Есть у меня дурацкая привычка деньги считать. Причем так как я еще молод, недостаточно опытен и может вообще дурачок, накоплений у меня пока нет, и считать приходится деньги потраченные . И вот сейчас, ночью, я от нечего делать посчитал во что мне обходится мой автомобиль. Посчитал и первая мысль была продать его к чертям и купить проездной на метро.
Но это я погорячился.
Пост этот я пишу не для того, чтобы вам пожаловаться, а для того, чтобы люди, только планирующие покупать свой первый автомобиль, знали к чему готовиться. И два примера приведу, для наглядности.
Пример первый. Мой друг Антоха. Было нам с ним по 21 году. У меня уже был второй личный автомобиль, вторая старая иномарка-пузотерка, а Антоха все мечтал о новом (с салона) рамном японском внедорожнике и усиленно копил на первый взнос, работая как конь и отказывая себе во многом. Мы с товарищами советовали ему купить за сто тысяч какой-нибудь Пассат В3, поездить полгода, продать за те же сто, добавить, купить что-нибудь посвежее и так далее, но он эти советы игнорировал. Примерно через год терпение у него кончилось, и купил Антоха себе китайский рамный внедорожник, в кредит. Это было в сентябре. Довольный как слон друг мой ездил недолго, до первого снега. Собирались мы куда то съездить, звонит он мне и просит его забрать, типа стремно ему в снег на летней резине выезжать. Я за ним заехал и спрашиваю, а чего мол, заранее не переобулся, конец ноября уже. И выясняется, что машину то он купил, кредит то он платит и все хорошо, но денег на зимнюю резину у него не осталось. Это ж внедорожник типа, на него за десятку комплект резины не купишь, надо 24. И шиномонтаж не тысяча рублей, а три. А отдавать два раза в год по 3 тысячи его жаба душит, за три года это 18, поэтому он решил сразу второй комплект дисков за 20 купить. Сорок пять короче. В 2011 году.
Дождался он зп, что то одолжил, купил себе резину. Проходит пару месяцев, новая напасть – надо ТО делать. А ТО на Ховер надо делать раз в 7.5 тысяч км, у дилера, т.к. машина китайская и с гарантии ее снимать рискованно. И ТО с проверкой масла в редукторе, мостах, со снятием трех листов защиты (двиг, раздатка и коробка) стоит тоже немало. Сделал он ТО. Раз в полгода это ж не так страшно, можно раскошелиться.
Наступила весна, затем лето, Антоха за рулем освоился и начал на машине ездить. Не кататься как первое время по ночам, а конкретно ездить каждый день, на работу, по делам , за город по выходным. И начало до него доходить, что жрет то Ховер чуть ли не в два раза больше моей машины (реально не в два, конечно, но опыта у него было маловато, вот он топливо и жег). И если на моей пузотерке на озеро съездить стоило 500 рублей, то на его уже 1000. И стал он работать чуть ли не на бензин и кредит.
И вот снова подходит осень. Сентябрь. Очередное ТО. И страшно дорогое КАСКО. Страшно, потому что опыт вождения по правам у него всего два года, а машина недешевая. А без КАСКО нельзя, машина кредитная. И продать ее тоже нельзя. И опять головная боль. Короче, примерно через 1.5 года после покупки он нашел в себе силы и мужество признаться мне, что ошибся и зря купил внедорожник. Потому что даже полным приводом ни разу не было необходимости воспользоваться. Через три года после покупки он закрыл кредит, и теперь ездит на Шкоде Йети 1.2 литра, передний привод. И доволен.
Вывод из этого следующий – чем больше машина, тем дороже ее содержать. Помимо расхода топлива, дороже резина, запчасти, ТО, страховки, налог и даже автомойка. Так что берите это в расчет.
А теперь второй пример. Разговаривали весной с коллегой, молодой парень, студент, живет в общаге, т.к. сам с Сахалина, работал у нас программистом, зп у него была вроде 25(он в офис 2 раза в неделю приезжал, остальное время дома работал). Ну и поделился он со мной своими мыслями. Тогда как раз GM распродавал свои машины со скидками и задумался коллега о покупке новой Авео с гигантской скидкой. Посчитал, прикинул – выходил у него ежемесячный платеж в районе вроде 10 тысяч. При зп 25 и перспективах карьерного роста (он как раз в этом году универ закончил) считал, что оставшихся денег ему хватит. И расписал я ему содержание моей машины. И вам распишу. Только сперва обстоятельства покупки напишу, чтобы вы меня обзывать не начали.
Итак, в январе 2014 я уже 2 года как ездил на Мазде 6 2007 г.в.. Машина была замечательной во всех отношениях, но из-за возраста начали появляться мелкие поломки. Она меня, конечно, не подводила, не вставала колом, но становилось неприятно. Напрягало. И суммы на ремонт вроде незначительные, но незапланированные, и время приходилось на это тратить. Все закончилось 14 января в ДТП. Женщина со встречки поворачивала налево, меня не пропустила и я въехал ей в правую бочину. Ехал я около 70 км/ч, на мне ни царапины, но морда на моей мазде разбита в хлам. У меня были свидетели, запись с регистратора, запись с камеры видеонаблюдения соседнего с перекрестком автосалона, так что в том, что свои деньги я получу, я не сомневался. Но разбор, независимая экспертиза, рассмотрение страховой, выплата и ремонт занимают время, а машина мне нужна была срочно для работы. А ремонтировать ее нельзя, т.к. восстановление было явно дороже 120 тысяч по ОСАГО. И я готовился к суду. У меня это было не первое серьезное ДТП с судами, я знал что и как будет. И решил я мазду не делать, продавать битой после всей канители, и покупать новую машину. Новую в смысле нулевую. Чтобы гарантия была и КАСКО.
Выбор я остановил на Киа Рио в максимальной комплектации Премиум за 680 тысяч. Не хотелось мне с мазды 6 пересаживаться на барабан-эдишн. Выторговал себе скидку 50 т.р., добавил комплект зимней резины на литых дисках за 30, КАСКО на первый год за 65 и внес 10% первого взноса. КАСКО дорогая получилась т.к. кредит на жену оформлял, у нее правам год был. А первый взнос маленький, т.к. больше денег не было, а машина нужна была срочно. В итоге получил я кредит на 5 лет, первый взнос 72,5 т.р., ставка 15.5%, ежемесячный платеж 15600 рублей. Я, конечно, планировал выплаты за мазду потратить на погашение части кредита, но появились другие расходы. Не срослось. Ну да ладно. Да и вообще, 15600 за новую машину ведь вроде немного, да?
А теперь посчитаем все расходы. Езжу я по 30 тысяч км в год. Платеж по кредиту 15600/мес или 187200 в год; КАСКО округлим до 60000 в год или 5000/мес. ОСАГО примерно 12000 в год или 1000/мес.; 2 ТО у дилера в год раз в год замена колодок примерно 18000 или 1500/мес. Бензин 8000 в мес. Или 96000 в год. Мойки, омывайки и прочее по минимуму 1000/мес. Итого получается 32000 в месяц. Реально – больше. За бюджетную Киа Рио. По ценам 2014-2015 годов. В 2016 все это будет еще дороже. Машина в такой комплектации стоит уже 855 тысяч, процентные ставки выше, страховки дороже. А коллега мой об этих расходах даже не задумывался! И что бы он делал с машиной с зп в 25 тысяч? Не стоит покупать первую машину на последние деньги или с платежом по кредиту впритык. Да и вообще, стоит ли покупать новую, если вы еще сами не знаете что вам нужно? Ведь кому то надо поэкономичнее, кому то машину помощней и побыстрей, кому то действительно внедорожник. Но это понимание приходит только с опытом. Так же как и осознание сколько все это стоит.
Устал писать. Скомкано вроде как то получилось, да и не так как задумывалось. Но раз уж написал выкладываю. Да и товарищи, я уверен, еще многое добавят, исправят меня и вообще я в итоге неправ окажусь.
Писал лично я.
Свежие комментарии