На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Walery
    Ерунда... в соседней национальной республике Казахстан даже нормы конституции власть не исполняют... Будет водитель у...Статьи закона, ко...
  • Дмитрий Гурин
    Отвечать надо по стандартам 90-х: "А с какой целью интересуетесь"...... и по существу и по еврейски. Обычно у инспект...Вопросы от инспек...
  • Ливень
    сотрудники ДПС являются хорошими психологами))))) в какой вселенной?Вопросы от инспек...

На лицо ужасные, добрые внутри

Машины такого плана я обобщенно называю уазоидами: неприметные, порой даже страшненькие грузопассажирские фургончики, вахтовки и микроавтобусы с оригинальными кузовами, базирующиеся на шасси ульяновских «головастиков», но при этом не имеющие ровным счетом никакого отношения к Ульяновскому автозаводу.

На самом деле таких автомобилей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: достаточно сказать, что еще лет 15 назад они встречались даже чаще, чем настоящие «буханки» завода УАЗ! Предпосылками массового появления уазоидов на свет в свое время стали два фактора. Первый – это необычайный дефицит машин подобного класса (в первую очередь микроавтобусов и грузопассажирских фургончиков) в Советском Союзе. Хотите получить голое шасси УАЗ-452Д? Без проблем… А вот пробить по разнарядке «буханку» из Ульяновска (не то что пассажирскую – а даже обыкновенный фургон) было не просто сложно, а невероятно сложно либо попросту нереально! Поэтому некоторые предприятия, имевшие в штате сварщиков и жестянщиков, иногда так и поступали – приобретали обыкновенное шасси, на базе которого собственными силами строили фургончик. Результат зачастую получался корявеньким, но до эстетики ли было в тех условиях?!

Но отдельные министерства решали вопрос с обеспечением своих организаций спецтранспортом более профессионально, организовывая серийное производство микроавтобусов собственной конструкции на мощностях своих же подведомственных предприятий. Пожалуй, наибольшее распространение в СССР получили микроавтобусы и автоклубы марки «Кубанец»: когда-то такими машинами были обеспечены все крупные областные и районные учреждения культуры. Их выпуском занимался подчинявшийся Министерству культуры РСФСР Краснодарский механический завод «Кубань». Причем если в 1967 г. он начинал с производства «Кубанцев» с кузовами автобусного типа (пассажирские машины несли индекс У1А, автоклубы – У1К), то в 1986 г. компанию им составила версия с отдельным грузопассажирским модулем (вахтовка): такие машины назывались Т12.02 и выпускались вплоть до 1995 г. В свою очередь в 1992 г. машины серии У1 были отправлены на пенсию: почти одновременно на смену им пришли микроавтобусы и пикапы новой серии ТСК2 с увеличенной высотой крыши и более широким кузовом (аббревиатура ТСК расшифровывается как «транспортное средство культуры»). Все эти машины по качеству, да и по дизайну были не только наголову выше самоделок, но по ряду параметров даже превосходили «настоящие» микроавтобусы УАЗ-2206! Недаром они продержались в производстве до момента закрытия самого предприятия в 1998 г., которое, кстати, после распада Союза было переименовано в АО «АвтоКубань».

Это транспортное средство под названием «Детский микропоезд» завод «Кубань» выпускал штучно для крупных парков культуры и отдыха. Фото из заводского архива

Характерная черта «Кубанцев» серии У1 – диагональные ребра жесткости на боковинах кузова. Задняя стенка – с трапециевидным стеклом. На фото микроавтобус «Кубанец-У1А1» на шасси УАЗ-3303-01. Фото Николая Маркова, 2006 г.

Серийный автоклуб Т12.02. Задняя стенка модуля могла быть глухая (на фото), с багажным люком либо с дверью. Фото Николая Маркова, 2007 г.

Передвижная диагностическая станция ГАИ на базе серийного образца Т12.02, конец 1980-х. Фото из заводского архива

Микроавтобус «Кубанец-ТСК2-01». Фото Павла Букатина

Оперативный спецавтомобиль на базе «Кубанца-ТСК2-09». Задняя стенка – с багажным люком или дверью. Фото из заводского архива

Пикап «Кубанец-ТСК2-08». Фото из заводского архива

 

Что характерно, в 1990 г. техническую документацию на краснодарские вахтовки Т12.02 приобрел Краснопахорский ремонтно-механический завод из Подмосковья. Такие уазоиды из Красной Пахры сначала выпускались под «краснодарским» обозначением Т12.02А, а позднее получили собственный индекс 2941 в соответствии с действующим ГОСТом. От аналогов завода «Кубань» эти вахтовки легко отличить по измененному остеклению пассажирского модуля. Здесь же упомянем вахтовки ТС-1 (фургон-техничка с единственной дверью в задней стенке), ТС-2 (грузопассажирский фургон) и ТС-3 (лесопатрульная грузопассажирская машина) апшеронского завода «Лессельмаш», сделанные с явной оглядкой на краснодарские Т12.02.

Краснопахорский Т12.02А (по новому ГОСТу – 2941) отличается от краснодарского «оригинала» остеклением пассажирского модуля. Фото из заводского архива

Задуманный как автомобиль технической помощи, апшеронский фургончик ТС-1 на деле использовали и отделения связи, и даже медучреждения! Фото Максима Шелепенкова, 2004 г.

Грузопассажирский почтовый фургон ТС-2 завода «Лессельмаш» легко отличить от ТС-1 по наличию двери в правой боковине модуля. Фото Максима Шелепенкова, 2004 г.

Лесопатрульный ТС-3 «Лесник» (противопожарная версия) завода «Лессельмаш». Фото из заводского архива

 

Другой пример удачных уазоидов – машины, строившиеся с 1982 г. псковским НПО «Гидроимпульс» (до 1981 г. назывался «Опытно-экспериментальный механический завод Минводхоза РСФСР», с 1992 г. – АО «Псковавто»). Как и КМЗ «Кубань», «Гидроимпульс» выпускал две принципиально отличающиеся машины на шасси УАЗ-452Д: микроавтобус АПВ-У-01 (ранняя грузопассажирская версия называлась ДТВ-8904) и «вахтовку» с отдельным пассажирским модулем АПВ-У-03 (аббревиатура «АПВ» расшифровывается как «Автопередвижная вахтовая»). В самом Пскове вахтовку делали до конца 1980-х, а микроавтобус и его грузопассажирские модификации, в том числе 5-местные «Фермеры» с бортовой платформой – до 2003 г. Кстати, при получении очередного Одобрения типа транспортного средства в 1995 г. микроавтобусы получили уже отраслевое обозначение 2213, грузопассажирские фургоны – 29302, а «Фермеры» – 2931.

Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01 (он же мод. 2213) с люком в задней стенке и обычной крышей. Фото Олега Чалкова, 2006 г.

Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01-01 (он же У-01В) с высокой крышей и дверью в задней стенке. Фото Николая Маркова, 2007 г.

Автозак Псковавто АПВ-У-01Т на базе грузопассажирского фургона Псковавто АПВ-У-01Г (мод. 29302). Фото из заводского архива

Скорая помощь Псковавто АПВ-У-01С (мод. 2930). Фото из заводского архива

Псковавто АПВ-У-05-02 (мод. 2931) аварийной газовой службы с деревянной грузовой платформой. Также выпускалась и модификация АПВ-У-05-01 (мод. 2931-01) с цельнометаллическим кузовом пикап. Фото Николая Маркова, 2003 г.

Один из вариантов опытного микроавтобуса Псковавто АПВ-У-01П с оригинальной передней маской. Фото из заводского архива

 

Кроме того, по линии все того же Министерства водного хозяйства выпуск уазоидов по псковской документации был налажен еще несколькими предприятиями. Так, документация на вахтовки АПВ-У-03 была передана Вологодскому механическому заводу, а на микроавтобусы и пикапы – Новоорскому опытно-экспериментальному механическому заводу, который впоследствии перевел их сборку на свой филиал – МП «Терминал» из города Гай Оренбургской области. Кстати, конструкция псковских машин подверглась на НОЭМЗе модернизации: микроавтобусы получили высокую крышу и измененное остекление, а бортовые «Фермеры» – иную грузовую платформу.

Модернизированная версия микроавтобуса АПВ-У-01 завода НОЭМЗ выпускалась под индексом АПВ-У-05. Фото Артема Коновалова, 2006 г.

АПВ-У-05-02 завода НОЭМЗ с плоскобортной грузовой платформой. Фото Артема Коновалова, 2007 г.

 

Но и на этом история псковских уазоидов не заканчивается. В середине 80-х на «Гидроимпульс» с просьбой о продаже техдокументации на АПВ-У-03 обратились представители авторемонтного завода «Саранский» Госагропрома Мордовской АССР. Псковичи от сделки с заводом другого ведомства отказались, но мордовцы все равно своего добились: документацию на вахтовку они смогли приобрести в обход Пскова на Вологодском мехзаводе! Первые саранские АПВ-У-03 появились на свет в 1988 г. и выпускались в течение последующих 9 лет, причем с 1995 г. – под оригинальным индексом 2216.

Вахтовка 2216 авторемзавода «Саранский» ничем не отличалась от оригинала – псковской АПВ-У-03. Фото Николая Маркова, 2009 г.

 

Оригинал статьи: журнал «КомТранс» №1/2008

Продолжение следует…

P.S. Уважаемые читатели, если у Вас в домашнем архиве со стародавних времен вдруг имеются бумажные фотографии подобной «непонятной» техники, фургончиков да неказистых автобусиков на базе всяких там «уазиков» да «газончиков» (мало ли – они часто попадали в кадр совершенно случайно, фоном!) — не сочтите за труд, перефоткайте/отсканируйте и скиньте в комментарии к этому материалу или в личку. Вдруг именно у Вас дома все эти годы преспокойненько лежат картинки как раз тех самых барбухаек, за которыми мы уже второй десяток лет безуспешно гоняемся по архивам бывшего СССР…

 

Источник

Картина дня

наверх