Не прошло и пяти лет с момента выхода Lada Vesta, как у автомобиля появился долгожданный вариатор. Но этот тип трансмиссии можно назвать нормальным лишь номинально, да и завод не сильно торопился с выходом полноценных автомобилей на рынок.
Догоняющие
Несмотря на то что АвтоВАЗ на протяжении нескольких лет остаётся лидером продаж на российском рынке, не стоит забывать, что массовый сегмент, в котором (не без поддержки государства) доминирует тольяттинский завод, по-прежнему редко балует потребителей качественными автомобилями. К заводу, к слову, было много претензий не только по качеству автомобилей, которые покрывались естественной патиной раньше своих зарубежных коллег и отказывали потребителям в минимальном, но доступном для конкурентов наборе опций.
К примеру, кондиционеры на вазовских машинах начали появляться лишь в 2008−2010 годах. Получить автомобиль в базовой комплектации с кондиционером было почти невозможно. В это время японские и корейские автомобили поставляли в Россию седаны и хетчбэки, в которых простая, но надёжная климатическая установка уже была в базе. Странное отношение к клиенту, который "и так купит" машину, продолжалось вплоть до 2010−2012 годов, когда тольяттинский завод начал переживать не лучшие времена. Конкуренты стали давить по всем фронтам, продажи упали, пришлось срочно всё менять.
Фото © ТАСС / Яков Князев
Наконец-то дошло
Про автоматические трансмиссии, или, точнее, про их отсутствие на отечественных автомобилях, ходят легенды. То Министерство промышленности СССР не хотело давать народу автомат, то времени не было в период перестройки, то лихие 90-е связали инженерный отдел АвтоВАЗа по рукам и ногам и при помощи ректального детектора правды заставляли отказаться от разработки нормальных АКПП. Прозрение к заводу пришло не сразу. Лишь в рамках Московского автосалона в 2012 году, ровно через 365 дней после выхода на рынок Lada Granta, публике показали "гранту" с автоматом.
Правда, прибегать к собственным разработкам в целях экономии не стали. И здесь АвтоВАЗ стоит похвалить: собственные решения сильно дороже уже готовых и, если речь идёт об отечественных машинах, не всегда отличаются надёжностью в работе. Правда, очень быстро продажи этих автомобилей повергли завод в шок — дилеры постоянно заказывали по 20−30 автомобилей сверх квоты, потому что люди, уставшие от постоянной работы с вазовской механикой, охотно пересаживались на удобные четырёхдиапазонные автоматы японской фирмы JATCO.
Когда результаты продаж машин с АКПП дошли до головного офиса, стало очевидно, что на автоматы нужно переводить практически весь модельный ряд. В итоге автомобили Granta с видами кузова хетчбэк, лифтбэк и универсал получили не только вменяемые силовые агрегаты, но и удобные коробки передач, которые не ломаются. Единственной "палочной" моделью (на удивление) осталась модель Lada Kalina Cross, производство которой началось ещё в 2014 году. Если она не получит весь спектр автоматических трансмиссий в ближайшем будущем, то, скорее всего, её либо сразу снимут с производства, либо сделают это в ближайшие пару лет.
Плоды трудолюбия и большой вопрос
Фото © ТАСС / Андрей Холмов
Вообще, надо отдать должное топ-менеджменту АвтоВАЗа. Долгие годы стагнации завода показали, что нужно адаптироваться под рынок либо откатиться в сторону и лечь медленно умирать. Альянс с Renault-Nissan принёс свои плоды. Выход на рынок принципиально новой для тольяттинского завода линейки автомобилей X-RAY и Vesta показал, что фанаты отечественного автопрома охотно покупают более дешёвые, но почти равноценные импортным автомобили.
Единственный вопрос относительно моделей Vesta и X-RAY появился в тот момент, когда на новые автомобили стали предлагать роботизированную коробку передач, от которой все вменяемые автопроизводители давно отказались. Стоит напомнить, что конструктивно любой робот — это та же механическая КПП. Вместо левой ноги водителя всю работу в ней делает автоматика, а электроника анализирует обороты двигателя и текущую скорость и вовремя "подтыкает" нужную передачу.
Справедливости ради стоит заметить, что плевались от езды на роботе только те водители, которые с самого начала не понимали, как всё работает. Коробки с индексом АМТ работают точно так же, как и механические, и ездить на них в режиме автомата нельзя. Если постоянно давить педаль газа в пол и забывать сбрасывать обороты, робот будет пинаться и дёргаться, а сцепление на такой машине износится к 20 тыс. пробега. Ремонт сцепления в роботах — удовольствие не из дешёвых: снять трансмиссию, заменить сцепление и провести адаптацию.
В роботизированной коробке АМТ АвтоВАЗ реализовал собственные наработки. Тольяттинский робот конструктивно был построен вокруг тросиковой механики 2180 — эта коробка передач устанавливалась на "гранты", "калины" и "приоры" с 16-клапанными моторами. Если робота сломать сразу и насовсем, то покупка нового и его установка взамен старого влетает в 60 тыс. рублей. Бюджетно ли это, если речь идёт об отечественном авто? Вряд ли.
Опыт Toyota, Opel, Peugeot и Ford, владельцы которых в своё время сильно пострадали от моды на роботов, тольяттинских инженеров, видимо, ничему не научил.
На чужие грабли
Свежие комментарии