В последние годы компании по прокату транспортных средств стали синонимом цивилизации. Каршеринг, велошеринг, электросамокатошеринг... И жители крупных городов по всему миру почитают это только за благо. Но есть ли у проката, например, велосипедов обратная сторона? Что-то, способное превратить приятный способ передвижения по городу, на работу или домой, в кошмар для всего города? Китайцы личным примером ответили на этот вопрос утвердительно.
Ещё недавно, до конца девяностых годов, Китай можно было назвать страной велосипедистов. Как и у нас, сегодняшним признаком достатка в Китае является владение машиной или квартирой, но в семидесятых такой ценностью был велосипед. Всё было бы ничего, да и поста этого бы не было, но в конце девяностых китайские власти решили с велодвижением бороться – в стране росла автомобильная промышленность, а менее состоятельных граждан ждал общественный транспорт. Но вот последнему пришлось туго – из-за эпидемии атипичной пневмонии люди стали ассоциировать ОТ со смертельной болезнью, что привело к увеличению спроса на личные автомобили. Итог закономерен – Китай стал одним из мировых лидеров по дорожным заторам.
Очень скоро власти поняли, что реформа свернула не туда, и нужно вернуть на улицы велосипеды, пока пробки не стали круглосуточными. В 2007 году в крупных городах появляются первые государственные системы велопроката. Но, как это часто бывает, создавали их без учёта мнения потребителей, для которых велостанции оказались неудобными, и проект заглох.
Несколько лет спустя, с развитием смартфонов и мобильного интернета, появилась новая идея – велошеринг. Находите на карте велосипед, там где его оставил прежний пользователь, едете на нём по своим делам и паркуете его, скажем, перед офисом, откуда его позже заберёт другой человек. И никаких неудобных станций, от которых нужно идти до работы или дома. Выглядит здорово, да? Ну, сейчас увидим:
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Рассмотрим две компании, пытавшиеся построить свои велосипедные империи. Это основанная в 2014 году Ofo и появившийся год спустя Mobike. У первых велосипеды жёлтые, у вторых – красные. Другие цвета нас не интересуют, потому что китайские города очень быстро раскрасились именно в эти два, хотя компаний велошеринга было, конечно же, несколько десятков. Чтобы пользоваться велосипедами, нужно скачать приложение определённой компании, заплатить депозит и оплатить поездку.
Первое время региональные власти не могли нарадоваться, а слоган Mobike "Вернём велосипеды в город" сильно напоминал чаяния чиновников последних десяти лет. Прибавьте сюда тренд на экологию, борьбу с выбросами, борьбу с изменением климата... Разумеется, появившиеся компании получили в китайских городах полную свободу действий. Но музыка играла недолго.
Почти сразу выяснилось, что в Китае полно автомобилей (сюрприз) и с появлением велошеринга меньше их не стало. Из-за плотного трафика велосипедисты были вынуждены ездить по узким тротуарам и там же парковаться. Но как вы видите парковку велосипедов в таких условиях, скажем, перед высотным офисным зданием, выходящим узким фасадом на оживлённую улицу? Весь тротуар перед ним будет заставлен и завален велосипедами сотрудников. Вот тут бы вспомнить про велостанции, а? Но пока грузовики забирают с улиц десятки и правильно, и неправильно припаркованных велосипедов, а отношение к велошерингу у горожан и властей быстро сменяется с милости на гнев.
В это же время на рынке появляются первые велобанкроты. Инвесторы радуются большому спросу, небольшие компании сильно снижают цены, раздают бесплатные поездки, а потом схлопываются. Вместе с депозитами пользователей. Подождите, а какой в этом смысл? Если ваша услуга – прокат велосипедов, зачем снижать цену до полного отсутствия доходов? Да ещё и при такой экономике: велосипед стоит около $200, его разовое обслуживание – ещё $10, два часа поездки – 15 центов, а депозит – от $15 до $45 (по данным "Синьхуа"), Кажется, тут и в ноль тяжело выйти. Но оказалось, что инвесторов интересуют в этом бизнесе совсем не копейки от поездок, а пользовательские данные для таргетинговой рекламы. Жадность до них и сгубила множество компаний – они быстро сожгли стартовый капитал и попросту не успели воспользоваться собранной информацией.
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Переломным становится 2017 год – банкротство ставит крест на нескольких крупных компаниях, а региональные власти начинают вводить новые ограничения и штрафы. На государственном уровне вводится запрет на езду по тротуарам. Затем пекинские власти вводят штрафы для владельцев велошеринга за неправильную парковку их велосипедов, и столичному примеру следуют другие города. Знаки, запрещающие движение на арендованных велосипедах появляются на воротах жилых комплексов, в коммерческих районах и даже в общественных парках.
Становится окончательно понятно, что выжить велошеринг может только при поддержке очень крупного бизнеса, но сегодня во всём Китае столь убыточную статью расходов могут себе позволить только Alibaba и Tencent.
Фото: VCG via Getty Images
А что гиганты велошеринга, "красные" и "жёлтые"? Кажется, их соревнование близко к концу. В прошлом апреле Mobike приобретает Tencent, и новообретённая финансовая стабильность позволяет им обрушить конкуренцию, отказавшись от депозитов. Но даже при этом сегодняшний Mobike – лишь тень себя прежнего: велопарк оскудел, а планы на зарубежную экспансию оказались забыты. Некогда амбициозная компания стала частью огромного холдинга, где от неё могут в любой момент избавиться, как от надоевшей игрушки.
Но ещё хуже дела у Ofo. Денег у них еле-еле хватает на текущие расходы, а о каком-либо развитии бизнеса речи даже не идёт – от заграничной экспансии они тоже отказались. После неудавшегося слияния с Mobike и провалившегося поглощения другого велошеринга, Didi, компания оказалась на грани банкротства. От него её спасёт только покупка "Алибабой", которая ещё может и не случиться. А пока число пользователей Ofo, требующих возвращения своих депозитов, превысило 13 миллионов человек.
Так что же это? Конец велосипедному Китаю? Реставрация велосипедного королевства не удалась? Пока не ясно. Одновременно с кризисами и банкротствами старых компаний, на горизонте появилась новая – Hellobike, уже получившая 4 миллиарда юаней от "Алибабы" и Primavera Capital. Так что, может быть, эта история ещё не окончена. А пока в некоторых городах на замену велошерингу возвращаются так не полюбившиеся китайцам станции велопроката, но пока не известно, станет ли это явление массовым.
Фото: Johannes Eisele / AFP/ Getty Images
Свежие комментарии