На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 505 подписчиков

Свежие комментарии

  • Walery
    Ерунда... в соседней национальной республике Казахстан даже нормы конституции власть не исполняют... Будет водитель у...Статьи закона, ко...
  • Дмитрий Гурин
    Отвечать надо по стандартам 90-х: "А с какой целью интересуетесь"...... и по существу и по еврейски. Обычно у инспект...Вопросы от инспек...
  • Ливень
    сотрудники ДПС являются хорошими психологами))))) в какой вселенной?Вопросы от инспек...

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок! Ностальгия без "соплей"

В последнее время во многих СМИ стала модной тема ностальгии по СССР... с размазыванием соплей, сюсюкающим умилением в голосе, слезами в похмельных глазах и воплями "Школоте не понять!!!". Собственно, нахрена нам, старпёрам, нужно, чтобы школота нас понимала, так же и наоборот, нахрена школоте наше понимание?...

А посему:

1. Пост из серии "ностальжи".
2. Соплей, слёз и слюнек умиления не будет.
3. Смачного обсирания того, что было, не будет.
4. Пост скорее технический.


Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 
Мало кто вспомнит, как выглядит ЛиАЗ-677, но стоит только сказать «скотовоз» или «луноход», как люди понимающие кивают. Кто – с улыбкой ироничной, кто – с презрительной. Но всё же большинство радуется слову «скотовоз» как дети конфетке. И это понятно, ведь в этих автобусах прошли молодость и детство многих граждан бывшего Союза и нынешней России. Кто-то, стоя на задней площадке, с восторгом старался поймать немножко невесомости на неровностях дороги, кто-то прижимался носом к стеклянной перегородке около водителя. Есть, конечно, и те, кто недолюбливал эти автобусы за исключительную медлительность на затяжных подъёмах и чудовищные крены на поворотах. Но они, скорее всего, эту статью не откроют вовсе, остальным же предлагаю ещё раз покататься на «луноходе». Покупаем билетики, граждане!

По ту сторону перегородки

Нет ничего удивительного в том, что абсолютное большинство населения нашей страны прекрасно себе представляет салон ЛиАЗа. Почти все мы там бывали, забыть такое невозможно. Гораздо интереснее сразу залезть на место водителя, осуществив тем самым мечту детства многих мальчишек, которые сейчас уже выросли и платят кредиты за Форд Фокусы. Поэтому ставим ногу на подножку, хватаемся за руль и садимся на водительское кресло. Только осторожно, чтобы не отбить себе то самое место, о котором в печати скромно молчат. Тем временем, это место сразу же терпит некоторые неудобства, связанные с жёсткостью сиденья. Говорят, многие водители автопарков специально подкладывали под себя фанерку: дескать, не будет одной очень деликатной болезни. Конструктивно кресло имеет несколько регулировок: оно двигается по высоте, вперёд-назад, а также можно настроить угол наклона сиденья. Устроившись, рассматриваем панель приборов. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 
Изысканной, или хотя бы аккуратной, её назвать тяжело. Основную её часть занимают два огромных окна, одно из которых – спидометр с одометром, а центральную часть второго занимает прибор, который современного водителя легкового автомобиля отправил бы в лёгкий нокдаун. Это – манометр, показывающий давление в пневматической тормозной системе. Нам, привыкшим к гидравлическим тормозам, такой прибор непривычен. Остальные указатели, расположенные в мало поддающейся логике последовательности, более-менее знакомы: указатель уровня топлива, температуры воды (именно её, а не тосола, которого нет), давления масла в двигателе и амперметр. Всё это находится «на орбите» вокруг манометра, но, в общем-то, читается легко. 


Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 
Контрольные лампы здесь тоже есть: давление масла в гидротрансформаторе коробки (да-да, здесь работает настоящий «автомат»!), лампа стояночного тормоза, сигнал «аварийки», сигнал перегрева масла в ДВС и некоторые другие, которые есть у всех других ТС («поворотники», дальний свет и прочее). Контрольная лампа открытия двери указывает на незакрытую заднюю дверь, за положением передней водитель должен был следить своими глазами. Для управления последними слева есть пятипозиционный рычаг, который открывает и закрывает сразу обе двери, либо по одной. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
В последовательности его позиций разобраться без труда смогли бы только его создатель и Тесей, который, как известно, смог выбраться из Лабиринта Минотавра. В связи с этим многие водители «луноходов» значительно упрощали конструкцию, устанавливая человеческие кнопки управлением дверьми. Впрочем, органы управления, равно как и панель приборов, могли отличаться в зависимости от года выпуска 677-го. 

ниже несколько фоток... 


Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
... 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
... 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
... 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
Самое интересное в «скотовозе» – это, конечно же, коробка передач. Это, пожалуй, единственный советский «автомат», нашедший применение на автобусе. Двухступенчатая гидромеханическая КПП имела гидротрансформатор, который усиливал крутящий момент двигателя. Рассказывать о трудностях совместной работы этой коробки и мотора ЗИЛ-375 лучше в ходе повествования о тестовом заезде на ЛиАЗе. Это даст возможность прочувствовать всю «революционность» конструкции, производство которой не прекращалось 26 лет, и которая среди водителей и пассажиров родила столько противоречивых мнений, сколько не смог вызвать даже «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
Благими намерениями…

Куда вымощена дорога благими намерениями, все знают. Нечто схожее получилось с желанием конструкторов сделать автобус, удобный и шофёру, и его пассажирам. Что получилось, мы сейчас увидим. 

Это сообщение отредактировал dm2000 - 24.08.2015 - 06:46 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
Прежде чем завести двигатель, надо убедиться в том, что выключатель массы эту самую массу не отключил, а аварийный выключатель рядом с ним со своей стороны не пытается отрубить бортовую сеть. Последнее устройство – ещё одна новинка советских автобусов. Впервые она появилась именно тут, а затем в обязательном порядке устанавливалась на всех остальных автобусах. Заводим двигатель и наслаждаемся его рёвом в правое ухо. Есть мнение, что водители, долгое время работающие на «скотовозах», страдают глухотой правого уха. За достоверность отвечать не могу, но в качестве байки информацией поделюсь. Может, кто встречал таких? 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
 dm2000 2015-08-24 11:30:02 # Ответить
0
 
 
 
Не слишком шумная работа мотора на холостых оборотах позволяет услышать тот самый звук, который позволял идентифицировать «скотовоз» исключительно на слух. В далёком 1994 году Harley Davidson Motor Company хотела зарегистрировать звук двигателей своих мотоциклов как торговую марку компании, шесть лет таскались по судам, но так у них ничего и не вышло. Куда там Харлеям с их «поп-поп/поп-поп/поп-поп» до нашего сурового «ящика с бутылками»! Всего-то надо было немного покумекать и так придумать крестовины кардана, чтобы даже при малом люфте пустотелые трубы начинали вполне музыкально звенеть. С учётом того, что этих крестовин три, звон получается именно таким гармоничным и легко запоминающимся.

Педалей всего две, зато они большие – не промахнёшься. Но сначала надо снять автобус с «ручника». В некоторых модификациях ручной тормоз был с пневматическим приводом, но у нас он механический, с «трещоткой», поэтому отпускать его надо многократным поднятием и опусканием рычага. Селектор «автомата» имеет следующие положения: «А» (автомат), «ПП» (принудительная понижающая), «Н» (нейтральная) и «ЗХ» (задний ход). Толкаем рычажок от себя, переводя его в режим «автомата», и нажимаем на педаль газа. Автобус плавно трогается с места. Плавность при начале движения – неоспоримое преимущество трансмиссии. Пассажиры не валятся друг на друга, а водителю не приходится крайне осторожно работать педалью сцепления. Удобно это и в населённом пункте, и хотя передач всего две, для городского режима этого вполне достаточно.

Автобус можно было разогнать до 60 км/ч, а если немного подождать и послушать рёв двигателя, то и до 70 км/ч. Скорость автобус набирает лениво, даже пустой. Некоторые поздние автобусы комплектовались обычной МАЗовской «механикой», и они были значительно шустрее: 180 лошадиных сил вполне хватало для резвого разгона. Но наш автобус разгоняется вяло, как трезвенник на танцполе ночного клуба. Момент переключения на вторую скорость практически незаметен. Как я ни давил на педаль газа и не отпускал её, логику работы коробки понять всё же не смог. Может, дело не только в ней, но ещё и в карбюраторе двигателя, заслонки которого имеют свойство подвисать, что делает его иногда абсолютно невосприимчивым к нажатию на педаль газа. Но в любом случае плавность переключения коробки заслуживает уважения. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Ещё большего уважения заслуживают люди, которые могли грамотно отрегулировать эту коробку. Они очень ценились не только за то, что после их вмешательства автобус начинал прилично ездить, но и за то, что их работа могла сэкономить огромное количество бензина, который, вступив в компромисс с совестью, можно было списать в неплохом объёме. Сложность регулировки заключалась в том, что в процессе эксплуатации винты золотников ГМП (гидромеханической передачи) неизбежно раскручивались, отчего настройка системы превращалась в бесконечный процесс.

Многим этот автобус запомнился нежеланием ехать в гору. Стоит отметить, что иногда это было вызвано не недостатком конструкции, а ненадлежащим использованием коробки: водитель не переключался на пониженную скорость или наоборот, слишком долго ехал на этой передаче, не позволяя «автомату» воткнуть следующую скорость. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Рулевое управление, даже оснащённое гидроусилителем, назвать лёгким язык не поворачивается. Но всё же крутить его можно без особого труда, главное делать это осторожно: даже при незначительной скорости автобус очень охотно валится на бок. Стремление «лунохода» «дать крена» – это ещё одна его отличительная черта. Что поделать – за плавность хода надо чем-то платить. Однако страх перевернуться вряд ли чем-то обоснован – конструкция подвески оригинальна не менее, чем трансмиссия. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Основной частью рессорно-пневматической подвески стали пневматические баллоны. Их использование, с одной стороны, позволило добиться удивительной плавности, с другой, дало возможность регулировать жёсткость подвески. Таких пневморессор шесть: по одной на переднем мосту и по две на заднем. Угол крена регулируется ограничителем хода и регуляторами положения кузова. Причём три последних (один спереди и два сзади) меняют давление в баллонах в зависимости от нагрузки, стабилизируя положение кузова относительно поверхности дороги. Эти системы хоть и допускают значительные крены в поворотах, но делают автобус достаточно устойчивым. Своевременное выяснение этого факта позволило бы сократить количество седых волос многих пассажиров, судорожно глотавших слюну на каждом крутом повороте гружённого под завязку «скотовоза». 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Тормозная система автобуса пневматическая, и реакция на педаль достаточно острая. Гружёный автобус тормозит значительно равномернее, но без пассажиров он на нажатие педали отозвался хорошим клевком носа. Дозировать усилие непросто: до некоторых пор «луноход» воздействие на педаль высокомерно игнорирует, затем, смирившись и «психанув», резко замедляется. Привыкнуть к особенностям управления ЛиАЗ-677 можно, несмотря даже на то, что это автобус, к тому же разработанный в шестидесятых. Обзор в целом неплохой, хотя один только бог ведает, где заканчивается правый передний угол автобуса. Из-за того, что водитель сидит максимально близко к левой стороне, определить положение этого угла оказывается затруднительно. С опытом, наверное, приходит и это умение, но мне было жалко тратить на это время хозяина «лунохода», а главное – бензин. Расход топлива просто сумасшедший: до шестидесяти литров на сто километров! Семилитровый двигатель ЗИЛ-375 никогда не был экономичным, а уж в паре с «автоматом» он оказался крайне распущенным в смысле потребления горючего. И если в СССР до поры до времени об экономии бензина не слишком задумывались, то водителям такой расход был неудобен тем, что автобус часто приходилось дозаправлять, особенно если он работал в двух сменах.

Судьба «лунохода»

Автобусу ЛиАЗ-677 грех жаловаться на жизнь. С момента постройки опытных образцов до начала серийного производства прошло целых шесть лет. Зато его появление стало успешным, что подтверждается полученной в 1972 году на Международной ярмарке в Лейпциге Большой золо
той медалью. Неплохо шёл «луноход» и на экспорт: за 20 лет продали 7 133 машины в 16 стран мира, но больше всего – в ГДР: 3 308 штук. Выпускался 677-й с 1968 по 1994 год, а мелкосерийно – до 2000 года. 

Это сообщение отредактировал dm2000 - 24.08.2015 - 06:50 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Наш сегодняшний образец – 1987 года выпуска. Покататься на нём может любой желающий: автобус был восстановлен компанией Retro Bus, деятельность которой связана с организацией поездок на ретро-технике. Этот ЛиАЗ уже успел сняться в фильмах «Вербное воскресенье», «Следователь Тихонов», «Бродский». 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Часто его заказывают для проведения съёмок видеоклипов и фотосессий. И он отлично для этого подходит: только в прошлом году закончилось полное восстановление его ходовой, а кузов пришлось заменить на новый (нашёлся, как ни странно, в аэропорту Пулково) и заново покрасить. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Сейчас «луноход» великолепен – выглядит, как только что сошедший с конвейера. С мотором тоже пришлось повозиться, тем более, что вытащить его из кузова сложнее, чем добыть иголку, от которой зависит жизнь Кощея Бессмертного: зазоры при его подъёме остаются миллиметровыми, даже несмотря на полностью снятое навесное оборудование. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
Про ЯПовчанок ты реально поторопился.
Хотя сам пост улыбнул: именно в таком вот автобусике я (совершенно взрослая и самостоятельная девица трёх лет) и мой папа (двадцати шестилетний оболтус и раздолбай) потеряли замечательные мои красные штаны с начесом!!! Мама так и говорила: ну ладно папа, но ты, доця? 
Так что спасибо ТС!!!!!!
 
Кстати, многие видели, как летом эти ЛиАЗы катаются с открытой «мордой», где видны все приводные ремни. В связи с этим следует отметить, что одна из причин медлительности автобуса и чудовищного расхода связана с тем, что посредством одного из ремней производится существенный отбор мощности для компрессора: очень многое в автобусе требует использования сжатого воздуха. 

Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!
 
В первую очередь – тормоза и пневмоподвеска. Но мы хорошо помним ещё одну особенность «скотовоза» – упорное нежелание закрывать двери, механизм которых также приводится в движение воздухом. Признайтесь: приходилось пинать двери? То-то же. А ещё воздух нужен, как ни странно, для включения задней передачи. Такая вот очередная особенность коробки.

Всего было выпущено около двухсот тысяч ЛиАЗ-677. Это был самый массовый советский автобус. И, наверное, самый интересный из них. Как бы ни пах его салон бензином, каким бы он ни был медлительным или шумным, он всегда останется для большинства из нас самым родным символом детства, юности или молодости. "

Собственно, всё. Покатался я в детстве и юности, да и взрослым дяденькой, на таких автобусах немало, так что есть воспоминания, есть...


Тест-драйв ЛиАЗ-677: даёшь крен под звон бутылок!

Картина дня

наверх