Как известно, водитель в России должен уметь обруливать ямы и уворачиваться от обруливающих ямы. А некоторые плохие дороги и вовсе стоит объезжать по отличному бездорожью. Эту пару правил нужно помнить в первую очередь, готовясь к поездке по грунтовке. Но есть и другие полезные советы.
Мы уже рассказывали, как правильно ездить по песку.
Песчаных грунтовок у нас хватает. Но не меньше и глинистых. Сегодня говорим о них.Резина — всему голова
Вы давно осматривали шины своего автомобиля? А сможете оценить их состояние? Если шины сильно (более чем наполовину) изношены, на грунтовые дороги лучше не съезжать (впрочем, и по асфальтовым стоит передвигаться с осторожностью). Осенью придется часто ездить на дачу? Смените шины на новые — иначе будете проклинать свою скупость, буксуя на ровном месте сразу после съезда с асфальта.Заодно смените дворники — это уж совсем небольшая трата. Старые щетки будут только размазывать грязь, летящую на стекло с дороги. А для безопасного движения вы должны хорошо видеть, куда едете.
И наконец, обязательно положите в багажник пару высоких резиновых сапог. Рано или поздно они вам пригодятся.
Не спешите!
Даже на знакомой, наезженной грунтовке может появиться глубокая поперечная канава, промытая дождями, поваленное дерево, большой камень, кочка и прочее. Некоторые грунтовки проходят через лесные массивы, откуда в любой момент может выскочить дикое животное (лось, косуля, кабан) — столкновение влечет малоприятные последствия. На скользкой грунтовке при экстренном торможении автомобиль может поехать как на салазках. Так что лучше не спешить. Тем более — в темное время суток.
Готовьтесь к поворотам
Помните, что на скользкой дороге автомобиль в любой момент может занести, так что поворачивать нужно плавно, с запасом на возможное скольжение. Если вы все-таки проехали мимо поворота и не можете остановить машину, постарайтесь направить колеса на какую-нибудь кочку, бортик колеи трактора или грузовика. Возможно, для полной остановки хватит и небольшого препятствия.
Колея
Чужая колея плоха тем, что в нее легко попасть, но трудно выбраться, особенно на моноприводной машине с дорожными шинами, протектор которых быстро «замыливается» (забивается глиной). И, как уже было сказано, в скользкой колее автомобилем сложно управлять, он плохо тормозит, так что если встретится какое-нибудь препятствие, есть риск не остановиться вовремя и повредить машину. Поэтому еще раз — не спешите. Не получается выехать из колеи с первого раза? Попробуйте выехать враскачку, разработав колесами край колеи.
А иной раз лучше вспомнить Высоцкого и пробить свою колею. Для наименьшего риска новую колею лучше прокладывать по соседству со старой.
Глубокие лужи
Лужи — одна из самых частых проблем на грунтовках. Глубокие следует объезжать даже на знакомой дороге: вы ведь не знаете, что скрывает темная вода, под ней может быть и яма, и камень, и обломок рессоры либо тракторная сцепка. Если лужу не объехать, стоит промерить глубину длинной палкой, чтобы понять, сможете ли вы проехать, не залив салон. Еще лучше — надеть резиновые сапоги и пройти лужу собственными ногами. Если номера на машине быстросъемные, снимите их и положите в салон — их может «смыть» волной. Заметите потерю — придется искать в луже или платить за дубликат. Стоит ли создавать себе проблемы?
Подъемы и спуски
Особенно коварны длинные подъемы и спуски, покрытые глиной. Их следует проезжать всегда ходом, на одной передаче, стараясь поддерживать равную скорость и определенную траекторию движения. Если автомобиль оборудован ESP, систему стабилизации необходимо выключить заранее — пусть уж лучше колеса буксуют, чем машина потеряет скорость. Если автомобиль с механической коробкой, постарайтесь менять передачи как можно быстрее, не теряя тягу. Преодолели подъем? На спуске не спешите, тормозите и поворачивайте руль плавно, иначе автомобиль может стащить в кювет, а там и до переворота недалеко.
Засели
Видите, что на этой «дороге» можно застрять? Разгрузите автомобиль, высадив пассажиров и дав им в руки часть багажа. Если могут, пусть пройдут несколько метров по опушке, краю поля до надежного участка дороги. Это лучше, чем всем вместе долго вытаскивать машину, барахтаясь в грязи. Пройдите тяжелый участок собственными ногами (в сапогах), а потом штурмуйте его, следуя выбранной траектории и не теряя скорости. Не получается — откатитесь назад, ничего стыдного в этом нет. Также совсем не стыдно держать в багажнике и использовать при необходимости пару колесных цепей, "пауков" или хотя бы браслетов.Еще перед поездкой по грунтовой дороге в багажник следует положить хотя бы небольшую (саперную) лопату и буксировочный трос (лучше всего — рывковую стропу). Домкрат у вас наверняка всегда с собой. Еще есть смысл вооружиться парой широких досок — подкладывать под колеса. А если есть еще свободное место, в багажник имеет смысл кинуть топорик или небольшую бензопилу — срубить или срезать ветку, которую также можно подложить под колесо, распилить то же поваленное дерево.
Не жалейте ноги
Всем понятно желание не просто подъехать к дачному участку, но и заехать на него. Однако иногда стоит оставить автомобиль метрах в 50–100 и походить туда-сюда пешком, даже с грузом. Да, придется немного попотеть, но это точно намного лучше, чем тратить часы и нервные клетки на вытаскивание застрявшей машины. Так пота прольется еще больше.
Свежие комментарии