На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 472 подписчика

Свежие комментарии

  • Yvan
    Многие охранные системы автомобиля не допускают отсутствие установки на ручник.Стоит ли пользова...
  • Михаил Е
    Неразбавленная водой 😆Какая марка бензи...
  • Владимир Елкин
    Спасибо автору! Полезная информация!Эти ошибки не сто...

Что производят сейчас на Кутаисском автозаводе

«Колхида» — одна из самых неоднозначных  машин машиностроения времен СССР. Линейка грузовиков стала объектом для бесчисленного количества шуток и анекдотов, а управление автомобилисты вспоминают с иронией. Несмотря на это, даже сейчас на постсоветской территории можно найти сохранившиеся экземпляры, некоторые из которых используются по предназначению.

Как же сегодня выглядит «КАЗ», где собирали эти чудо-грузовики?

Кутаисский автомобильный завод был открыт в начале 50-х годов. В регионе, известном своей пищевой промышленностью, было решено развивать машиностроение. Изначально предприятие выпускало комплектующие, но затем на базе автомобилей «ЗИЛ» были построены и запущены в производство грузовики.

Несмотря на свою не самую серьёзную репутацию, «КАЗ» совершал прорывы для советского машиностроения. Именно здесь впервые запустили в массовое производство грузовик с бескапотной компоновкой. Идеи дизайна, взятые у «Шкоды», позволили также разработать первую машину со спальником. Однако, передовые решения не принесли предприятию положительных отзывов со стороны водителей.

Первой глобальной разработкой Кутаисского завода стала модель 606. Линейка моделей получила название «Колхида» в честь исторической области в Восточном Причерноморье. Внешне машина получилась симпатичной, но похожей на «Шкоду». В технической части за основу взяли проверенный ЗИЛ-164, однако, бескапотная компоновка потребовала большого количества изменений.

Водители не взлюбили «Колхиду» из-за целого ряда конструктивных проблем. Двигатель ЗИЛ-157КЯ имел мощность всего 109 лошадиных сил, что было очень мало на имеющуюся массу даже для тех лет. Нагруженная машина могла не преодолеть даже небольшой подъём. Из-за постоянных высоких оборотов двигатель перегревался и быстро выходил из строя.

Качество сборки тоже оставляло желать лучшего. На скорости кабина продувалась со всех стороны, вываливающиеся форточки приходилось вклеивать. Собственные технические решения «КАЗа» повлекли за собой дефицит комплектующих. Обслуживать «Колхиду» было проблематично, требовались запчасти и специализированные знания. При этом, 606-я модель активно поставлялась в колхозы всей страны. Недаром про неё появилась поговорка «Гордость Грузии, слёзы России».

Более совершенный КАЗ-4540 прозвали «Метром над пропастью». Грузовик был более комфортным в эксплуатации, но имел не самое однозначное решение в виде смещённой назад колёсной базы. Кабина водителя находилась над землёй, к чему приходилось достаточно долго привыкать.

Разработкой 4540 занимались в «НАМИ» и ряде КБ страны. Модель имела подготовку к внедрению системы кондиционирования, гидравлическую систему поднятия кабины и другие современные для тех лет технологии. Однако, продвинутая «Колхида» так и не стала востребованной в сёлах, зачастую она просто стояла и ржавела на на территории колхозов.

В конце 80-х годов Кутаисский завод выпускал порядка 5000 машин в год. После распада СССР объёмы производства резко сократились, грузовики невысокого качества попросту не могли конкурировать с продукцией из-за снятого «железного занавеса». В 1993 году предприятию удалось выпустить лишь 650 машин.

Брошенные грузовики на территории "КАЗа". Наши дни.
Брошенные грузовики на территории «КАЗа». Наши дни.

В середине девяностых годов покупкой «КАЗа» заинтересовался американский концерн General Motors. Однако, компанию не устроили условия работы в стране, и она отказалась от сделки. Следующие пять лет завод продолжал выпускать свои грузовики для местного рынка, но объём производства снизился до нескольких десятков экземпляров в год.

Нулевые ознаменовались поисками спасения для предприятия. В разные годы на заводе пытались наладить выпуск машин Mahina, MAN, «КамАЗ» и даже тракторов. Ни одно сотрудничество не принесло успеха, поэтому в десятых имущество «КАЗа» стали распродавать. В одном из цехов налажено производство на базе китайско-грузинского сотрудничества, в честь которого установили надпись у проходной.

Сама проходная выглядит ухоженно и явно недавно покрашена в жёлтый цвет, крыша отделана современными материалами. Видно, что на заводе ещё ведётся какая-то деятельность, но разрушенное здание слева намекает на отсутствие бурного производства. По найденной мной информации, сейчас один из цехов Кутаисского завода выпускает автокомплектующие.

Так выглядит один из цехов "КАЗа". Наши дши.
Так выглядит один из цехов «КАЗа». Наши дши.

По информации СМИ, сейчас на предприятии работает порядка 150 старожил, но выпуск автомобилей не осуществляется.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх