На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ВСЁ сделано так, чтоб можно было-бы ДО*БАТЬСЯ.Почему водителям ...
  • Андрей Кузнецов
    Если даже в крайнем случае водитель не может воспользоваться документами в электронном виде, то для чего тогда все эт...Забыл документы д...
  • Валерий Ребров
    Пора бы уже пересмотреть правила,штрафовать не водителей а дорожные службы или припаркованные неправильно автомобили ...На узкой дороге а...

Почему водители дорогих автомобилей плюют на ПДД: отвечает наука

304

Существует множество стереотипов об автомобилистах и не все из них ложные — научные исследования на подобные темы нередко преподносят сюрпризы. Например, так произошло и в этот раз, когда ученые решили проверить, связан ли стиль вождения со стоимостью или статусом автомобиля.

Жан-Эрик Лонквист (Jan-Erik Lönnqvist) и сам автолюбитель, так что он не раз замечал, что всякие разные BMW, Mercedes и Audi чаще остальных марок нарушают правила дорожного движения. Поскольку кроме водительского удостоверения у него есть степень доктора социальных наук и ставка в Хельсинском университете, Жан-Эрик все же решил проверить, является ли это наблюдение когнитивным искажением или имеет реальное обоснование.

При подготовке научной работы выяснилось, что владельцы дорогих машин действительно чаще остальных ведут себя на дороге неосмотрительно, грубо и опасно, а также чаще нарушают ПДД и демонстрируют пренебрежение к остальным участникам движения. Этому были посвящены несколько ранее опубликованных другими исследователями работ. Но причинам подобного поведения ни одна статья должного внимания не уделяла.

Лонквист вместе с коллегами опросили 1892 финских автомобилиста об их стиле вождения, попутно составляя психологический портрет респондента. Характер человека оценивался по стандартной пятифакторной модели личности, а в анкету были включены вопросы о машине, доходе, покупательских привычках и здоровье. Целью исследования было установить, есть ли какая-то корреляция между личностными качествами человека (напрямую влияющими на стиль вождения) и его выбором средства передвижения.

Результаты оказались весьма интересным. Выяснилось, что за рулем статусных автомобилей премиального ценового сегмента («старшие» модели «немецкой тройки» — BMW, Mercedes и Audi) очень часто можно встретить пренеприятных личностей. Это эгоистичные, несговорчивые, упертые, любящие спорить и не страдающие излишней эмпатией мужчины. Да, среди женщин подобной зависимости обнаружено не было, хотя в опрошенной группе их было предостаточно.

Причем реальное богатство владельцев автомобилей далеко не всегда соотносилось с их стоимостью. Опубликованная в Международном психологическом журнале (International Journal of Psychology) работа показала, что среди мужчин, обладающих BMW, Audi и Mercedes очень велика доля тех, для кого автомобиль — демонстрация статуса, а не просто средство передвижения.

Это идет вразрез с более ранним предположением о причинах распространенности некорректного поведения на дороге водителей дорогих автомобилей. Предыдущие исследователи считали, что агрессивное вождение и пренебрежение другими участниками дорожного движения вызвано пагубным влиянием богатства. Мол, оно развращает и заставляет чувствовать себя выше остальных.

Однако не стоит сразу записывать всех водителей дорогих машин в негодяев. Вторая по распространенности группа людей среди них — ответственные, дисциплинированные амбициозные личности, крайне не склонные к нарушению законов и правил поведения. В ней больше женщин, чем мужчин, но в любом случае это любопытный и неожиданный результат.

Таким образом, в кои-то веки наука не опровергла, а доказала стереотип, пусть и не самый позитивный. Тем не менее, есть и хорошие новости. Теперь, попав в спорную дорожную ситуацию с участием премиального автомобиля можно быть уверенным, что ситуация не всегда обязана быть конфликтной. Вероятность, что выяснять отношения и обстоятельства из нее выйдет не хамоватая агрессивная персона, а вполне разумная и адекватная также велика.

Для полноты картины исследование предстоит еще повторить на большей выборке и в других странах. Однако, как показывает неумолимая статистика, пожалуй, это единственный стереотип насчет автомобилистов, который подтвердился экспериментально. Например, миф о том, что недальновидное и опасное поведение на дороге зависит от пола водителя и вовсе оказался зеркальным. Полицейские отчеты и данные страховых компаний по всему миру говорят о том, что количество ДТП по вине мужчин радикально превосходит в процентном соотношении инциденты в которых виноваты женщины.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх