На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Walery
    Ерунда... в соседней национальной республике Казахстан даже нормы конституции власть не исполняют... Будет водитель у...Статьи закона, ко...
  • Дмитрий Гурин
    Отвечать надо по стандартам 90-х: "А с какой целью интересуетесь"...... и по существу и по еврейски. Обычно у инспект...Вопросы от инспек...
  • Ливень
    сотрудники ДПС являются хорошими психологами))))) в какой вселенной?Вопросы от инспек...

Иж-13: финиш «Старта»

Как известно, мысль о всеобщей автомобилизации населения Советского Союза, страстно культивируемая руководством страны в середине 1960-х, привела к созданию легендарных «Жигулей». Но, оказывается, претендентом на роль массовой малолитражки, помимо ВАЗ-2101, был ставленник Ижевского автозавода Иж-13 «Старт».

В отличие от волжского седана, прототипом для которого послужил итальянский Fiat-124, ориентиром для Ижевского проекта стал переднеприводной хетчбэк Renault 16, созданный французами в 1965 г. и тогда же титулованный «лучшим автомобилем Европы». Руководство Ижевского автозавода, как и широкие массы, тоже прониклось обаянием нетривиальной французской малолитражки и сделало ставку на подобную конструкцию.

Работы по созданию Иж-13 «Старт», как назвали машину, начались в Удмуртии в 1968 году. В отличие от «Москвича-408», стоявшего в то время на конвейере Ижмаша, прототип мог похвастать нетипичным пятидверным кузовом. Причем разработка отличалась не только повышенной практичностью благодаря большой задней двери, но и оригинальным дизайном с нотками спортивности.

Для большей индивидуальности капот Иж-13 был украшен внушительной пластиковой накладкой. Кстати, сам капот у новинки открывался не «по-москвичевски», а по-взрослому, как у «Волги». Иж-13 имел «революционный» передний привод и продольное расположение двигателя. Полуторалитровый мотор мощностью 75 л. с. использовали от серийного «Москвича». Впрочем, «поколдовав» над силовым агрегатом, Ижевские мотористы за счет модернизации смогли довести потенциал двигателя до 95 л. с., после чего 1000-килограммовый хетчбэк стал обладать завидным темпераментом. Он набирал скорость 100 км/ч за 12 секунд, а максималка превышала 165 км/ч. Для сравнения, «408-й» достигал сотни за 55 секунд, а его максимальная скорость ограничивалась 120 км/ч.

Мотор Иж-13 был весьма любопытно сориентирован в подкапотном пространстве. Он был смещен вправо относительно продольной оси симметрии и наклонен вправо на 45 градусов. Такая метаморфоза была затеяна с целью размещения главной передачи под блоком цилиндров. Передача крутящего момента к передним колесам осуществлялась посредством сдвоенных карданных шарниров, выполнявших функцию нынешних ШРУСов.

Даже с учетом столь нехарактерной компоновки Иж-13 отличался вполне приемлемой работоспособностью. И главное, обладал довольно высокой степенью унификации с серийными моделями. Так, например, упомянутый привод был выполнен с использованием узлов от конвейерного «Москвича». Но все-таки «карданный» вариант привода был далек от идеала. При больших углах поворота колес с одновременным их перемещением в вертикальной плоскости во время движения по неровностям в карданном сочленении возникали большие нагрузки, ведущие к повышенному износу шарнира и шин, а также к потере мощности. Чтобы минимизировать потери, конструкторы ограничили угол поворота колес до 76 градусов. Расплатой за это стала маневренность, обусловленная увеличением радиуса поворота. Длина Иж-13 равнялась 4045 мм, что было сопоставимо с аналогичным показателем «Москвича-408», как и высота — 1480 мм. А вот ширина машины была на 127 мм больше «москвичевской» и составляла 1677 мм.

Ходовая часть Иж-13 тоже отличалась прогрессивной конструкцией благодаря независимой подвеске всех колес. По «французской» схеме в передней подвеске использовались пружины, в задней — торсионы. Коробка передач применялась «москвичевская» — четырехступенчатая, как и архаичные барабанные тормоза «по кругу».

Конечно, автомобиль был довольно «сырым» и требовал доводки до «совершенства», но, несмотря на все недостатки, отличался прогрессивной конструкцией и огромным потенциалом. Руководство Ижмаша всячески пропагандировало свое детище, пытаясь убедить Совет министров в перспективности переднеприводной модели и технологической выгоде, которую сулило сотрудничество с Renault. Но «наверху» ставка уже была сделана на классические «Жигули» и взаимодействие с «Фиатом». Госплан признал нецелесообразным параллельный выпуск переднеприводного автомобиля «сомнительной» конструкции. Неудивительно поэтому, что когда в Ижевске собирался опытный образец Иж-13, в Тольятти уже полным ходом шел монтаж заводских цехов для выпуска сотен тысяч «Жигулей».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх