4КОЛЕСА

68 696 подписчиков

Что стало с польским производителем микроавтобусов Nysa

Этот завод был одним из знаковых производителей микроавтобусов на территории социалистического блока. Машины с полукапотной компоновкой и милым дизайном поставлялись в десятки стран, но основным их потребителем стал СССР. После перестройки о "Нысе" почти ничего не слышно, а многие уже забыть такую марку. Что же случилось с производителем?

От мебели до машин: что стало с польским производителем микроавтобусов Nysa

В середине XX века страны социалистического блока столкнулись с острым дефицитом микроавтобусов. Фургоны были необходимы в пассажирских и грузовых перевозках, медицине и иных отраслях. Основными производителями микроавтобусов на территории Советского Союза стали "УАЗ" и "РАФ", но их мощностей не хватало для удовлетворения потребностей общества.

В конце 1950-х годов сборку микроавтобусов налаживают на мебельном заводе в Нысе – небольшом городе на границе с Чехией. Перепрофилирование предприятия произошло очень быстро, а для создания первой модели использовались проверенные технические решения от "Победы". Официально завод получил название Fabryka Samochodów Dostawczych (FSD), что в переводе означает "Завод Развозных Автомобилей".

В 1964 году налаживается серийное производство Nysa 521, дизайн которой знаком многим жителям стран социалистического блока.

Короткий капот, круглая передняя оптика и обтекаемые формы сделали внешний вид фургона запоминающимся. Русскоязычные граждане быстро переделали грубое на слух "Ныса" в милое "Нюся". Дизайн машины поспособствовал распространению этого прозвища в массах.

От мебели до машин: что стало с польским производителем микроавтобусов Nysa

Чуть позже на заводе выпустили модель 522, которая отличилась от предшественника высотой кузова. Фактически автобус производился без существенных технических изменений на протяжении 30 лет. Тем не менее, он пользовался спросом в социалистических странах. СССР ежегодно закупал порядка 10 000 экземпляров фургонов.

Водители ценили польские машины за сравнительно неплохое качество сборки и хорошую обзорность. Большая площадь остекления была преимуществом и для пассажиров, которым не приходилось сидеть днём в темноте. В технической части основные решения взяли у "ГАЗа", однако, комплектующие для Nysa выпускали в Польше. Из-за этого наблюдается определённая разница между запчастями, а отремонтировать "Нысу" нижегородскими деталями сейчас удастся только с доработками.

От мебели до машин: что стало с польским производителем микроавтобусов Nysa

Польское предприятие столкнулось с кризисом ещё в 80-х годах. К тому моменту модельный ряд сильно устарел, а СССР нарастил производство микроавтобусов на своей территории. Тем не менее, завод продолжал выпускать модель 522 и существовать за счёт имеющихся заказов.

Экономическое состояние предприятия кардинально ухудшил развал социалистического блока. На рынок десятков потенциальных стран-покупателей "Ныс" хлынул поток машин с Запада. Польский микроавтобус сильно устарел и не мог конкурировать с зарубежной продукцией. Уже в 1994 году было объявлено о закрытии компании.

В середине 90-х годов завод был продан компании Daewoo. Точной информации о состоянии предприятия в нынешнее время найти не удалось. Не исключено, что цеха находятся в заброшенном состоянии или уже снесены.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх