Народное ретро. Микроавтобус Mitsubishi Delica 4WD — звезда «вагонов»
«Кирпич» в России больше, чем кирпич
Компания Mitsubishi Motors в официальных поставках внедорожников на российский рынок всегда отдавала предпочтение флагманской продукции под брендом Pajero. Но и без того автомобиль так называемой вагонной компоновки Mitsubishi Delica вписался в нашу действительность как родной благодаря вторичному рынку из Японии. Да, в Россию попадали экспортные (с левым рулем) аналоги с обозначением L300 4WD, но их количество и стоимость были неконкурентоспособны. Конечно, с подобными автомобилями мы были знакомы и раньше, но вряд ли есть смысл проводить параллели с отечественной продукцией марки УАЗ-452/2206, поскольку в советский период «буханка» не предназначалась для частного использования, а потом далеко не всех могла устроить по своим потребительским свойствам. Кстати, японский микроавтобус тоже не избежал альтернативных народных прозвищ — «квадрат», «будка» или даже «кирпич».
Вместе с тем название Delica родилось задолго до российского триумфа и несло в себе сугубо практический и даже утилитарный смысл: от Delivery car — автомобиль доставки. Начиналось все в далеком 1968 году с семейства легких развозных «бескапотников» разного исполнения — грузопассажирские, фургоны, микроавтобусы. В 1979 году появляется модель второго поколения, где пассажирская версия приобрела отдельное название Star Wagon (ранее таковые именовались Coach).
Затем настал 1982 год, когда в семействе появился вариант с обозначением Mitsubishi Delica Star Wagon 4WD, по виду и характеристикам явно с прицелом на езду в сложных дорожных условиях, с повышенным не только клиренсом, но и комфортом. Притом в производственной программе компании уже три года существовал Mitsubishi Pajero первого поколения.
Однако уже в 1986 году появляется следующее, третье поколение Mitsubishi Delica — в новом образе с увеличенными габаритами и более выразительной носовой частью с характерной «четырехглазой» облицовкой с квадратными фарами.
Не удивительно, что версия Star Wagon 4WD здесь тоже была реализована и заиграла совсем по-другому, в том числе за счет колес большей размерности (215/80 R15). Конструкция «раздатки» и всей схемы полного привода принципиально не изменилась — все та же классика «офф-роуда» с жестким подключением передней оси. Также сохранились цельный задний мост на рессорах и торсионная рычажная подвеска спереди, но с переносом крепления торсионов на верхние рычаги. Правда, машина все же утратила часть былого внедорожного шарма: в основе теперь был полунесущий кузов (или с интегрированной рамой — кому как нравится) и реечный рулевой механизм, а под днищем исчезла поперечная балка для «прикрытия» раздаточной коробки. Да и «запаска» крепилась уже более привычным для микроавтобусов способом — под задним свесом.
Как бы там ни было, но полноприводная Delica предстает в еще более фактурном виде, что особенно стало заметно с рестайлингом в 1990 году, когда облицовку вместо раздельных «квадратиков» украсили блок-фары с «линзованными» сегментами ближнего света. Но дело не только в этом. Эффектный «стайл» формировали сочная раскраска кузова и соответствующий назначению машины обвес и декор: комбинированные «кенгурятники», в том числе с хромированными дугами, подножки, багажники с лесенками, версии с высокой крышей, включая «панорамные» с люками.
Отделка интерьера, оснащение и компоновка полезного пространства тоже различались в зависимости от комплектации. С функциональной точки зрения салон мог быть попроще: с демократичным 8-местным размещением, с возможностью средний ряд сидений развернуть лицом к третьему ряду по типу купе и с непременным раскладыванием второго и третьего ряда сидений в большую и ровную «тахту» для отдыха. Или вариант «для боссов», где центральное место салона занимают два раздельных кресла повышенной комфортности, которые также могли разворачиваться для создания кают-компании. Шторки, ворсистые коврики, две климатические установки, парковочные зеркала спереди и сзади — это само собой.
«Конфигуратор» этой машины оказался довольно щедрым, да и словосочетание Star Wagon 4WD не было пустым звуком: по совокупным данным Делика не имела прямых аналогов-конкурентов, хотя японских микроавтобусов повышенной проходимости существовало немало.
Рычаг «механики» или внушительный по исполнению селектор «автомата», а также механический рычаг «раздатки» свободно размещались на высоком и широком «подиуме» капота двигателя. Эта же площадка являлась местом для бокса-подлокотника, а также мощной рукояти для пассажира. Сверху по центру приборной панели устанавливался дополнительный блок маршрутных приборов с альтиметром, креномером, указателями температуры в салоне и за бортом.
Окружавший водителя антураж выглядел весьма серьезно, и за рулем Делики чувство собственного достоинства было на высоте во всех смыслах. При этом водитель и передний пассажир «сидели на колесах», точнее, на передних крыльях, и рослые люди почти подпирали потолок, что и обуславливала вагонная компоновка со всеми ее особенностями (преимуществами и недостатками). Перечислять их можно долго с разным приоритетом, а с учетом внедорожной направленности акцентов будет еще больше.
Однообъемный кузов при длине 4460 мм и колесной базе 2240 мм объединял отличную вместимость, маневренность, геометрическую проходимость и универсальность. Разве что все удовольствия отражались в характерном поведение «вагона» на дороге с его более заметной продольной раскачкой, склонностью к кренам и чувствительностью к боковому ветру. Да и сама высота кузова (не менее 1,8 м) накладывала известные ограничения по эксплуатации микроавтобуса — он не мог «въехать» в стандартные «советские» гаражи с их низкими воротами.
Впрочем, это вопрос вторичный, важнее другое обстоятельство: сама компоновка машины с разгруженной задней (ведущей) осью в порожнем состоянии сказывалась на управляемости не лучшим образом, особенно зимой. Конечно, в данном случае выручала возможность подключения полного привода, однако жесткая связь между осями (здесь все же не Super-Select 4WD как на Pajero) не позволяла пользоваться этим режимом трансмиссии постоянно. Баланс нагрузок на оси, «вытянутый» передний свес и сравнительно высокий центр тяжести приходилось учитывать и при езде по бездорожью.
«Вагонные споры — последнее дело…»
В сложившихся традициях японского автопрома того времени предлагался силовой набор в различных сочетаниях: дизельный и бензиновый двигатели, оба на выбор с механической 5-ступенчатой коробкой передач или в паре с 4-диапазонным «автоматом». У последнего, как было принято тогда, имелись режимы «L» (в работе только первая передача»), «2» (только две первые передачи), а также кнопка Overdrive Off.
Главной, а точнее, самой распространенной (что логично в таком классе) силовой установкой был турбодизель: верхневальный 8-клапанный 4D56 объемом 2,5 литра (85 л.с., 196 Нм), хорошо известный не только по семейству Делики. Вообще двигатель вошел в российскую историю довольно значительной и при этом неоднозначной фигурой. С одной стороны, вихрекамерное смесеобразование и механическая топливная аппаратура обеспечивали мягкую работу, определенную ремонтопригодность и неприхотливость, в том числе некритичность к качеству топлива. С другой же стороны, имелись свои «заморочки», не позволявшие «забывать» о нем. Ременный привод ГРМ на пару с ТНВД, а также система балансирных валов с приводом отдельным же ремешком — являются «фирменным» и не очень подходящим решением для звания «неубиваемый».
Самой распространенной силовой установкой Mitsubishi Delica был турбодизель.
Опять же, наличие турбонаддува не означало безмятежного долголетия системы впуска и цилиндро-поршневой группы — необходимо было использовать более качественное (то есть более дорогое) масло и соблюдать сроки замены. Генератор с его расположением, креплением и «сожительством» с вакуумным усилителем тоже не прибавляли мотору эксплуатационной надежности. Ну и синдром перегрева возник не на пустом месте — алюминиевая ГБЦ не выдерживала температурных ударов. Таковые могли случиться как из-за проблем в системе охлаждения, так и перегрузок по причине «гонок». Впрочем, с учетом сравнительно невысокой крейсерской скорости микроавтобуса (90-100 км/ч), вторая причина, возможно, оказывала меньшее влияние, чем под капотом авангардных Pajero с такими же моторами.
Наличие в семействе бензиновой атмосферной «четверки» 4G64 объемом 2,4 л (112 л.с., 183 Нм) с распределенным впрыском топлива позволяло избежать характерных «дизельных» проблем. Пусть и на фоне менее выгодного соотношения по топливу — больше расход и выше стоимость (вспомним, что до недавнего времени дизель был доступнее бензина). Однако для тяжелых дорожных условий бензиновый двигатель не очень подходил (нехватка тяги, склонность к перегреву), поэтому с ним Делика воспринималась более «городским» и «трассовым» автомобилем. Да и все тот же «фирменный» след в виде ременного привода ГРМ и балансирных валов не отменяло необходимости повышенного внимания к двигателю. Наличие гидрокомпенсаторов избавляло от хлопот с регулировкой клапанных зазоров, но это же обстоятельство взывало к более строгому подходу при выборе смазочных материалов и соблюдению сроков замены.
Выносливость трансмиссионных агрегатов напрямую зависела от условий и интенсивности эксплуатации, особенно если машина регулярно съезжала за пределы асфальта. С одной стороны, более утилитарная по конструкции полноприводная трансмиссия (по сути, как у пикапа Mitsubishi L200) теоретически в меньшей степени претендовала на отказы и поломки. Но это же обстоятельство требовало от владельца понимания задач и возможностей техники. Например, цепная раздаточная коробка могла «ходить» долго при условии соблюдения необходимых правил — не ездить на полном приводе в обычных условиях, следить за маслом, не допускать ударов картером о препятствия.
Цены на машины и запчасти
Вторичный рынок микроавтобусов Mitsubishi Delica 4WD Star Wagon (третье поколение) с учетом длительного периода производства предполагает наличие разных машин, хотя наиболее массовое предложение наблюдается на экземпляры 1991–1993 годов выпуска. Цены заметно разнятся даже на варианты одного года: это связано не только с общим состоянием техники, но также с уровнем вложенных в нее средств — подготовленные для бездорожья Делики (лифт, грязевая резина, блокировки, лебедка, шноркель, багажник и пр.) могут стоить в два раза дороже.
Цены на автомобили Mitsubishi Delica на вторичном рынке (тыс. руб.)
Годы выпуска | 1988–1989 | 1990–1993 | 1994–1996 | 1997–1998 |
Цена | 180–350 | 230–550 | 290–650 | 350–700 |
Стоимость текущего обслуживания может сильно различаться в зависимости от выбранного сорта и марки смазочных материалов, фильтров и прочих расходников, но поскольку возрастные машины зачастую нуждаются не только в плановом уходе, но и в ремонте, отметим типичные цены на запчасти, узлы и агрегаты. И в основном речь о стандартных деталях ходовой и силовой части, а также трансмиссии, причем уместно говорить не только о новых, но и бывших в употреблении.
Так, если амортизаторы логично рассматривать новые (1400–2400 руб. за штуку), как и ШРУСы (2300–4200 руб.), то дорогостоящий передний привод в сборе зачастую покупают именно «контрактный» (5500–7000 руб.). Новые диск сцепления (1900–2400 руб.), корзина (3500–4000 руб.), выжимной подшипник (900–1200 руб.) и «пробежные» карданный вал (4500 руб.) или задний мост (10 000–15 000 руб.). Бывшие в употреблении коробки перемены передач в сборе с «раздаткой» предлагаются от 20 000 до 40 000 рублей и выше. Новые запчасти на турбодизель 4D56: ремень ГРМ (800–1700 руб.), свеча накаливания (250–750 руб.), распылитель форсунки (620 руб.), помпа (1900–2600 руб.), ремкомплекты турбины (2000–7500 руб.), турбина в сборе (11 000–16 000 руб.). Ну а «контрактный» турбодизель в сборе выставляют за 95 000–120 000 рублей.
Свежие комментарии