Как-то несколько лет назад прошла такая интересная информация по многим сайтам – что себестоимость производства LADA GRANTA всего 55 000 рублей. Конечно, тогда на момент выпуска модели цена на «новую», была не так велика, порядка 279 000 рублей (сейчас цены выросли из-за кризиса). Однако это в несколько раз выше, чем заявленная цена. Проговорился про эту цену один из руководителей АВТОВАЗ, однако позже она была опровергнута маркетологами этого концерна, дабы не вводить потребителя в замешательство. Но сколько же реально стоит производство нового автомобиля? И сколько мы реально переплачиваем? Постараюсь подумать сегодня в этой статье …
Сегодня про реальную стоимость, думаю, вас не разочарую.
Если честно, то вам никто никогда не скажет стоимость нового автомобиля, это своеобразная коммерческая тайна. Причем она храниться под «семью замками»! И если кто-то публичный вам заявит что себестоимость копеечная, ее сразу же опровергнут – кому охота терять доход?
Общие заблуждения
Как реально оценивает потребитель автомобиль? Все просто – чем премиальнее и больше автомобиль, тем он дороже. Якобы на дорогие бренды уходит другой металл, на производство более качественный и практичный, так вот ребята – это по большому счету бред. Запчасти и материалы уходят на второй план, когда узнаешь реальную стоимость произведенного автомобиля. То есть, нет прямой привязки к деталям и месту где они произведены – к стоимости машины в целом. Конечно, различия между классами автопрома будут, ведь в бизнес нужно добавить кожу и дерево и премиум сегмент – микролифты и т.д. Но по сути все это не значительно.
Небольшое расследование
Я долго изучал эту тему, читал многие бизнес журналы, а так как я технарь и когда-то разрабатывал станки и видел – из чего они делаются и как они продаются. Немного смыслю в этом. Если верить многим разоблачителям то себестоимость нового авто всего – 20% от стоимости! Просто вдумайтесь, например, стоит средний бизнес класс – около 1 500 000 руб., а его реальная себестоимость производства всего – 300 000! Представляете – какой «навар»?
Из чего складываются эти цифры?
Не для кого уже не секрет что машина-комплект, а это и кузов, двигатель, трансмиссия и все зеркала и отделка стоят на уровне производства (не путать с розничной торговлей) – 10 – 15% от общей суммы. А вот чтобы это собрать, покрасить и т.д. Нужно еще 5 – 10% и это так называемый конвейер, да и применение роботов. То есть действительно, чтобы произвести машину нужно всего 20% от ее общей цены. И такой расклад работает уже очень давно, даже при плановой экономики в СССР, часть затрачивая на производство была всего около 28%, это конечно много – но также около трети общих затрат.
Но как вещают многие СМИ, лидерами экономии являются японцы, с их роботизированными линиями, где присутствие человека снижается год от года, у них эта цифра приближается к – 17-18%.
Так почему так дорого продают машины? Или совести совсем нет? Однако тут не все так просто, давайте копать дальше.
Что еще добавляется к цене?
Конечно, если у вас есть технологии, и сама модель автомобиля уже разработанная и с нужными параметрами – то вам повезло! Вы смело можете внедрять ее на производство и штамповать сотнями экземпляров – но такого не бывает! Модель нужно разработать нанять дизайнеров, технологов, инженеров все просчитать и выверить все параметры, скорости нагрузки и т.д. (технические изыскания). Усовершенствовать техническую базу – разработать новые двигатели, подвеску и трансмиссию, потому как если поставить старые, вас просто не поймут – модель не будет продаваться.
Также если модель страшная, кузов – салон не привлекателен, также не будет продаж. Знаете тут целая индустрия, на которую тратятся миллиарды долларов, так например – разработать полностью новую легковую модель, оценивают примерно в 0,5 – 1 миллиард долларов, внедорожник – 1,5, а вот грузовой авто – 2 – 3 миллиарда. Поэтому новинки не так часто сходят с конвейеров, зачастую производитель балует обманками.
Это называется «FACELIFT» или по-русски подтяжка лица, когда одну и туже модель начинают украшать новыми опциями, например фарами, бамперами и т.д. Но внутри она та же самая, вроде обновление – покупатель разогрет – минимальные вложения в серию, продажи увеличены! Так что инженеры, дизайнеры, испытания, краш-тесты и прочее – стоят дорого.
Если подбить по процентам, то это примерно – 15 – 20% от себестоимости. Это очень существенно – а теперь представьте – что эта машина продаваться не будет – может привести практически к банкротству производителя.
Продукт в массы или маркетологи
После того как автомобиль произведен испытан и т.д. прибавляем к себестоимости услуги «продвиженцев» или маркетологов. Ведь они реально двигатель прогресса, а уже после реклама, которую они заказывают и выдумывают.
Мало того, чтобы ваш бренд был узнаваемым нужно открыть как можно больше дилерских салонов, сделать целую инфраструктуру, желательно по всему миру, со всеми вытекающими.
Далее набираем персонал, обучаем его и т.д. Также не стоит забывать про светские «рауты» и спонсорство и т.д.
ДА и сама реклама на телевидении, сайтах, интернете стоит ой как не дешево! Так например одна минута на центральном канале стоит для производителя около – 1 миллиона долларов!
Если подвести итог, то маркетинг съедает еще – 20% от себестоимости.
Переплата за бренд
Знаете стоимость бренда это очень интересная составляющая, ведь чем он круче, тем больше продукции он реализует. Поэтому на бренды работают целые команды, по нагону рейтинга в реальной жизни. Простыми словами сидим куча людей и «пиарят» этот продукт, например автомобиль или определенную модель.
Хотя сейчас практически все производители начинают выравниваться, уже нет глобальных отрывов в технологиях, так и японцы и немцы и корейцы подтянулись и находятся примерно в одних статистических погрешностях.
Однако как я уже писал выше, чем круче вас распиарили – тем больше вас покупают, ничего личного только бизнес. Лидером этого является компания TOYOTA, далее идет BMW, PORCHE, Mercedes и HONDA, это пятерка самых дорогих производителей. Однако в 10 – ке уже сейчас присутствуют такие бренды как KIA и Hyundai, которых еще 5 – 10 лет назад не было даже в рейтинге.
Переплату в себестоимости за бренд подсчитать достаточно сложно! Ведь она зависит от многих факторов, например от количества проданных автомобилей. Чем больше продано – тем больше производитель заработал – снизил издержки, не тратился на разработку обновлений и т.д. Вот почему каждый производитель старается выработать те модели, которые будут всегда на слуху, и будут хорошо продаваться. Например у той же TOYOTA, это Corolla и Camry, их будут покупать только из-за названия, потому как раньше это были качественные авто, а вот сейчас …
К сожалению многие из нас покупают вещи интуитивно, например взять те же IPHONE, телефон намного проигрывает по характеристикам многим ANDROID гаджетам, но его хватают интуитивно, потому что бренд – маркетологи, хорошо поработали, лапши вылито «тоннами на уши». И теперь можно гнуть за него цены и все-равно будут брать, не понимая ничего!
Также и с авто, например – уже давно TOYOTA это не то качество, а комплектующие производятся международными компаниями и поставляются и на FORD, и на те же KIA и т.д. ТО есть идет глобализация, но человек берет TOYOTA и говорит что это бренд! В голове каша, в общем то это и есть стоимость бренда.
И знаете, японские производители тут не в лидерах, как правило – пальму первенства всегда берут Немецкие авто, такие как AUDI, Mercedes – у них бренд в себестоимости может достигать до 50%, при их технологичности. А компания BMW по исследования международной компании «INTERDRAND», может получать до 60% от стоимости авто, только за свой логотип на капоте.
В заключение хочется сказать про грузовой транспорт, тут нет никакой разницы с легковыми машинами, все дело только в более сложном производстве, технологиях и испытаниях – все остальное как под копирку.
Небольшой расчет в цифрах.
Так что тут есть над чем подумать.
Свежие комментарии