На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Прописные истины :)Сезонная замена ш...
  • Владимир Кузин
    В старые добрые Советские времена вообще не знали что такое летняя и зимняя резина.Сезонная замена ш...
  • Михаил Федоров
    Аварий было гораздо меньше из-за того, что водители не отвлекались на ножки пассажирки и не превышали скорость. И не ...Сезонная замена ш...

А — значит Альтерна!

Ранние московские жаворонки прошлым утром могли узреть нетипичную для наших мест картину: по МКАДу шустро чесал автобус, формой напоминавший не то холодильник, не то бронетранспортёр. Загадочная машина прибыла издалека: номера выдавали ставропольскую прописку, и лишь немногие могли опознать в странном экипаже ту самую "Альтерну".

Мало кто в наши дни помнит этот громкий и амбициозный проект: сделать "народный автобус", сверхдешёвый и максимально простой. А для того, чтобы понять, почему Альтерна задумана и получилась такой, какая она есть — надо оглянуться на 25 лет назад.

 

 

25 лет назад вся страна, только получив удар поддых, проснулась нищей. Парк городских автобусов по всей стране стал стареть и сокращаться: поставки "Икарусов" за валюту из бурной реки обернулись в пересыхающий ручей, а производство автобусов на ЛиАЗе в 1992 году упало втрое. Помимо снижения объёмов выпуска, ЛиАЗ испытывал ряд других проблем: долгие годы у завода не складывалось с массовым выпуском нового ЛиАЗ-5256, разработанного львовским институтом автобусо-троллейбусостроения. Машина не устраивала эксплуатантов многочисленными "детскими болезнями" и куда более сложной, чем у предшественника, конструкцией; сам завод мучительно преодолевал внутренние технологические трудности, но цветочек каменный всё равно толком не получался.

 

Смотрины: Альтерна ждёт своей участи в невинномысской промзоне
Смотрины: Альтерна ждёт своей участи в невинномысской промзоне

 

Постаревшему 677 на конвейере тоже нездоровилось: после распада соцлагеря начались острые перебои с поставками мостов Raba из Венгрии, выпускавшимися в рамках кооперации СЭВ (СССР в ответ поставлял венграм передние мосты).

Доходило до того, что городской стадион в Ликино-Дулёво был завален недокомплектованными "луноходами", а представители парков приезжали забирать автобусы со своими б/у мостами… или на тягаче, установив автобус на два передних моста, чтобы поставить б/у ось уже в домашних условиях.

 

 

В этих условиях, когда штормило не только ЛиАЗ, но и всю некогда нерушимую страну, от завода откололся научно-технический центр, или, проще говоря, НТЦ — конструкторское бюро, сформированное в 87 году. Больше сотни сотрудников НТЦ занимались в первую очередь наладкой серийного выпуска 5256, доводкой его до ума, а также разработкой и выпуском новых модификаций на его основе. Бывшие сотрудники НТЦ, имевшего своё небольшое производство малых серий, организовали ТОО "Альтерна", арендовали производственные площади, и начали работать на себя.
Первоначально Альтерна занималась постройкой специальных версий ЛиАЗ-5256, таких как передвижные штабы, пункты питания, медицинские и другие спецмашины. Однако, на фоне назревшей конфронтации с ЛиАЗом, новоявленная Альтерна, как и Минтранс, увидели перед собой проблему эпохи перемен: 5256 казался практически непригодным для освоения нашими АТП, а 677 — не менее безнадёжно устарел. Так зародился проект своего, альтернативного городского автобуса.

 

 

Первый прототип междугородника, модели Альтерна-4215, построили в 1992 году, городской Альтерны-4216 — годом позже, причём от идеи до готовой машины прошло всего полгода. Городской машине и было суждено стать наиболее массовым образцом семейства: их построили несколько сотен, против пары десятков "гармошек" и десятка междугородних машин.

 

Лобовые стёкла — отклонение от оригинала; прежние хозяева не нашли, где сделать соответствующие на заказ
Лобовые стёкла — отклонение от оригинала; прежние хозяева не нашли, где сделать соответствующие на заказ

 

Главной фишкой Альтерны была абсолютная "импортозамещённость", а также максимальная простота и функциональность. Не забыли и про предельно низкую себестоимость: для этого автобус строился на основе уже серийных, простых и доступных агрегатов, применявшихся на советских грузовиках. Так, "силовая линия", или двигатель с коробкой передач на Альтерне — КамАЗ, или ЯМЗ, мосты — ЗИЛ, а рулевой механизм — от МАЗ-5337.

Ещё одна особенность состоит в том, что концептуально Альтерна прямо наследует решения, заложенные ещё в ЛиАЗ-677: та же переднемоторная компоновка, "весовая категория" и размеры, пневморессорная подвеска — словно это не новая модель, а переосмысление старой на новый лад.

 

 

"Автобус должен хорошо ездить — больше ничего от него не требуется!" — гласило задание Минтранса. "Бронетанковый" дизайн с рублёными формами и плоскими стёклами, так пугающий интернет-комментаторов, служил не только задумке дизайнеров (они действительно пытались сделать революционную машину), но и был заложен в техзадании. Смысл был таков: помимо простоты ремонта, для выпуска Альтерн требовался минимум технологического оборудования, и её локальное производство можно было развернуть практически на любом машиностроительном предприятии.
(а ещё Альтерна выпускалась и в бронированном исполнении — как передвижная операционная касса и как не менее передвижной блокпост)

 

Альтерна сделана с оглядкой на скандинавскую автобусную моду: отсюда и черты передка, и длинные ряды фонарей на хвосте
Альтерна сделана с оглядкой на скандинавскую автобусную моду: отсюда и черты передка, и длинные ряды фонарей на хвосте

 

Однако, после постройки порядка тридцати-сорока автобусов, деятельность ТОО "Альтерна" в Ликино-Дулёво заканчивается. Случилось это вскоре после того, как основателя, Владимира Жаворонкова, выгоняют из собственной фирмы. Версии о причинах произошедшего разнятся: утверждают, что он стал крайним, когда у предприятия начались экономические проблемы, а кто-то говорит, что это был лихой рейдерский захват в духе той поры. Однако, история их главного продукта на этом вовсе не закончилась.

 

Внутри — очень удобные мягкие кресла
Внутри — очень удобные мягкие кресла

 

 

Эхо 677го — в застеклённой перегородке. Правда, сиденья стоят уже иначе
Эхо 677го — в застеклённой перегородке. Правда, сиденья стоят уже иначе

 

 

В кабине — сочетание панели от 5256 с компоновкой 677
В кабине — сочетание панели от 5256 с компоновкой 677

 

 

Очень показательная деталь, демонстрирующая, насколько дешёвой старались сделать эту машину
Очень показательная деталь, демонстрирующая, насколько дешёвой старались сделать эту машину

 

Документацию на выпуск "Альтерны" купили сразу несколько предприятий из регионов, и именно на этих заводах Альтерна как конструкция продолжила жить. Локальные производства активно пробивали заказы в домашних регионах, изредка чудом продавая что-то за их пределы; так, Оренбургская и Саратовская область ещё лет десять назад просто кишили Альтернами. Примерный список тех, кто занимался их выпуском — вот:

— Энгельсский завод специальных автомобилей (Саратовская область, занимался надстройками на грузовых шасси; базируется на территории Троллейбусного завода им.Урицкого);
— Орский завод тракторных прицепов "Сармат" (Оренбургская область);
— Пермский завод "Агрореммаш" (как очевидно из названия, занимался ремонтом агротехники);
— ПО "Новосибавторемонт" (название не менее красноречиво);
— ПО "Амурмаш" (город Амурск, Хабаровский край — предприятие оборонки, занимались производством вооружения).

 

Заводская табличка невинномысской Альтерны. В Энгельсе построили около двухсот таких машин
Заводская табличка невинномысской Альтерны. В Энгельсе построили около двухсот таких машин

 

Но, к огромному сожалению, "народный автобус" не взлетел, несмотря на то, что работали над ним, без шуток, лучшие автобусные конструкторы страны. Машина получилась сырой и недолговечной, разнородные грузовые компоненты крайне плохо сочетались между собой, а их качество, да в девяностые — ну, вы сами понимаете. Альтерна стала образцом того, как нельзя делать городские автобусы — водители и эксплуатационщики бежали от них, как черти от ладана, а дурная слава быстро разошлась по сарафанному радио. Поэтому со временем тема Альтерны закрылась сама собой и на других предприятиях, а годы спустя она стала по-настоящему краснокнижным зверем.

 

Заметка в газете ''Вечерний Петербург'' от 1994 года. Интересно, что Альтерны непродолжительно испытывались в ПАТ — и провалили эти испытания с треском и грохотом
Заметка в газете ''Вечерний Петербург'' от 1994 года. Интересно, что Альтерны непродолжительно испытывались в ПАТ — и провалили эти испытания с треском и грохотом

 

Естественно, трудно было ожидать, что хотя бы одна "Альтерна" кем-то будет сохранена, но ей, можно сказать, повезло. Команда, работающая над созданием Петербургского Музея Автобусов под крылом ГУП "Пассажиравтотранс", пару лет назад озадачилась поисками Альтерны в коллекцию — а у меня на примете как раз был такой экземпляр, обитавший на родном Ставрополье. Более того, эта машина только-только пропала с радаров: предприятие, которое она обслуживала, получило партию новых автобусов…

 

Проездом в Москве
Проездом в Москве

 

Как оказалось, в невинномысском филиале "Газпрома" эту машину только-только начали готовить ко списанию: своим ходом задвинули на отдалённую площадку, свинтили номера, и задумались о том, на какой чермет свезти. Звонок из Петербурга поступил вовремя: механизм уничтожения запустить ещё не успели.

 

 

Интересно то, что эта машина — эксклюзивнее других: на ней ставили бесчеловечные опыты специалисты видновского института ВНИИГАЗ, которые ухитрились переоборудовать её серийный КАМАЗовский дизель на метан (газовые баллоны при этом подвесили под задним свесом). Разработка, правда, получилась неоднозначной: запас хода на метане составлял всего 80 километров, и машина, работавшая на развозке персонала, в результате заправлялась дважды в день — потому выезжать она стала редко, и служила не то резервной, не то штрафной.

 

 

Поначалу планировалось, что Альтерну повезут в Петербург на буксире, однако не срослось; тогда решили, что ехать надо своим ходом, но с учётом ситуации с метановыми заправками вдоль маршрута, решено было переделать её обратно, на дизель. Это, вкупе с операцией по воскрешению, заняло ещё несколько месяцев. И вот, в декабре она отправилась в самое дальнее путешествие за свою жизнь — в северную столицу.

 

Запаску кто-то закрысил ещё в Невинномысске
Запаску кто-то закрысил ещё в Невинномысске

 

Я поймал ребят проездом в Московской области, и затащил машину на просторную и освещённую парковку Икеи, где и сделаны эти ночные фотографии.

 

На скоростном хайвее М-11, у выезда из Москвы
На скоростном хайвее М-11, у выезда из Москвы

 

 

В добрый путь!
В добрый путь!

 

А сегодня, после трёх суток безудержного веселья, машина и экипаж прибыли в петербургский автобусный парк №1, где Альтерна и будет жить отныне. Леденящий душу (во всех смыслах) рассказ о приключениях в пути, а также о любви и обожании к автобусам Альтерна, члены экипажа обещают написать в ближайшее время. 

Спойлер: она похожа на холодильник не только снаружи (=

 

Источник

наверх