Для всей автомобильной промышленности мира Китай — локомотив доходов. Почти десять лет всё шло как по маслу. Зарабатывали и крупные мировые концерны, и локальные вновь основанные автомобильные компании Поднебесной. Но вот уже второй год рынок Китая падает. Есть ли надежды на оживление спроса и что ждет самый большой авторынок планеты и китайских автопроизводителей в будущем?
В то время как богател китайский средний класс, продажи новых машин в Поднебесной росли. Рекорд был установлен в 2017 году, на Китай приходилось более четверти всех мировых продаж новых автомобилей, было продано 28 879 000 машин.
Сокращению рынка на 6% в 2018 году многие не придали большого значения. Государство активно стимулировало к развитию электромобили, были ненасыщенные рынки в западных регионах страны. Всё это сулило дальнейший рост.
Однако в 2019 году снова падение. Для многих автопроизводителей это было настоящее испытание. Даже для крупных финансово стабильных государственных компаний, таких как BAIC, SAIC, FAW, Dongfeng, Changan, GAC. Все компании инвестировали огромные деньги в электромобили, водородные двигатели, системы автономного вождения, как то предписывали правительственные директивы, но, возврат инвестиций идет намного медленнее, чем прогнозировалось.
Просели продажи и у мировых автоконцернов. Например, продажи GM за 11 месяцев 2019 года снизились на 17,94%. Альянс Peugeot-Citroen и Changan, который просуществовал более 8 лет и совместные инвестиции которого превышают $1,3 млрд, распадается.
Затягивают пояса и частные автопроизводители типа Geely, Great Wall, Chery, Brilliance, JAC, BYD. У некоторых из них продажи сократились почти вдвое, ситуация близка к критической. Почти каждый месяц в 2019 году одна или несколько компаний обращались за финансовой помощью. Hawtai остановил производство ещё в начале 2019 года, Lifan и Zotye ведут судебные разбирательства из-за проблем с кредиторами.
Ещё хуже идут дела у мелких только что начавших свою работу электрических стартапов. Многие из них уже закрылись. Но даже у успешных типа Nio, Weltmeister, Xpeng Motors, которые продолжают выводить на рынок новые модели, продажи остаются значительного ниже прогнозируемого уровня.
К чему всё это привело? К переизбытку производственных мощностей. В итоге крупные китайские производители объединяются с множеством мелких стартапов, предоставляя им подешевке свои производственные мощности, субсидируемые местными органами власти, лишь бы сохранить заводы работающими и не выставить людей на улицу.
Яркие примеры таких объединений Bordrin с FAW, Nio и JAC, Xpeng и Haima. С одной стороны, благодаря этому, стартапы экономят и отказываются от строительства собственных заводов, с другой — продажи электромобилей хоть и стали рекордными в 2019 году — 832 000 электромобилей, по ранним прогнозам должно было быть продано более миллиона, а, начиная с июня, продажи то и дело подали.
Что будет в 2020 году? Несмотря на повсеместный пессимизм, есть производители, которые считают, что худшее позади. Volkswagen, например, планирует инвестировать в свою деятельность в Китае $4,3 млрд.
Что касается России, то, надо полагать, те компании, которым финансовое положение позволяет, будут стараться расширять свое присутствие в мире намного более активно, чем делали это раньше. Автопроизводители будут выходить на другие рынки, в том числе европейские. И если европейцам будут предлагать в первую очередь гибриды и электромобили, в Россию китайцы будут везти машины с традиционными ДВС. Более того, Россия для большинства компаний будет окном в Европу, так что активность китайцев в России должна сейчас только повышаться.
Более того, Россия может стать для Китая рынком сбыта старых машин. Я имею в виду и подержанные машины, и машины, которые в самом Китае уже не продаются. Мы уже сейчас можем это наблюдать. Haval H5 собираются снять с производства в Китае и перенести в Россию. Есть и масса других примеров, когда нам продают то, что в Китае уже не продается (скидывают остатки): Brilliance V3, Haval H6, DFM AX7, Geely Emgrand 7 и так далее.
Процесс с экспортом в Россию подержанных машин тоже запущен. Немного коряво и непонятно, что стало с теми машинами, которые приплыли в российский порт в первой партии, но их не пускали из-за отсутствия системы ЭРА-ГЛОНАСС, но важно даже не это, а то, что Китай, всячески пытается стимулировать продажи новых машин, поэтому разрешил вывозить за границу старые. И это, кстати, не старые Тойоты, Лексусы и Мерседесы, как нам заявляли, это по-настоящему никому не известный хлам.
Вообще же тенденция такова и 19-ый год это ещё раз доказал, что россияне все лучше и лучше относятся к китайскому автопрому. Если раньше никто не хотел покупать машину из Поднебесной дороже миллиона, сейчас почти все "китайцы" перешагнули эту психологическую отметку. Всё большим количеством россиян "китай" воспринимается как конкурент корейцам.
Цифры это подтверждают. В этом году у нас в стране было продано почти 40 000 китайских машин. Это не рекорд, но успех налицо. А на первых строчках самых популярным китайских машин вовсе не дешевые Lifan Solano и Geely Emgrand. В лидерах списка Geely Atlas, Haval H6 и Haval F7.
Свежие комментарии