Существовал ли автотуризм в СССР? Конечно, существовал, и был явлением совершенно привычным. Вот только масштабы автотуризма, конечно, были не чета нынешним. Почему – надеюсь, и так понятно: просто нужно просто вспомнить о количестве частных автомобилей на тысячу жителей. Чем большей становилась эта цифра – тем чаще можно было встретить и компании, совершающие «моторизованные» вылазки на природу.
Сам формат отдыха при этом в подавляющем большинстве случаев был одинаковым: поездка к водоему (море, озеро, река) на автомобиле с последующим проживанием в палатке. Некоторое разнообразие в этот сценарий отечественная промышленность внесла лишь в 1973 году, когда на Пермском заводе химического оборудования началось крупносерийное производство туристических прицепов «Скиф». На стоянках такой прицеп мог трансформироваться в объемную палатку, рассчитанную на проживание троих взрослых с двумя детьми.
Непосредственный прототип «Скифа» – опытный туристический прицеп ММЗ-Э8102, построенный на Мытищинском машиностроительном заводе в 1971 году. А тот, в свою очередь, являлся дальнейшим развитием более раннего опытного прицепа Серпуховского мотозавода
А вот и сам знаменитый «Скиф» в своем серийном воплощении. Многие экземпляры, несмотря на почтенный возраст, до сих пор используются владельцами по прямому назначению!
В дальнейшем в стране несколько раз предпринимались попытки создания прицепов-дач со «стационарными» жилыми отсеками: так появились, например, модели «Днiстер», ЛАРЗ-8124 «Лида» или советско-польский «375», однако серийное производство подобных изделий было развернуто уже на самом излете существования Советского Союза, после 1990 года. А вот мы сегодня, напротив, вспомним о самом первом в СССР примере прицепа-дачи промышленного изготовления. Встречайте: РАФ-04 образца 1958 года, опытная разработка Конструкторско-технологического бюро при Рижском заводе автобусных кузовов «РАФ» Минавтошосдора Латвийской ССР.
Презентационный альбом 1958 года, посвященный прицепу РАФ-04. Его странный на первый взгляд индекс означал не порядковый номер модели, а количество мест в салоне: «04» – значит, прицеп для четырех путешественников
Для рижского предприятия 1958-й год стал поворотным – предопределившим дальнейшую судьбу на 35 лет вперед. Рижане искали для себя новый объект производства и много экспериментировали, и результатами этих экспериментов стали опытные микроавтобусы РАФ-08 «Спридитис» на агрегатах «Москвича», РАФ-10 «Фестиваль» на агрегатах «Победы», а также унифицированный с ними по кузовным элементам прицеп РАФ-04. Как известно, выбор был сделан в пользу микроавтобусов.
Сложно даже представить, какой роскошью мог показаться подобный прицеп в то время, когда значительная часть населения страны еще ютилась в «коммуналках». Ведь для того, чтоб им обладать, требовались еще как минимум автомобиль классом не меньше «Победы» и вместительный гараж – предметы, каждый из которых в отдельности уже могли сказать о статусе владельца многое. РАФ-04 получил цельнометаллический кузов панельного типа со входной дверью в задней стенке и восемью окнами от микроавтобуса, четыре из которых могли откидываться для проветривания помещения.
В качестве основного тягача для РАФ-04 рассматривалась «Победа», поэтому специально для нее силами КТБ РАФ был разработан оригинальный фаркоп (с беззазорной сцепкой), не требующий никакой переделки кузова: он фиксировался мощными болтами крепления заднего бампера. Рессоры и амортизаторы подвески, а также колеса вместе с декоративными колпаками позаимствовали у той же «Победы». Интересно, что на прицеп поставили совершенно ненужные ему шины с вездеходным рисунком протектора, поскольку только такие завод и смог раздобыть: привет системе плановой экономики!
Внутри прицеп был разделен на два помещения: собственно жилую комнату и изолированный тамбур, где располагались шкафчики для хранения одежды, посуды и продуктов. Здесь же имелась небольшая «варочная панель»: открытая полка, куда можно было поставить газовую плитку и газовые баллоны типа «Турист».
«Кухонный блок» в тамбуре прицепа РАФ-04: открытая полка с газовой плитой, сверху которой стоит чайник. Слева на фото виден краешек дивана в жилой комнате, справа за кадром – дверь на улицу
Салон же был выполнен по типу купе в вагоне поезда и состоял из двух диванов, поставленных друг напротив друга. Поднимая спинки вверх и фиксируя их в этом положении цепочками, можно было получить четыре полноценных спальных места. Вот только вместо складного столика между диванами в прицепе расположили тумбочку с открытыми и закрытыми полочками. Оригинально был решен вопрос с электропитанием салона. Поскольку использовать для этих целей стандартную свинцовую аккумуляторную батарею было очевидной утопией (заряжать-то ее как уже через полдня использования?), для освещения «рафовцы» применили керосиновую лампу с термоэлектрическим элементом, который позволял запитать батарейный радиоприемник. Вот так вот: зажигаешь керосинку, и начинает играть радио! Что ты скажешь на это, Илон Маск? ))
Интерьер жилой комнаты: два дивана, трансформирующихся в четыре кровати, и тумбочка между ними
А где же столик? Его предполагалось ставить на улице. Сбоку к крыше прицепа пристраивался каркас из легких алюминиевых трубок и стоек, на который натягивался тент из симпатичной полосатой материи. Получался функциональный аналог современной складной маркизы. Правда, слово «маркиза» применительно к складному навесу тогда еще было не в ходу, а потому всю эту конструкцию вместе с накрываемым ею пространством рижские конструкторы назвали «террасой площадью 10 км. метров». Вот на этой-то террасе и предполагалось расставить комплект складной дачной мебели, включающей в себя, помимо столика, еще и четыре стула.
Прицеп РАФ-04 в «боевом положении»: к крыше пристроен навес, образующий террасу со столиком и четырьмя стульями
Конечно, первый советский туристический прицеп имел свои недостатки, причем весьма серьезные. Кузов его, имея солидные наружные габариты (3570х1725х2100 мм), не обладал должным простором внутри. В частности, высота потолка в тамбуре составляла всего 174 см, а в жилой комнате снижалась до 155 см, заставляя перемешаться внутри в полусогнутом состоянии. Серьезным получился и собственный вес: 950 кг. С учетом скромной мощности двигателя «Победы» (50-52 л.с.), путешествие с прицепом РАФ-04 обещало быть долгим… ))
Но, тем не менее, само появление такого прицепа в далеком 1958 году – факт удивительный и заслуживающий уважения, хотя и никак не повлиявший на дальнейшее развитие туризма в СССР.
Свежие комментарии