У многих неисправностей есть внешние признаки, которые показывают, в какую сторону ремонтникам следует направить усилия в первую очередь, чтобы не тратить напрасно время и средства на поиски причины проблемы и ее устранение.
Так и в случае с дымом из выхлопной трубы. Его появление не предвещает ничего хорошего, но уже по одному лишь цвету дыма специалисты могут понять, что, скорее всего, вызвало неисправность и какие действия необходимо предпринять, чтобы ее устранить с минимальными затратами.
Если дым белый, по всей видимости, в камеру сгорания проникает антифриз, а значит, не исключено, что придется снимать и проверять головку цилиндров, предстоит замена прогоревшей прокладки блока. А черный дым, как правило, указывает на появление в выхлопных газах частичек сажи, которые придают выхлопу такой оттенок. Это говорит о неполном сгорании топлива. Стало быть, начинать поиски неисправности целесообразно с систем питания топливом и воздухом, которые в первую очередь отвечают за качественное смесеобразование и полноту сгорания рабочей смеси.
В сизый цвет выхлопные газы окрашивает сгоревшее моторное масло. При этом и здесь в зависимости от характера дымления можно с высокой степенью вероятности предсказать виновника.
В камеры сгорания масло способно проникать несколькими путями. В частности, если облако сизого дыма сопровождает запуск холодного двигателя, а затем по мере прогрева дым пропадает вовсе, любой бывалый специалист уверенно скажет, что масло пропускают маслосъемные колпачки клапанов. И при таких симптомах замена колпачков действительно часто помогает справиться с проблемой, если только не окажется, что масло со стороны головки цилиндров прорывается в камеры сгорания по зазорам между клапанами и их направляющими втулками в случае чрезмерного их износа. Но тогда напрашивается следующий ход - замена клапанов и направляющих втулок.
Однако, как неоднократно подтверждалось на практике, в любом правиле бывают исключения. Живой пример - случай, который произошел в одном из минских автосервисов.
На СТО обратился клиент, который буквально на днях купил по объявлению Hyundai i10 2008 года с бензиновым двигателем объемом 1,1 л. Причина обращения - после покупки выяснилось, что мотор дымит "на холодную", но после прогрева дым пропадает.
Когда машина прибыла на СТО, проехав перед этим более 15 километров, она действительно не дымила. На вопрос, расходуется ли масло на угар, новоиспеченный владелец ответил, что ему это неизвестно, потому что автомобиль купили недавно и далеко ездить на нем из-за дыма, который пугает, пока воздерживаются.
Все подъемники были заняты, поэтому владельцу предложили оставить машину на стоянке СТО, чтобы заняться ею завтра. И в подтверждение слов владельца утром холодный двигатель завели без проблем, но с дымом, который через небольшой промежуток времени пропал.
При наличии признаков, указывающих на то, что дело кроется в маслосъемных колпачках, устранение неисправности не предвещало трудностей, однако когда слесарь, ремонтировавший автомобиль, добрался до колпачков, выяснилось, что недавно они определенно менялись. Новый владелец смог прояснить вопрос лишь после звонка продавцу, который подтвердил, что перед продажей действительно были установлены новые маслосъемные колпачки.
Но если не колпачки, тогда что? Помимо них и клапанов с направляющими втулками на количество масла, проникающего при работе двигателя в камеры сгорания, влияет также состояние деталей цилиндропоршневой группы. Получить представление о нем можно, проверив компрессию в каждом из цилиндров. Это было сделано, но ничего не дало - компрессия оказалась в норме, разбежки по отдельным цилиндрам нет.
Впрочем, за создание компрессии отвечают компрессионные поршневые кольца, но состояние маслосъемных колец по величине компрессии оценить невозможно. В то же время именно от маслосъемных колец, задача которых - удалять со стенок цилиндров излишки масла, зависит, сколько масла в конечном итоге останется в камере сгорания. Понятно, что чем больше останется, тем больше и будет гореть вместе с топливом.
Еще моторное масло может попасть в камеры сгорания по системе вентиляции картера. Ремонтники обратили внимание, что впускные и выпускные каналы в головке были в масле, а отверстия в выхлопном коллекторе обросли нагаром. Попробовали отключить клапан вентиляция картера, но ничего не изменилось: после запуска из выхлопной трубы появляется облако сизого дыма, по мере прогрева дым пропадает.
В общем, легкой прогулки под капот для устранения неисправности не получилось - выходило, что надо снимать головку цилиндров и визуально диагностировать поршневую группу. Как стало понятно дальше, всей правды продавец не рассказал: после демонтажа выяснилось, что прокладка под головкой выглядела как новая, а это означало, что предпродажное ремонтное вмешательство не ограничивалось одной лишь заменой маслосъемных колпачков, головка цилиндров тоже поднималась.
Правда, судя по состоянию поршневых колец, поршней и рабочих поверхностей цилиндров, другие детали двигателя не менялись. Похоже, предыдущий раз подняли головку цилиндров, оценили, в какую сумму обойдется замена деталей поршневой группы, - вернули головку на место и выставили машину на продажу.
А не устроить в состоянии поршневой группы могли две вещи. Во-первых, несмотря на то, что на стенках цилиндров имелся заводской хон, присутствовали и натиры, которых быть не должно.
Во-вторых, зазоры в замках поршневых колец оказались заметно больше, чем должно быть, что говорило об износе колец.
Однако при попадании масла в камеры сгорания со стороны поршневых колец дымить должно было постоянно, независимо от прогрева. А в нашем случае характер дымления был таким, будто масло проникает со стороны головки. И как увязать состояние колец с тем, что замер компрессии не выявил никакого подвоха?
Все это вопросы, на которые нет ответа. Можно лишь предположить, что события развивались по следующему сценарию. Чем больше зазоры в замках колец, тем больше отработавших газов прорывается в картер.
Далее эти газы, прихватив с собой масляные пары, из картера по системе вентиляции направляются во впускной тракт. Здесь их ожидает маслоуловитель, из которого собранное масло должно возвращаться в поддон. Если масла слишком много, а канал удаления засорен, какая-то часть масла по впускному коллектору могла во время стоянки протечь в цилиндры.
Оно-то и сгорало после запуска двигателя с образованием сизого дыма, который затем пропадал. Вспомним, что при разборке мотора масляный налет был найден во впускных каналах, но это единственный факт, который говорит в пользу догадки, а как оно было на самом деле, остается только предполагать.
Что можно сказать точно: поршневые кольца подлежали замене, а поверхности цилиндров - хонингованию в организации, специализирующейся на таком виде ремонта. Головку цилиндров на всякий случай отвезли на проверку и опрессовку, но все оказалось в порядке. С момента событий прошло достаточно времени, чтобы выяснить, дали ли принятые меры результат. По словам владельца, вопросов к мотору сейчас нет - не дымит, масло не расходует.
Сергей БОЯРСКИХ
Свежие комментарии