Но когда из-за неисправного «отсекателя» налив то стартует, то останавливается на мгновение, инерция, обычно равная 0,01, увеличивается в десятки раз.
В итоге, молча игнорируя странные звуки в ходе заправки автомобиля, вы тем самым обманываете счетчик, причем не в вашу пользу.
Говорите только с «барином». Заправщики обманывают не только вас, но и его
Как показал мой печальный опыт, любая попытка доказать заправщику свою правоту практически всегда обречена на провал. И не потому, что у вас нет аргументов. Просто опытный заправщик подобные скандалы выслушивает каждый день и у него на каждый ваш аргумент есть с десяток железных контраргументов, не говоря уже о том, что на подобные претензии со стороны обманутых клиентов у него уже давно выработался стойкий иммунитет.
Если вы точно уверены, что вас обманули, помните, что согласно статистике 40% случаев жульничества на заправках — дело рук заправщиков, 50% — наемного руководства (опять же, в сговоре с заправщиками) и только 10% — целенаправленная «политика» хозяев. Поверьте, хозяину заправки глубоко наплевать на то, что вас обманули, но вот информация о том, что это произошло в обход его кармана, возымеет свое действие.
Дальше, как правило, обе стороны пытаются найти компромисс. Либо вы услышите извинения за причиненные неудобства, либо можете идти в наступление и прибегнуть к помощи комитета по защите прав потребителей.
Свежие комментарии