Аккумулятор «садится» по многим причинам. Чаще всего внезапная потеря заряда происходит на холоде, при низких температурах.
Но «посадить» АКБ может и вполне невинная забывчивость – неприкрытая дверца, не выключенные фары, долгая езда по пробкам и т.д.
Плохо не то, что батарея теряет заряд (это можно легко исправить), а то, что делает она это внезапно и непредвиденно.
И, естественно, это обнаруживается именно в тот момент, когда нужно срочно ехать.А ваш автомобиль отказывается, он просто не запускается.
Автомобильная батарея на 12 Вольт состоит из 6 двухвольтных, они вырабатывают ток для запуска автомобильного стартера.
Выработка происходит путем взаимодействия свинцовых пластин и электролита.
Электролит – та же кислота, если его плотность недостаточна, он перестает проводить ток по системе «+»-«-». Это и обозначает весьма распространенное явление, которое в народе называют «сел аккумулятор».
Как определить, разрядилась АКБ или нет?
Первопричиной отказа автомобиля ехать не всегда является разряженный аккумулятор. Однако, в 70% случаев это именно так. Поэтому, если автомобиль вчера еще ехал, а сегодня не включается, первым делом осмотрите аккумулятор. Скорее всего, он разряжен.
Как это выяснить?
- Идеальный вариант – аккумуляторы нового поколения, у которых есть индикаторы уровня заряда, а также показатели плотности электролита. Или, хотя бы световой индикатор: зеленая лампочка - все в норме, красный свет – требуется зарядка;
- Посмотреть на бортовые приборы. Если с акб все нормально, то при включении зажигания на панели лампочка «батарея» не светится, только включается и сразу гаснет. Если же она сигнализирует и не выключается – заряд низкий;
- Измерить плотность специальным прибором.
Для этого используются два прибора ареометр и мультиметр.
- Ареометр – прибор незатейливый. Это груша для всасывания электролита с поплавком внутри. На поплавок нанесена градуированная шкала. Показатели: Полный заряд 1,28 г/см.куб., половинный заряд – 1,20, полностью «севшая» АКБ – 1,1 г/куб. сантиметр;
- Мультиметр называют еще нагрузочной вилкой. Он представляет собой вольтметр с параллельно подсоединенным сопротивлением. Он присоединяется к выходу АКБ, затем, чтобы появились показатели, нужно дать нагрузку (включите дальние фары либо же габариты). Через 10-15 секунд увидите вольтаж. Показатель должен не находиться ниже 11,2 Вольта. Если напряжение меньше, значит, батарея разряжена. Существует другой способ проверить батарею вольтметром – в процессе запуска двигателя. В этом случае норма вольтажа будет значительно ниже – 9,5 Вольт. Если этого числа нет, то аккумулятор нужно заряжать.
Пошаговая подготовка батареи к зарядке
Чтобы правильно зарядить аккумулятор, нужно его подготовить к данному процессу последовательно, шаг за шагом.
Что делаем:
- Очищаем батарею – она не должна быть грязная;
- Осматриваем, нет ли повреждений, протечек электролита;
- Извлекаем аккуратно клеммы;
- Открываем пробки и смотрим, пригоден ли наш электролит к работе. Он должен быть чистым, светлым и прозрачным, без хлопьев и осадка. Выглядит иначе – нужно менять;
- Меряем уровень электролита – достаточен ли он. Если мало – доливаем дистиллированную воду;
- Можно заряжать. Клеммы ЗУ подсоединяем к аккумулятору. И только после этого втыкаем зарядное в сеть. И отнюдь не наоборот!!!
Соблюдать безопасность очень важно
Заряжать аккумулятор на автомобиле – не так просто и не всегда безопасно.
Поэтому постарайтесь обезопасить себя, выполнив некоторые правила:
- Оденьте очки, а также химически устойчивые перчатки, ведь вы работаете с кислотой;
- Аккумулятор, особенно, когда кипит, выделяет сернистый газ, разнообразные яды, арсин. Позаботьтесь, чтобы помещение было хорошо провертиваемым. Никогда не заряжайте его в доме, потому что яды могут осесть на стенах, предметах;
- Открытое пламя (даже сигарета, случайная искра) – всегда очень опасно. Ведь при зарядке выделяется еще и в огромных количествах водород, а он взрывоопасен;
- Используйте предохранители. Сегодняшние АКБ защищены от короткого замыкания, но нужно также защитить и свою электрическую сеть.
Не все зарядки одинаковы
Зарядка аккумулятора производится на СТО или в домашнем гараже при помощи сетевого зарядного устройства. Типы этих устройств на сегодняшний день существуют разные, есть трансформаторные ЗУ, есть импульсные приборы. Они отличаются принципом работы и функциями.
В зависимости от прибора, зарядка производится тремя способами:
- Метод использования постоянного тока;
- Метод использования напряжения;
- Комбинированный заряд батареи.
Первый способ – самый древний, сегодня присущ только трансформаторным зарядным устройствам. Его минусы в том, что вы должны все время контролировать процесс заряда, а также в кипении электролита в конце заряжания. Ток должен не превышать показатель в 1/10 часть от емкости батареи (наведу пример: при емкости 60 Ач – 6 Ампер зарядный ток). Полный заряд идет на протяжение 10 ч, последние пару часов напряжение становится на стабильном уровне. На этом этапе электролит закипает – идет пар и выделяются газы, будьте внимательны и осторожны.
Второй метод (при постоянном вольтаже) обозначает прямую подчененность между напряжением и зарядом аккумулятора. Чем он выше, тем быстрее идет зарядка. При 14,4 В – 48 часов, при 16,6 Вольт – 24. Сила тока при этом нестабильная, она постоянно повышается, может достигать очень больших показателей 45-55 Ампер. Для того, чтобы не допустить критического максимума по току, устанавливают ограничители – до 20-25 Ампер.
Комбинированная зарядка – лучше всего. Используется в современных импульсных ЗУ. АКБ сначала заряжается постоянным током, при завершении - постоянным вольтажом. Зарядное «умное», процесс полностью автоматизирован. Устройство само определяет на каком уровне находится заряд, необходимый режим и нужную величину зарядного тока. Достигнув полного заряда, ЗУ само отключается. Вам не нужно присутствовать и контролировать.
Как долго длится заряд
Время зарядки зависит от нескольких условий:
- Насколько сильна и глубока разрядка;
- Метод зарядки (соответственно возможностям вашего ЗУ);
- Качество батареи и ЗУ.
Как я уже указывал выше, дольше всего происходит зарядка в процессе метода постоянного напряжения. Время – от суток до двух. Если же использовать метод непрерывного тока, то время сокращается до 10 часов. Поскольку мы подаем зарядный ток в размере одной десятой части от емкости аккумулятора. С учетом потерь (при малом КПД прибора), время может достигать 11-12 часов.
Как видим, процесс зарядки занимает много времени, а часто ехать нужно немедленно. И водители используют так называемую «экспресс-зарядку» . Чтобы зарядить быстро, снимают клеммы батареи и подсоединяют клеммы ЗУ, а ток выставляют по максимуму. Нужно всего лишь 15-20 минут для заряда. Рекомендую использовать этот метод как можно реже – он портит аккумулятор.
Полная и тщательная зарядка – куда лучше для вашей батареи. Вы продлеваете ее ресурс, заряжая медленно, до полного уровня, без перезаряда и недозаряда. Кстати, новый, только купленный аккумулятор, тоже может быть недозаряжен (возможно, длительное время лежал на прилавке). Не стоит использовать его сразу, сначала доведите заряд до нужного уровня. Делайте это не спеша, малыми токами, не нужно включать быструю зарядку.
Еще несколько слов о таком способе зарядки батареи, как «прикуривание» - от другого аккумулятора. Да, согласен, бывает жесткий экстрим – когда это необходимо сделать, чтобы тронуться с места. Но знайте, что процесс этот официально не разрешен производителями, поэтому гарантию на свою батарею вы потеряете. Важно знать, что «прикуривание» длится 2-10 минут. Делать это на морозе ниже 15 градусов, а также стоять близко - не советую. И еще - перед подключением к другому аккумулятору убедитесь, что тот исправен.
Зачем нужно следить за уровнем электролита
Электролит – это смесь воды и кислоты. При нагреве вода испаряется, уровень жидкости понижается. Когда он ниже, чем требуется, свинцовые платины окисляются, и емкость батареи падает. Нормальное проведение тока невозможно, поэтому батарея быстро выходит из строя.
Плохо и когда уровень электролита слишком высок. Ведь тогда кислота протекает и окисляет уже внешнюю поверхность батареи.
Проверка уровня зависит от типа аккумулятора:
- Неразборной – просто смотрим по вмонтированной шкале. Если показатель низкий, батарея подлежит списанию. Она уже непригодна, а долить жидкость нет возможности.
- Разборной – тут ситуация намного лучше. Мы можем как убавить электролит, так и долить его. Здесь тоже есть шкала с отметками, критические уровни, как правило, помечены красным цветом. Если показатель находится на критическом уровне, его нужно исправить.
- Снимаем кабели, клеммы, вытираем насухо;
- Отвинчиваем крышку, используя отвертку;
- Стеклянную трубку, диаметром в 5 мм опускаем в электролит, зажав верхний выход пальцем;
- Допустимый уровень аккумуляторной жидкости составляет 12-15 мм;
- При низком показателе доливаем дистиллированной воды и производим зарядку;
- При высоком – отсасываем излишки грушей или шприцом.
Как зарядка влияет на срок службы аккумулятора
Аккумулятор имеет ресурс использования в среднем 3 года, самые качественные модели – 5 лет. Этот срок можно как продлить раза в 2 (правильным и бережным отношением), так и укоротить до года – убивая батарею неправильной эксплуатацией.
Один их факторов, укорачивающих жизнь автомобильной батарее – это неправильная ее зарядка.
А именно:
- Переизбыток заряда и недозаряд. Старайтесь не допускать ни первого, ни второго. Чтобы не допустить избытка и закипания электролита, покупайте качественные ЗУ с новыми технологиями зарядки. А чтобы устранить недозаряд, контролируйте его и вовремя подзаряжайте;
- Не допускайте глубокой и полной разрядки, отложения солей. Реанимировать можно, но очень уж батарея страдает. Лучше возьмите за правило хотя бы 1-2 раза в месяц проводить профилактическое разбивание солей малыми токами с показателем 1-2 Ампера;
- Быстрые зарядки типа «экспресс», «ускоренная» и т.д. хороши в экстремальных случаях, но они портят пластины внутри батареи.
Итак, подобьем итоги – что нужно делать при севшем аккумуляторе:
- Не выбрасывать его и не тратиться на новый. Всегда можно зарядить АКБ, даже, если она разряжена глубоко и полностью. Даже в случае сульфатации батареи (отложения солей на пластинах), и то ее можно оживить, используя режим десульфатации.
- Лучше всего использовать современное зарядное устройство Оно контролирует самостоятельно весь процесс, щадит батарею и не требует вашего вмешательства.
- Проводить зарядку тщательно, не спеша, выполнив подготовительные работы. Так вы продлите срок жизни аккумулятора.
- Используйте ускоренные режимы зарядки максимальным током лишь в исключительных случаях.
- Соблюдать правила безопасности – это важно, в первую очередь для вас.
Свежие комментарии