На ней ездили главы СССР, ее дарили великим людям. Она была гордостью советского автопрома, свидетельством престижа и достатка, она снималась в кино более двухсот раз, была предметом вожделения Юрия Деточкина и главной героиней блокбастера Тимура Бекмамбетова.
-
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. Актер Вадим Колганов на съемках с ГАЗ-21
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. Главное здание МГУ
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. ГАЗ-21
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. ГАЗ-21
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. ГАЗ-21
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. Смотровая площадка на Воробьёвых горах. ГАЗ-21
-
Наталия Судец / Strana.ru
Москва. ГАЗ-21 на Воробьёвых горах
-
Игорь Стомахин / Strana.ru
Москва. Автомобиль ГАЗ-21
-
-
Игорь Стомахин / Strana.ru
Москва. Автомобиль ГАЗ-21
-
Игорь Стомахин / Strana.ru
Москва. Автомобиль ГАЗ-21
-
Игорь Стомахин / Strana.ru
Москва. Автомобиль ГАЗ-21
По сей день ее можно встретить практически во всех странах и на всех континентах — к сожалению, чаще всего уже в качестве музейного экспоната. Но отдельные экземпляры до сих пор колесят по дорогам Кубы и Швеции, Великобритании и Турции. ГАЗ-21 «Волга» — безусловный символ советской эпохи.
Сказку сделать былью
В далеком 1956 году с конвейера Горьковского автозавода сошел первый, еще пробный экземпляр ГАЗ-21, или, как ее еще называли в народе, «Волги». Она пришла на смену «Победе», выпускавшейся там же с 1948 года. Современная внешне, вместительная, она очень быстро завоевала сердца поклонников, постепенно вытесняя «Победу» с дорог нашей необъятной родины. Впрочем, в цехах «Победа» полностью уступила место преемнице лишь спустя 10 лет, в 1958-м.
«Победа» была хороша, но перед конструкторами стояла задача создания полноценного седана с увеличенными габаритами салона, панорамическими цельными лобовым и задним стеклами, резким увеличением (почти в полтора раза) мощности двигателя и множеством других технических нововведений.
Разнообразная цветовая гамма кузова, округлые, будто обливные формы, которые так и хотелось погладить и в которых так интересно и неоднозначно, а зачастую и просто искаженно, отражалась окружающая реальность, широко раскрытые глаза-фары, смотрящие в будущее с оптимизмом: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»

Советская страна мгновенно влюбилась в новинку. На ней гоняли таксисты, с ней фотографировались прохожие. Впрочем, возможность личного владения таким автомобилем в ту пору была почти мечтой. Тогда машина была роскошью, и «Волга» не стала исключением. В 60-х годах прошлого века обладание «старой Волгой» было престижным и свидетельствовало о благосостоянии и высоком статусе владельца. Неспроста первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полета в космос в 1961 году получил в качестве награды именно автомобиль «Волга».
На «Волге» не только ездили знаменитости, эта машина много снималась в кино. Ее самые известные роли в фильмах «Берегись автомобиля» и «Черная Молния». В последнем ГАЗ-21 (или, как его еще называют, «старая Волга») выступил практически в роли главного героя. А всего этот автомобиль появляется в кадре в двух с половиной сотнях картин, снятых по всему миру.
Олень под вопросом
Капот первой же сошедшей с конвейера «Волги» украшал олень. Почему именно он? Такой выбор имел геральдические корни — рогатый олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода (в советское время город Горький), где выпускалась «Волга». Кстати, привычная для автомобиля фигурка оленя имела некоторые различия в зависимости от года выпуска, а потому нередки были случаи хищения статуэтки с капота с целью продажи или пополнения коллекции. Это, а также высокая стоимость и, главное, травмоопасность, привели к тому, что уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя ее обтекаемым оленем вытянутой формы. В 1962 году все украшения с капота «Волги» были убраны окончательно. Бытует мнение, что ГАИ порой даже заставляло владельцев «оленей» снимать их во время прохождения техосмотра.

Очевидно, что дизайн «Волги» создавался под сильным влиянием американской школы автомобилестроения: по дорогам США давно уже рассекали Ford Mainline, Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe и Kaiser Henry J. И хотя экстерьер «Волги» и повторял в значительной степени элементы перечисленных авто, а так называемый «аэростиль», обрел в образе ГАЗ-21 всего лишь оригинальную советскую интерпретацию мирового тренда тех лет, зарубежные эксперты, проводившие тест-драйв нашего автомобиля в 1960 году, признали исконно советское происхождение «Волги».
О ГАЗ-21 ходили мифы, некоторые из которых живы до сих пор. Пожалуй, самый распространенный из них — это крепость его кузова, устойчивость ко всевозможным внешним силовым воздействиям. На самом деле толщина кузовного железа хоть и больше, чем на современных машинах, но совсем на чуть-чуть. Прочность объясняется не только толщиной, но также хорошим качеством металла, а главное — теми самыми округлыми формами кузова. Дело в том, что «купольные» штампованные детали ярко выраженной двойной кривизны намного хуже деформируются по сравнению с «плоскими» кузовными панелями более поздних машин. Это и создает эффект «почти танковой брони».
Большинство экземпляров автомобиля снабжались механической коробкой переключения передач, но не простой, а с изюминкой: рычаг располагался на рулевой колонке. А спустя 10 лет, с 1958 года, на часть выпуска «Волги» стали устанавливать автоматическую коробку. И это, между прочим, было более полувека назад!
В разные годы выпускались не только «Волги» с АКПП, но даже праворульные экземпляры авто, предназначенные для экспорта. И кстати, эти автомобили были достаточно широко представлены на внешнем рынке.

Помимо стран социалистического лагеря, «Волги» можно было встретить в Бельгии, Финляндии, Австрии, Голландии, Норвегии, Швеции, Греции, на Кипре, в Англии, в странах Ближнего Востока и даже в совсем уж экзотической Индонезии. Впрочем, экспортные автомобили имели комплект улучшенной отделки, а двигатели этих машин были форсированы на 10 лошадиных сил (соответственно, 80 л.с. на ранних выпусках и 83 л. с. — на последнем). В июле 1960 года британские эксперты, отмечая не слишком высокие динамические качества автомобиля, остались под большим впечатлением от неожиданной для столь крупного авто экономичности (чуть более 10 литров на 100 км) и крепкой конструкции. Они также похвалили высокое качество изготовления автомобиля.
Зеркало эпохи
Всего в период с 1956 по 1970 год было выпущено 639 478 экземпляров «Волги» всех модификаций. Не удивляйтесь, если услышите, что ее «одноклассниками» считались свежие модели «Мерседеса», «Шевроле», «Форда» и других ведущих брендов автомобилестроения.

Первые годы «Волги» так оно и было. Впрочем, спустя всего каких-то пару лет «американцы» ушли далеко вперед. У советских конструкторов банально не хватало опыта. И здесь скудность контактов СССР и западного мира сыграло свою роль. К началу 70-х годов «Волга» выглядела архаично уже даже в сравнении с набирающими силу остальными советскими легковыми авто — «Москвичом», «Запорожцем» и тем более с «Жигулями». Как говорится, всему свое время. Вот и фары с годами перестали быть круглыми, уступив место сначала угловатым, а потом и вовсе узкому форм-фактору, заставляющему смотреть на мир с хищным прищуром. А говорят же, что глаза — зеркало души, в данном случае фары — зеркало целой эпохи.
После современных автомобилей, садясь за руль ГАЗ-21, чувствуешь себя не очень уютно: непривычные рычаги управления, жесткие педали, гидроусилителя нет, а потому повернуть руль, стоя на месте, задача, требующая определенной физической подготовки. Впрочем, привыкнуть можно ко всему! В наши дни проехать на старой Волге — это, конечно, не то же самое, что слетать в космос. Хотя... С каждым годом впечатления будут все ближе и ближе: полеты в космос становятся все доступней, а «живых» и доступных для вождения экземпляров ГАЗ-21 все меньше и меньше. Но уже сейчас поездка на старой «Волге» — это интересная возможность прикоснуться к недалекому прошлому, когда сталинские высотки были еще совсем молодыми, а машины смотрели на прохожих широко открытыми глазами.
Свежие комментарии