"Авторазвод", которого не ждёшь

Владелец полосатого жезла может вменить трезвому водителю езду "под градусом", подкупить тракториста, который будет мешать обгону или позвонить автомобилисту на мобильный, чтобы сразу же оштрафовать
Начинается сезон отпусков, и многие граждане отправляются на отдых на личном автомобиле. Стоит подготовиться и к общению с недобросовестными сотрудниками ГИБДД. Легкомысленность в этом вопросе может обойтись потерей времени и денег. Лайф рассмотрел классические схемы дорожных "разводов".

Провокационный звонок от инспектора
Водители часто оставляют свой мобильный телефон под стеклом, чтобы с ними можно было быстро связаться, если их машина кому-то помешает. В регионах инспекторы ДПС практикуют такое: записывает номер мобильного и ждёт возвращение водителя. Когда он садится в автомобиль и начинает движение, гаишник сразу звонит ему и внимательно смотрит, возьмёт ли он трубку.

— Если автомобилист ведётся на провокацию, его тут же останавливают и начинают оформлять штраф. В любом случае, разговор по мобильному за рулём запрещён, от кого бы ни шёл звонок, так что лучше обзавестись громкой связью или беспроводной гарнитурой, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Недобросовестность сотрудников ГИБДД
 
 
Осмотр и досмотр автомобиля
Некоторые сотрудники ГИБДД подменивают понятия "осмотр" и "досмотр" автомобиля. Первое предполагает только визуальную проверку: инспектор ничего не трогает руками, обходит машину, заглядывает в стёкла (они могут быть закрыты). Если просят открыть машину, показать содержимое багажника, знак аварийной остановки и аптечку (!), то это уже досмотр. Тогда составляется протокол, привлекаются двое понятых или ведётся видеофиксация (гражданин также вправе снимать досмотр на своё устройство), тогда сотрудник ГАИ может смотреть содержимое салона и багажника, проверить сумки и пакеты. Однако прикасаться ни к машине, ни к вещам он также не имеет права (это уже обыск): по просьбе полицейского все действия выполняет сам водитель. Если инспектор хочет сам что-то потрогать или открыть, можно смело потребовать от него разрешение на обыск. Для этого должно быть постановление суда.

Отдельно стоит сказать о личном осмотре человека при остановке экипажем ГИБДД. Для такой проверки составляется отдельный протокол личного досмотра и привлекаются двое свидетелей релевантного пола. Для проведения досмотра машины и человека должны быть веские основания, например, машина числится в угоне или есть подозрение, что в салоне перевозится оружие. Закон не предусматривает рычагов для проверки подлинности причины досмотра.

— К сожалению, нет чёткой регламентации и по времени, за которое сотрудники ГИБДД обязаны закончить все процедуры и отпустить водителя, — рассказывает координатор общественного движения "Синие ведёрки" Петр Шкуматов.

Во внутренних приказах МВД содержится только расплывчатая формулировка "разумное время". Однако это "разумное время" не должно превышать трёх часов, отводящихся на задержание гражданина полицией. Далее либо человека задерживают и заключают в изоляторе временного содержания на основании 91-й статьи Уголовно-процессуального кодекса России (до двух суток), подозревая в чём-нибудь, либо отпускают.

Препятствие на дороге
Чтобы сделать водителя виноватым, правоохранители могут создать препятствия на дороге. Иногда они договариваются с трактористами или дальнобойщиками, чтобы те шли со скоростью не более 20—30 км/ч на длинном перегоне с запрещённым обгоном. Водители не выдерживают и совершают обгон, а чуть дальше в засаде их уже поджидают инспекторы. Закон разрешает обгон тихохода (даже без соответствующего знака) через сплошную, если в его ПТС есть отметка о том, что он технически не приспособлен двигаться быстрее 30 км/ч. В противном случае водитель попадает на лишение. Практика показывает, что смело в таких ситуациях можно обгонять только дорожно-строительную технику: катки, асфальтоукладчики, а также гужевые повозки, велосипедистов, мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски.

Случается, находчивые сотрудники сами вытаскивают на трассу "упавшее" бревно или любой другой крупногабаритный предмет. При этом кладут его так, чтобы объезд препятствия справа, по обочине, был невозможен. Водитель пересекает сплошную линию разметки, выезжает на полосу встречного движения — полностью или частично — и экипаж ГАИ тут как тут. Можно остановиться и сделать несколько фотографий препятствия, на которых видно, что проехать дальше без выезда на встречку невозможно. Даже если гаишника не убедит наличие фотографий, максимум, что он может инкриминировать, — штраф 1—1,5 тыс. руб. за объезд препятствия по встречной полосе движения (КоАП ст. 12.15 Часть 3).


Разнобой знака и разметки
Инспекторы часто пользуются несоответствием разметки и знаков на дороге, чтобы привлечь водителя за обгон в зоне действия запрещающего знака. Например, водитель легковушки едет за грузовиком, начинается подъём, а на обочине при этом стоит знак "Обгон запрещён". Автомобилист послушно следует за "тихоходом", не нарушает правила, а когда подъём заканчивается, сплошная разметка переходит в пунктирную, водитель смело идёт на обгон. Следом его сразу останавливает экипаж ГИБДД.

На все оправдания водителя инспекторы заявляют, что и на пунктирной разметке обгонять нельзя было, ведь действие запрещающего знака снимает только соответствующий знак либо перекрёсток (до него может быть ещё несколько километров). По правилам, знаки важнее разметки, поэтому нужно очень внимательно следить за зоной их действия. Если нет знака "Конец зоны всех ограничений" (3.31), то следует двигаться в потоке до следующего перекрёстка, вне зависимости от разметки.

Движение во встречном направлении 
Иногда на улицах меняется схема движения с двустороннего на одностороннее. Несколько дней после установки новых знаков гаишники ловят водителей, ещё не подозревающих о нововведениях. При этом при выезде из прилегающих дворов не устанавливают знаки направления движения и автомобилисты едут по своему маршруту по старой памяти. В данной ситуации следует разъяснить инспектору, что на пути движения отсутствовали запрещающие или указывающие знаки и определить, куда ехать, не было возможности. Если сотрудник ГИБДД отказывается слушать доводы, нужно сфотографировать выезд из двора, где отсутствуют знаки, — затем это станет доказательством в суде.

Машина со спецсигналом
Водители обязаны сразу пропускать машины со включёнными спецсигналами. Этим пользуются патрульные и включают маячки в тех местах, где водитель физически не может перестроиться в другой ряд, к примеру, из-за проведения в соседней полосе дорожных работ. Далее водителя остановят и попробуют вменить препятствие движению спецтранспорта. Необходимо вежливо объяснить инспектору, что это было сделать физически невозможно. Если сотрудник ГАИ оформит нарушение, его можно будет оспорить позднее, при наличии записи с видеорегистратора. В таких случаях не лишним будет и оперативный звонок в службу собственной безопасности ГИБДД.

Спрятанный знак
Водителя могут остановить и привлечь к ответственности за нарушение, которое было совершено вследствие неправильно установленного дорожного знака. К примеру, знак об ограничении скорости и запрещении обгона стоит сразу за фонарным столбом и увидеть его с дороги практически невозможно. Чтобы впоследствии оспорить факт нарушения, нужно сфотографировать место установки этого знака.

Пьяный и наркоман
Обладатели полосатого жезла могут похвастаться целым арсеналом способов "превращения" трезвого водителя в пьяного или употреблявшего наркотики. Всё начинается с классической просьбы предъявить документы. Важно помнить, что вне стационарного поста ГИБДД просто так остановить автомобиль нельзя, если не было нарушения ПДД или машина не попала в ориентировку по угону. Впрочем, сейчас регулярно проводятся спецоперации против пьяных водителей или незаконно перевозящих оружие, в рамках которых сотрудники полиции всё же имеют право проверить автомобилиста.

Пользуясь такими предлогами, инспекторы могут потребовать водителя дыхнуть в "неисправный" алкотестер, который показывает наличие алкоголя в любом случае. Для этого внутрь трубки заранее кладут проспиртованную вату или специально перепрограммируют прибор. Зачастую такие "гаджеты" вообще не сертифицированы. Развод так и начинается: якобы сначала лучше пройти пробный тест на простом приборе, ведь его результаты не будут бесповоротно засчитаны подотчётной электроникой. А значит, с водителем можно договориться без составления протокола. 

Тест на сертифицированном алкотестере инспектор не торопится проводить. Сама перспектива этого теста давит психологически на автомобилиста, ведь кто-то мог накануне и выпить пива или бокал вина. Всё это делается для того, чтобы водитель именно сам предложил решить вопрос "на месте".

— В Москве сумма, которую необходимо заплатить пьяному водителю, чтобы его отпустили, может превышать 100 тыс. руб., — рассказал Лайфу автоюрист Сергей Радько. 

В этом случае следует с самого начала отказаться от прохождения освидетельствования на несертифицированном приборе. Необходимо попросить у инспектора оригинал акта о поверке алкотестера, прибор должен быть опломбирован, и номера, указанные в акте, должны совпадать с номерами на самом приборе. Кроме того, одноразовую трубку сотрудник ГИБДД должен распечатать в присутствии водителя. Водитель вправе не согласиться с показаниями прибора и потребовать проведения полноценных анализов медработниками в профильном учреждении. 

Просто так проверить водителя на состояние алкогольного опьянения сотрудник ГИБДД не имеет права. В КоАП прописаны пять признаков опьянения водителя, которые могут быть основанием для освидетельствования. Хотя бы один из них должен быть записан в протоколе об отстранении от управления: запах алкоголя, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Смотрите на часы
Встречаются и попытки подсунуть результаты чужого освидетельствования. К примеру, пьяный водитель подышал в трубочку 15 минут назад, но его результаты не стали распечатывать. Другой автомобилист дует уже в выключенный прибор, показания не фиксируются, и только потом его включают, подсоединяют к принтеру — первыми выезжают на бумаге старые данные. Их-то и предъявят ничего не подозревающему водителю. Тут важно сверить время на распечатке результатов с фактическим временем проведения теста. Всю процедуру лучше с самого начала снимать на видеокамеру (для этого можно использовать даже мобильный телефон), так как запись обязательно будет рассмотрена в качестве доказательства невиновности водителя в суде. 

В областных центрах случается и банальная циничная фальсификация медосвидетельствования со сговором сотрудников ГИБДД и врачей. По правилам, если водитель не согласен с показаниями алкотестера, его везут в профильное медицинское учреждение, где берут анализ крови, мочи и дополнительно проверяют на стационарном тестере.

Если водитель уверен в себе, а результаты тестов положительные, то следует немедленно обращаться в службу безопасности ГИБДД, контрольно-профилактический отдел МВД. Обязательно вести видеосъемку происходящего. Сразу после проверки нужно как можно быстрее пройти повторное освидетельствование в другой больнице. Все собранные доказательства могут изменить решение суда в пользу автомобилиста.

В южных регионах России нередки случаи, когда гаишники буквально заставляют водителей помочиться в баночку, чтобы затем провести экспресс-тест с помощью тест-полоски. Сами сотрудники ГИБДД проводить эту процедуру не имеют права, а проверять мочу водителя уполномочены только врачи. Здесь два варианта: либо в пункт освидетельствования ехать, либо пройти тест на месте, но в медицинском вагончике, где дежурят медработники. Гаишники никак не должен вмешиваться в этот процесс.