Этот автозавод - занимает не главную роль истории отечественного автопрома. Многие люди уже успели позабыть о предприятии. Широкой общественности "СеАЗ", который в советские времена назывался "СМЗ", хорошо известен за счёт специализированных машин для инвалидов. Необычные металлические коробочки на колёсах сейчас редко встречаются на дороге, но их вполне реально купить в хорошем состоянии на вторичном рынке.
История автозавода в Серпухове началась ещё в конце 1930-х годов, когда здесь наладили производство малолитражных мотоциклов. Полностью развернуть сборку двухколёсной техники не удалось, во времена войны предприятие почти целиком переехало в Ижевск. На месте остался лишь небольшой штат сотрудников, выпускавший подковы для красноармейских лошадей.
После наступления мира предприятие вернулось в прежние цеха, но активная машинизация и новые обстоятельства вынудили расширить специализацию завода. Многие граждане, прошедшие войну, в силу полученных ранений не могли управлять автомобилем обычного типа. Населению были нужны специальные версии машин с изменённым управлением.
Первая модель "инвалидки" появилась уже в 1952 году. Трёхместная мотоколяска оснащалась одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью всего 4 лошадиные силы. Машина выпускалась в нескольких модификациях, которые отличилась между собой особенностями системы управления. Главной особенностью СМЗ-1Л стал внешний вид. Из-за зелёного цвета, небольших размеров и одной фары посередине в народе мотоколяску сразу прозвали "циклопом".
В последующие годы завод в Серпухове стал выпускать усовершенствованные версии "инвалидок". Например, распространённая модель "С-3Д" оснащалась двигателем от "ИЖ-Планета" мощностью хотя бы в 12 лошадиных сил. При этом, мотоциклетные моторы специально были дефорсированы для увеличения их ресурса под изменившимися нагрузками.
Тем не менее, в народе отношение к "инвалидке" было неоднозначное. Качество исполнения машины находилось на очень низком уровне. Кузовной металл легко мялся даже рукой и был подвержен коррозии, о безопасности не шло и речи. Получалось, что люди, отдавшие здоровье за свою страну, получали худшего представителя отечественного автопрома. Альтернативы продукции "СМЗ" практически не было.
После перестройки предприятие было переименовано в "СеАЗ", и для него начались непростые времена. С конца 1980-х годов на заводе была налажена сборка автомобилей "Ока". Спрос на микроавтомобиль сохранялся, при максимальной мощности в 25 000 машин ежегодно, завод выпускал порядка 20 000. Отсутствие модернизации модели постепенно приводило к падению объёмов продаж, что вынудило предприятие выполнить ряд доработок.
Серпуховский завод выпустил модифицированную версию "Оки" под номером 11116. Машина отличалась наличием усовершенствованного двигателя, рассчитанного под экологические нормы "Евро-2" и пятиступенчатой МКПП. Доработки привели к подорожанию автомобиля более чем на 50%, что ещё снизило популярность модели.
Попытки наладить работу предприятия не увенчались успехов. На "СеАЗе" пытались оснащать "Оку" китайскими двигателями, мощность которых почти в два раза превышала используемые. Затем шли переговоры о полноценной сборке автомобилей из Поднебесной в Серпухове. Однако, соглашения не были достигнуты. В 2008 году почти всё производство было остановлено, руководство предприятие попыталось сделать ставку на каблучки с кузовом от "Оки", но их стоимость была сравнима с "ВИСами", и спрос оказался низким.
В 2013 году "СеАЗ" прекратил своё существование, на протяжении нескольких лет цеха стояли в запустении. Через 5 лет на территории завода начали делать индустриальный парк. Фактически пространства предприятия отдали в аренду различным компаниям, которые наладили здесь производство своей продукции.
На официальном сайте "СеАЗа" можно найти информацию о контактах для аренды бывших помещений предприятия. При этом, остатки компании ещё сохранились. Желающие могут купить запчасти для "СеАЗ-1111" ("Оки") китайского производства. Учитывая нынешнее положение дел, вряд ли мы когда-либо увидим реинкарнацию автомобильного завода в Серпухове.
Свежие комментарии