Это уже прошло по всем СМИ: АвтоВАЗ с 3 июля остановил производство по причине срыва поставок комплектующих от нижегородской фирмы Автокомпонент. Сам ВАЗ прогнозов на развитие ситуации не дает и официально не называет причину непоставок. Автокомпонент, в свою очередь, объясняет происходящее тем, что согласованные с ВАЗом цены в нынешней ситуации делают производство компонентов нерентабельным.
Это, подчеркнем, официальные позиции сторон, которые не до конца раскрывают суть конфликта. Мы связались с АвтоВАЗом и Автокомпонентом и получили неофициальные комментарии.Как утверждает наш источник на ВАЗе, нынешняя остановка всех конвейеров — это демарш. Демонстрация решительности. Примерно, как «бомбить Воронеж»: пусть своим будет плохо, но и сопернику нагадим. Дело в том, что убытки ВАЗа от остановки производства несопоставимы с аналогичными убытками в Автокомпоненте. Без большого ущерба для годового плана остановить ВАЗ можно на день-два, максимум три дня. Если больше — потом план уже не нагнать и придется пересчитывать «всю экономику», все иные поставки, соглашения с дилерами и т.д. То есть, рушится вся система, от начальных поставщиков до продажи готовой продукции.
Однако для своего демарша ВАЗ выбрал весьма удобный момент: июль для завода — сокращенный месяц, 22 июля предприятие уходит в двухнедельный корпоративный отпуск. То есть, годовой план был сверстан таким образом, чтобы за несколько предыдущих недель создать определенный товарный задел. Так что несколько дней простоя именно в июле не станут для ВАЗа катастрофой. Например, план на июль по Гранте — 9670 машин, по Весте — 9560, и пока этот план выполняется.
Автокомпонент, в свою очередь, работу не прекратил, он продолжает производить все необходимые для ВАЗа детали, причем именно в заказанных количествах. И отправляет их на склад. Чтобы при необходимости сразу возобновить поставки в Тольятти и Ижевск.
По словам нашего источника в Автокомпоненте, юридически ситуация сейчас патовая. Неправы обе стороны. Договор с ВАЗом составлен таким образом, что делает возможной индексацию закупочных цен, но не подразумевает прекращение поставок. Точный текст договора — коммерческая тайна, но математика ценообразования открыта, в ней заложена определенная прибыль (очень небольшая, по меркам автопрома) поставщика, которую закупщики ВАЗа должны обеспечить. Переговоры о ценовой коррекции начались еще в конце прошлого года, когда стало известно о грядущем повышении НДС. А в течение этого года заметно подорожали исходное сырье, энергия и иные составляющие производства.
Заметим, Автокомпонент уже несколько раз приостанавливал поставки, но тогда в Тольятти и Ижевске предпочитали продолжать работу, выпуская некомплектные автомобили. Это позволяло «остаться в плане», хотя завод нес дополнительные расходы на доукомплектацию. И ВАЗ выигрывал «войну нервов», хотя и вынужден был «договариваться по цене». Вообще же, это довольно типичная ситуация: в истории завода были десятки случаев попытки ценового шантажа как со стороны поставщиков (известные примеры с ГК СОК в 2007-2009 годах), так и со стороны самого ВАЗа в отношении своих контрагентов (истории с АвтоВАЗагрегатом, Поладом и пр. при Бу Андерссоне). Так что ничего экстраординарного не происходит, все в рамках устоявшихся традиций.
По прогнозам наших собеседников на обоих заводах, ВАЗ должен восстановить работу не позже понедельника, 8 июля. Если к этому сроку стороны не договорятся, то вероятен вывод разбирательства в судебную плоскость. Позиции Автокомпонента как поставщика довольно сильны и заменить его даже в долгосрочной перспективе будет очень непросто. Но у ВАЗа остается стратегический козырь: поставщик может быть не номинирован на новые модели. Но, повторим, тактически нижегородцы все-таки выигрывают: ВАЗ не может пойти до конца и принципиально потребовать от Автокомпонента убытков от простоя. Даже если юридически это возможно. ВАЗу такая принципиальность обойдется очень дорого.
Так что стороны еще несколько дней потреплют друг другу нервы, сделают еще некоторое количество заявлений для прессы, а потом почти неизбежно договорятся.
Свежие комментарии