Самые крутые авторынки России: репортаж из Грозного
Текст и фото: Магомед Умалатов
Мало кто знает, что именно грозненский авторынок в нашей стране, пожалуй, самый необычный. Здесь свои правила общения продавцов и покупателей и свои представления о защите прав потребителей. Любопытно, что тут под открытым небом торгуют не только секонд-хендом, но и абсолютно новыми экземплярами — еще в заводской пленке.
Как и везде, есть свои плюсы и минусы. Drom.ru решил изучить авторынок Чеченской Республики и выяснить все нюансы.
Авторынок в Грозном находится на Петропавловском шоссе. Он распахивает свои ворота строго по субботам и фактически считается основным во всей республике. Поэтому здесь вы встретите продавцов и покупателей не только из Чечни, но и из соседних Дагестана и Ингушетии.
Несмотря на все стереотипы, среди местных считается, что именно в Грозном можно найти машину с самой честной историей. Мол, здесь вас никто не «кинет»: вероятность того, что продавец соврет про интересующий вас автомобиль, очень невелика. Уверяют, что каждый чеченец отвечает за проданный им товар. И если вдруг он продаст битый или крашеный автомобиль, или возникнет такая ситуация, что у машины серьезная неисправность, то продавец будет обязан забрать такой аппарат обратно. Да и обманывать особо никакого смысла нет: республика маленькая — бежать продавцу от вас фактически некуда.
Правда или легенда? Чтобы выяснить это, мы пошли гулять по рынку и расспрашивать продавцов и покупателей. Первым с нами разговорился местный продавец автомобилей Ибрагим.
— Ибрагим, действительно ли можно вернуть машину, если обнаружится, что у нее есть недостатки, о которых продавец не рассказал?
— Вы обязательно должны спросить, отвечает ли продавец за сказанные слова и несет ли он ответственность за данный автомобиль. Чаще всего вы услышите: «Отвечаю на 100%, что автомобиль не ворованный, не битый и не крашеный — насколько знаю». Фразу «насколько знаю» говорят по причине того, что продавцам попадались совершенно новые автомобили — прямо из автосалона, — а оказывалось, что их покрасили уже в самом салоне и продали под видом некрашеных.
После покупки вам дадут ровно три дня на то, чтобы проверить автомобиль у различных специалистов (обычно в такой роли выступает «костоправ» — так на Северном Кавказе называют людей, которые занимаются кузовным ремонтом). Если с автомобилем все хорошо, то вы не имеете право вернуть его продавцу. Если же нет, вы должны уведомить продавца о наличии крашеной или поврежденной детали в тот же момент, когда ее обнаружили.
Речь, разумеется, не идет о том, что в этой ситуации применяется какая-то официальная процедура. Во всяком случае с точки зрения российского законодательства. Однако помимо законов РФ в республике существует то, что можно назвать клановым и национальным правом. Как это работает: разногласия сначала стараются решить на семейных советах и на народных советах в мечети (каждую пятницу люди собираются на молитву, там поднимается иногда такая тема, если не могут ее решить обоюдно; но до этого данный вопрос решает имам мечети). Если и в мечети вопрос не решен, то идут уже в муфтият, это что-то вроде Верховного суда. Закон РФ в Чечне работает, но сначала возникающие разногласия решают именно таким путем.
— А что если покупатель приобрел технически исправный автомобиль без повреждений лакокрасочного покрытия, поставил машину на учет, в МРЭО не выявили следов преступной деятельности, счастливый владелец спокойно уехал к себе домой в Кемерово, а там знакомый обнаружил, что машина «перебита» или находится в залоге?
— Вот тут и кроется вся прелесть покупки автомобиля в Грозном — продавец обязан забрать его у вас и выплатить всю стоимость! Даже если автомобиль забрало государство! Даже если прошло несколько лет с момента покупки — за автомобиль отвечает именно тот человек, у которого вы его купили! В остальной России последний покупатель может оказаться у «разбитого корыта», у нас в этом плане ситуация совсем другая. Я как продавец отвечаю за проданную машину.
— А у вас были такие случаи?
— Да, к сожалению, были, и совсем не по моей вине. Еще в далеком 2007 году я приобрел Volkswagen Touareg в Москве у незнакомого человека. В то время я был молод, да и опыта не хватало. Вроде бы везде проверили, как могли и умели — ЛКП было в идеале, сам автомобиль был фактически как новый. Привезли его в Грозный, я успешно его перепродал, неплохо на нем заработал. Счастливый новый владелец уехал на нем куда-то на Север. Но спустя девять лет этот покупатель стал продавать машину, в МРЭО выявили следы перебитых номеров кузова, и он позвонил мне с претензией.
— Спустя девять лет?!
— Да! Спустя девять лет!
— И как вы решили данный вопрос?
— Очень просто: он привез автомобиль в Грозный, я отдал ему деньги. Таковы наши традиции.
Вообще-то ГИБДД была обязана задержать автомобиль с перебитыми номерами, но в этой ситуации владельцу удалось этого избежать. Как — история умалчивает. Одна очевидная версия, наверное, всем приходит в голову.
— Вы отдали всю сумму, за которую он покупал автомобиль девять лет назад?
— Нет, мы посчитали среднюю стоимость такого же автомобиля в идентичных комплектации и техническом состоянии на рынке на тот момент (спустя девять лет после продажи — прим. ред.), и я выкупил у него этот автомобиль по рыночной цене. Это было около 700 000 рублей.
Если покупатель сдал автомобиль с перебитыми номерами назад, то перед продавцом встает вопрос: что с ним делать дальше. Продать другому — нереально. Слухи о том, что «вооон та тачка “перебитая”», очень быстро расходятся по республике. Поэтому можно разобрать и продать по запчастям или же недорого продать знакомому, которого не смутит то, что в дальнейшем он перепродать такую машину не сможет. Считается, что ездить на «перебитой» машине не очень опасно: номера редко проверяют.
— А что если бы вы ответили отказом забрать автомобиль?
— Такое невозможно! Даже если я откажусь, у меня есть мой род, который за меня отвечает. Человеку достаточно было бы обратиться к моим старейшинам, и они бы меня заставили отдать все деньги или отдали бы их сами. Никто не хочет клеймить себя позором — честь превыше всего.
Звучит как сказка? Автомобилистам из других регионов наверняка в это трудно поверить. Но практика это подтверждает: те, кто покупает в Чечне дешевые отечественные модели, еще могут столкнуться с каким-то некорректным поведением продавца, а покупатели дорогих зарубежных машин фактически в полной безопасности. Люди, приобретающие элитные автомобили, «непростые», связываться с ними не хотят, чревато последствиями.
Вообще практика решения конфликтных ситуаций между автомобилистами тут совсем не похожа на остальную Россию. Если столкнулись два автомобиля, то виновник ремонтирует машину пострадавшего за свой счет. Если машина новая, то пострадавший может потребовать покупки нового автомобиля. И только после всех этих процедур виновник по своему желанию забирает деньги у страховой через пострадавшего (сколько дадут). То есть все проблемы ложатся на виновника ДТП, и если у него нет денег, то вопрос решает весь его род (отец, братья, двоюродные братья и т. д). Но бывают и обратные ситуации, когда пострадавший (если он богатый человек) покупает сам машину виновнику, когда понимает, что у того нет денег расплатиться, или же просто не требует с него ничего. Но такие вещи делают только в тех случаях, когда сторона ответчика повела себя достойно, сразу взяла вину на себя, но попросила отсрочки для сбора денег.
— Ибрагим, а какие машины больше всего пользуются спросом на рынке?
— Огромным спросом пользуется Toyota, Hyundai и Mercedes, а вот BMW и Audi встречаются совсем редко — о свежих «пятерках», «семерках» и A8 и речи быть не может, в основном это старые 5–7–15-летние машины. Фольксвагены редкость, за исключением Polo — их немало, но в целом Volkswagen очень редкий гость на рынке, разве что Touareg первого поколения иногда попадается. Та же история и с KIA: эта марка представлена здесь только моделью Rio и очень редко — Cerato. Ну а что касается «французов» и «итальянцев», так их разве что как исключение из правил можно встретить в единичных экземплярах. Очень популярен на рынке Focus, но после рестайлинга (2014 г. — прим. ред.) новые машины почему-то перестали покупать, а рынок б/у ими перенасыщен. На первичном рынке бывают интересные ситуации: например, раньше Mondeo в республике был не популярен и очень редко встречался, но после того как в начале 2018 года вышла новая Camry, Mondeo начали покупать довольно в большом количестве. Причина в том, что Camry оказалась слишком дорогой, двигатель 2.5 у нас не очень пользуется спросом, а хочется динамики, вот люди и начали брать новый Mondeo в топовых комплектациях.
— А почему BMW и Audi, да и другие марки, которые вроде уважают в России, совсем не пользуются спросом в Чечне?
— Все очень просто: покупают и продают то, что не особо упадет в цене и что можно будет быстро продать. И, конечно, для покупателей очень важна надежность. Если «корейцы» и «японцы» довольно надежны, то с «немцами» картина иная, люди их не хотят. Mercedes, конечно, хорошо продается и покупается, а остальных это счастье обошло стороной. Население республики очень маленькое, продать здесь быстро дорогую машину не получается. А если она еще и не из числа самых востребованных — это реально становится большой проблемой. Доходит до того, что машины просто увозят в Москву на автовозе и продают там, не сумев продать здесь.
— А что насчет моделей отечественного автопрома? Хорошо продаются?
— На первом месте Lada Priora, Granta, Kalina, Vesta. Ну и «Нива» 4х4. Если раньше в основном продавалась только Приора, то сейчас Granta и Веста сильно потеснили их. Эти автомобили часто можно быстро обменять или «скинуть», они недорогие — продажи в этом сегменте довольно стабильные.
— А УАЗ?
— Он не популярен: за эти деньги люди готовы взять что-то б/у из иномарок. Всему виной неадекватный ценник.
— Спасибо, Ибрагим. Рады были с вами пообщаться!
Как только входишь на рынок в Грозном, складывается ощущение, будто ты попал на парковку крупного дилера Тойоты: где еще увидишь выстроенные в ряд десятки новеньких Camry в пленке! Они здесь на любой вкус, цвет и комплектации. Дело в том, что в Чеченской Республике нет официального дилера Тойоты, ближайший — в Минеральных Водах. Вот и работает бизнес по перепродаже новых машин из других регионов на грозненском рынке.
Машины «перекупы» покупают у официальных дилеров через подставные фирмы и имеют при этом большую скидку, поэтому конечная цена на рынке Чечни может быть даже ниже, чем у официального дилера. Доход «перекупа» складывается из двух составляющих. Во-первых, приобретая сразу 10–20 машин, он имеет вполне официальную скидку за такое количество. Во-вторых, при сделках такого масштаба практикуются откаты, которые идут в карман «перекупа».
Сам рынок разделен на своеобразные сектора. При входе стоят новые автомобили: сначала Тойоты (их больше всего), сразу за ними слева расположились KIA Rio, а уже далее новые Лады. Чуть правее идут Mercedes и другие бренды. На этом все! Больше никаких новых автомобилей на рынке нет, все остальное — б/у. На вопрос, почему на рынке нет той самой популярной Hyundai, все отвечали — связано это с открытием официального дилера Hyundai в Чеченской Республике. Новые автомобили данного производителя на рынке больше не продаются.
На удивление мы встретили немало автомобилей с армянскими номерами. Дело в привлекательных ценах. Дром уже рассказывал об этой схеме: с некоторых пор россияне могут купить автомобиль в Армении (там цены ниже) и ездить по России на армянских номерах, не делая растаможку. Впрочем, этот вариант не назовешь беспроблемным: мы уже рассказывали, как самому съездить в Армению за автомобилем, но в случае, если ее пригнал «перекуп», все гораздо сложнее. Ведь автомобиль зарегистрирован на «перекупа» (или на другое лицо) и официально переоформить его в России на нового владельца невозможно. Остается только вариант ездить по доверенности.
«Перекупы» гонят их в небольшом количестве — продажи идут не очень хорошо, но это лучше, чем ничего.
Мерседесов с пробегом немало, и на удивление почти все в новых кузовах и топовых комплектациях, как говорится, «дорого, богато».
Какой джигит не любит ездить по местным горам и бездорожью! Для этого используют в основном проверенных «японцев» — никакой «немец» тут и в подметки не годится.
В рассказы о том, что здесь не принято обманывать, конечно, хотелось бы верить… Но наверняка же встречается и какой-то криминал, как на любом рынке? С этим вопросом мы обратились к «старожилу» грозненского рынка, своего рода «ветерану боевых действий» — Бекхану.
— Да, криминал, к сожалению, встречается, — подтверждает Бекхан. — В основном обмануть пытаются продавцы из соседних республик, но и местных тоже хватает.
— А какого рода обманы?
— В последнее время участились такие случаи: машина, на первый взгляд, не битая и не крашеная, с маленьким пробегом, фактически как новая. Но когда начинаешь пробивать ее по базе, выясняется, что она прошла по страховке, и причем не один круг!
Уже несколько раз мне приходилось возвращать автомобиль человеку, который мне его продал. В последнем случае я приобрел GLE 63 AMG, на который сумма страховых выплат уже в три раза превысила стоимость самого автомобиля (такая информация есть в базах данных — прим. ред.). При этом на нем не было ни единой царапины. В премиальном сегменте такое сегодня встречается все чаще. Особенно много таких машин из Дагестана и Краснодарского края. Если местные даже и не пытаются продать тебе такую машину, то вот из других регионов бывают «залетные птицы».
— А бывает так, что скручивают пробег?
— Такие случаи, конечно же, бывают, но среди иномарок встречаются очень редко. В основном этим промышляют перекупщики отечественных автомобилей. Причина проста: на иномарках сделать это не совсем просто, нужно профессиональное оборудование, а клиентов, желающих его «смотать», не так уж много, поэтому в регионе попросту нет такой услуги, как скручивание пробега на иномарках. Модели иностранных брендов со скрученным пробегом зачастую прибывают из соседних регионов. Другое дело отечественные машины: каждый второй «перекуп» пытается скрутить пробег, тем более на российских автомобилях это делается очень просто.
— Бекхан, а как идут дела с продажами?
— В последнее время все хуже и хуже. Новые и свежие автомобили покупают все реже, больше смотрят б/у сегмент. Выбирать начали более надежные автомобили. Если раньше мои клиенты меняли автомобиль буквально каждый год, то сейчас они делают это уже раз в два, а то и в три года.
— Вы давно торгуете на этом рынке?
— Вообще я торгую с начала 90-х годов; рынок много раз менялся и находился в разных частях города. Этот уже специально построили в середине 2000-х, «согнали» сюда всех продавцов.
— По числу машин рынок не очень большой, это всегда так было?
— Нет, раньше рынок был в прямом смысле раза в три больше. Как появились интернет-сайты по продаже автомобилей, большинство людей «перешли» туда. Раньше к самому рынку было не подступиться за пару километров, сейчас буквально все умещаются на данной площадке.
— Как вы думаете, рынок совсем исчезнет в ближайшем будущем?
— Думаю, что нет. Причина простая — человеку хочется смотреть на автомобиль вживую. Как бы вам объяснить… Вот стоят пять совершенно одинаковых Camry: они одного цвета, у них одна и та же комплектация, они даже стоят одинаково, но человек выберет какую-то одну из этих пяти — только потому, что именно какая-то одна «легла» ему в душу и понравилась. Они совершенно одинаковые, но понравится вам только одна. Поэтому сколько бы вы ни смотрели в Интернете, вам все равно нужно увидеть машину — свою машину, которая станет для вас верным другом, будет служить верой и правдой.
— Есть ли такое явление, что определенные марки на рынке перестали встречаться?
— Да, есть такое. Причина всему этому — как раз интернет-сайты по продаже автомобилей. К примеру, раньше можно было встретить немало автомобилей от VAG, да и BMW было очень много, каких-то редких или экзотических автомобилей типа Range Rover и Porsche тоже хватало. А сейчас такие марки очень редко въезжают на рынок, у них своя аудитория, и продаются они в основном через Интернет. На рынке их редко встретишь — даже сейчас, если вы пройдетесь, то встретите всего пару таких машин. А на просторах Интернета — более десятка.
— Бекхан, а есть ли угнанные автомобили? Как вообще обстоят дела с угонами в регионе?
— Угонов ровно 0%. Угнанных автомобилей в республике нет, и они почти никогда не встречаются, если их только не привезли из другого региона — и то они ездят до первого поста ГИБДД. Последняя попытка угона автомобиля была где-то в 2005-м или в 2007 году. «Бедолага» из соседнего региона в 7 утра угнал Porsche Cayenne и не смог на нем доехать даже до окраины города. Самого угонщика больше никто не видел, и, вполне вероятно, он послужил примером для других «деятелей», которые надумают приехать сюда что-то угнать. Машины можем даже не закрывать ночью — мы здесь на 100% уверены, что их никто не угонит — смысла никакого нет, полиция очень быстро реагирует и пресекает. Точнее, случись что, среагирует, но говорю же, с 2007 года ни одной попытки не было.
— Какие автомобили более востребованы в ценовом сегменте до 500 тысяч рублей, до миллиона, до двух миллионов и выше?
— В ценовой категории до 500 тысяч несомненный лидер — ВАЗ. Там цены бегают в зависимости от состояния и года. От 500 тысяч до миллиона — это в основном Focus третьего поколения, Toyota Corolla и Hyundai Solaris. И Веста сейчас неплохо обосновалась в данной нише. А из премиум-сегмента в той же ценовой категории (но в другой «возрастной» категории, конечно — прим. ред.) выбирают Camry в 40-м или 50-м кузове, Infiniti G35-G37, BMW 5-й и 3-й серии или Mercedes E-класса и C-класса в кузовах W204, W211 и W212. Что касается цен от 1 до 2,5 миллиона, то тут совсем все просто: в основной массе это Camry и E-класс — других автомобилей фактически нет никаких. Сейчас стали часто встречаться Mondeo и Hyundai Sonata, но это скорее 20% от общей массы. В ценовой категории от 2,5 миллиона и до бесконечности уже идут строго Toyota Land Cruiser 200, Prado, Mercedes GLE, GLE coupe, E-класс, C-класс, GLS, G-класс — причем всегда с большими моторами и богатыми комплектациями. Иногда продается Nissan Patrol. BMW 5-й и 7-й серий хоть и редко, но все же есть в продаже. Это все основное, что продается, остальное довольно редко встречается либо вообще отсутствует на рынке.
Пока мы общались с Бекханом, к нему подошел очередной потенциальный клиент, просил показать один из автомобилей, который стоял у Бекхана на продаже. Это был Mercedes E 350 2011 года выпуска с пробегом 125 000 километров. Цена автомобиля по рыночным меркам была немаленькая, но и не очень завышенная — 1 170 000 рублей. Покупателем оказался некий Олег из Пятигорска, мы решили задать ему несколько вопросов.
— Почему вы приехали за 300 километров от дома сюда, в Грозный, за автомобилем?
— Вы знаете, я покупал в Грозном свои последние две машины. Мне ни разу не соврал продавец: говорил все, как есть, где и что красилось, что билось и в каком состоянии сама машина, а в последний раз так меня продавец еще и в шашлычную повез и накормил. Люди здесь гостеприимные и честные. Вероятность обмана очень маленькая, хотя, конечно же, какие-то аферисты и могут встретиться, без них сегодня никуда.
— А вы приехали именно из-за этой машины или хотели на месте выбрать?
— Я приехал смотреть совсем другой автомобиль — нашли один в Интернете, но мы его купить не успели. Владелец нам сказал, что его уже посмотрел один парень. Если он соберется купить автомобиль, то продавец не может нарушить слово — другому он уже не продаст, так как тот человек посмотрел машину первым. Но мы все равно приехали, надеясь переплатить немного и забрать машину, если с ней все в порядке, — не вышло! Продавец не нарушил слово, хотя мы и предлагали больше денег.
— И тогда пошли смотреть, что интересного на рынке?
— Да, раз уж приехали, решили заглянуть и на рынок. Эту машину тоже в Интернете видели, вот Бекхан сказал, что машина на рынке, сюда и подъехали.
— Покупать будете?
— Ну, сейчас более детально посмотрим и примем решение, — говорит Олег.
— Бекхан, теперь вопрос к вам. Если не секрет, где приобретали машину и по какой цене?
— По какой цене, не скажу — коммерческая тайна, а приобретали в Москве, у официального дилера, — отвечает Бекхан. — У машины был один-единственный владелец, использовалась в качестве автомобиля с водителем, обслуживалась у официального дилера, все ТО проходила вовремя, не билась и не красилась, даже передний бампер в родной краске и без единого скола. Мы машину полностью проверили. Всегда проверяем по всем базам, выясняем, как обслуживалась, пробег и состояние всех узлов и агрегатов. Машину продаем и покупаем с прозрачной и чистой историей, так как если мы прогадаем где-то, то проблема в итоге будет наша. За машину несем ответственность только мы. Если будет что-то не так и мы где-то соврем, то все равно нам ее обратно привезут — врать смысла нет. Единственное, что требуем — проверить автомобиль на лакокрасочное покрытие, на это дается несколько дней. (Речь о том, что претензии по ЛКП принимаются только несколько дней, а более серьезные вещи — практически бессрочно — прим. ред.).
В итоге этот Мерседес Олег купил за 1 120 000 рублей. Сделали скидку на 50 000, что немало.
— Бекхан, не многовато скинули?
— Тут у нас пока 50 не скинешь, люди не соглашаются. Авось повезет, и Олег ко мне за новой машиной приедет...
Какие можно сделать выводы? Главный минус: на авторынке в Грозном небогатый выбор. Но плюс это перевешивает: здесь вы больше застрахованы от обыкновенного обмана, чем на других российских рынках. Местные убеждены: даже если вы столкнулись с проблемой, то наверняка сможете ее решить и добьетесь справедливости.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии