На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

4КОЛЕСА

68 504 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    Аноним под кличкой "4КОЛЕСА",с какой целью, ты засранец, ведёшь этот курс для ублюдков за рулём?Если ты,ублюдок, под ...Вопросы от инспек...
  • Walery
    Ерунда... в соседней национальной республике Казахстан даже нормы конституции власть не исполняют... Будет водитель у...Статьи закона, ко...
  • Дмитрий Гурин
    Отвечать надо по стандартам 90-х: "А с какой целью интересуетесь"...... и по существу и по еврейски. Обычно у инспект...Вопросы от инспек...

Запрещено все, что не разрешено: как живется автомобилисту в Швеции

В России многие хотели бы жить, как в Европе. При этом часто россияне имеют слабое представление о том, как устроена жизнь в стране, с которой хотят брать пример. Постараемся исправить это и расскажем о том, чем живет среднестатистический автомобилист в Стокгольме.

Зачем ехать в Швецию на авто?

Если вы едете в одиночестве или парой, то выгода не слишком очевидна. Но если вас целая семья или компания друзей из четырех-пяти человек, то путешествие на своей машине не кажется таким уж расточительством. Особенно если знать цены на местный общественный транспорт.

Примерно 1 300 рублей в день (в пересчете со шведских крон) стоит дневной билет на все виды ОТ, включая пригородные поезда. Недельный билет – это чуть более 3 000 руб., а месячный – чуть более 10 000 руб. Жилье в центре Стокгольма при этом тоже будет достаточно дорогим, и размещение в пригороде станет неплохой экономией без потери в комфорте. Тем более что шведская природа так хороша, что ограничивать себя рамками города неразумно. В целом, поездка на машине и организация тура с умом дает возможность получить комплексные впечатления от Швеции, не сильно переплачивая.

 
Depositphotos_2442348_original.jpg
  

Дорога

Чем хорошо путешествие из Санкт-Петербурга в Стокгольм, так это тем, что праздник начинается уже в дороге. Да, конечно, для начала вас ждет 300-километровый перегон до Хельсинки, но если грамотно выбрать время поездки, то очередей на границе не будет, а дорога в основном ровная и комфортная. Особенно – в Финляндии. Российская «Скандинавия» ощутимо хуже, потому как узкая и извилистая. Но в целом, если никуда не торопиться, выставить на круиз-контроле комфортную скорость «90» и включить аудиокнингу, то неудобств вы не ощутите.

Паром Viking Line из Хельсинки в Стокгольм отправляется в 5 вечера, поэтому если выбраться из Санкт-Петербурга с утра, то останется время погулять по финской столице. Отправление – прямо из самого центра, с живописной набережной, а приезжать стоит, конечно же, заранее. Небольшая очередь – и машины уже загружены в трюм. Лично для меня было открытием то, что их никак не фиксируют на палубе – в силу размера судна качка на нем практически нулевая, и достаточно поставить машину на ручник.

 
original-original-imgp0080.png20160203-1033-t6bc5o.png
  

На пароме – бары, рестораны и, конечно же, огромный Duty free с выбором скандинавских товаров. Каждому свое, а мы подметили отличную коллекцию сортов крафтового пива из Швеции и Аландских островов. Включая, скажем, почти неохмеленный сорт, сваренный по рецепту 19 века. На вкус так себе, но опыт интересный.

 
Depositphotos_92518604_original.jpg
  

Но не стоит усердствовать с алкоголем, если вы за рулем! Ведь при разгрузке парома в Стокгольме первые, кого вы увидите – это вежливые, но строгие полицейские, протягивающие вам трубочку алкотестера. Что происходит с теми, кто не проходит тест, я спросить постеснялся. Уверен, что ничего хорошего.

 
 
 
 

Автопарк

Думаю, вас не удивит тот факт, что в Швеции очень много Volvo. Как правило – вполне современных, 2000-х годов: S60 и S80 обоих поколений, вся линейка кроссоверов, малыши C30… Ожидаемо больше, чем в России, практичных и солидных бизнес-универсалов V70. «Чемоданов» из 80-х и 90-х в окрестностях столицы практически не наблюдалось – есть подозрение, что их гораздо больше в дальней провинции, но мы туда не добрались.

 
 
 
 
 

Практически нет Саабов, хотя еще 12 лет назад в Стокгольме едва ли не на каждом углу стояли старенькие, но ухоженные классические 900-ки. Теперь тут не встретишь не то что «классику», но даже 900 второго поколения или 9000. Пожалуй, что в Санкт-Петербурге они встречаются в потоке куда чаще. Относительно свежие 9-3 и 9-5 попадаются регулярно, но в целом Saab в родной Швеции уже практически «ушедшая натура».

По остальным маркам ситуация вполне типичная для Европы. «Немцы», «французы», «итальянцы»... Ощутимо меньше, чем в той же Франции, заметны следы азиатской экспансии – и японские, и корейские машины в Стокгольме увидишь нечасто.

Дороги

Впечатления от организации дорожного движения в шведской столице остались двойственные. Местным жителям, хорошо знакомым с реалиями, тут наверняка весьма комфортно. Водителю оставляют минимум пространства для самостоятельной трактовки дорожной обстановки: для поворотов налево обычно есть выделенные полосы, все идеально размечено, отмечено знаками, в изобилии имеются эстакады, мосты, тоннели и развязки… Но новичку выживать в этих условиях непросто.

 
Depositphotos_92518606_original.jpg
 
 

Допустим, привыкнуть к упорядоченности движения можно, и со временем это начинает нравиться. Но вот постоянный ремонт дорог в центре города – это беда. Дороги содержатся в идеальном порядке, а транспортная система непрерывно совершенствуется. Поэтому даже зимой несколько важных дорог в Стокгольме были перекрыты. Гугл-навигатор, разумеется, об этом не имел ни малейшего представления и сходил с ума, прокладывая маршруты объезда. Вывод прост: для езды в Стокгольме остро необходима качественная платная навигация с постоянным доступом в Интернет через сим-карту местного оператора. Правда, даже они, по отзывам обитателей шведской столицы, бывают не в курсе внезапных перекрытий. Вероятно, наилучшим вариантом будет два или более навигатора с разными программами – благо смартфон сейчас есть у каждого.

Мы же, не озаботившись навигацией, поначалу совершенно запутались, а выручил нас… русскоязычный таксист. Заметив грустно моргающий "аварийкой" автомобиль с питерскими номерами, он остановился рядом и помог быстро разобраться, куда ехать. Примечательно, что шофер, судя по внешности и акценту, был то ли азербайджанцем, то ли турком. Но при этом – безукоризненно вежливым, опрятным и доброжелательным. Что ж, как видите, мигранты бывают очень разными.

В Швеции есть платные дороги. В частности, платить нужно за въезд в стокгольмский центр. Система оплаты – удобная. Заводишь аккаунт на сайте, вводишь номер машины и номер банковской карты… Деньги за каждый въезд списываются автоматически.

 
Depositphotos_7239215_original.jpg
  

Правда, судя по всему, российские номера система читать не умеет – во всяком случае, денег с моей карты так и не списали. Аборигены подтверждают: система относительно новая, и работает так себе. То, что не читает наши номера – еще полбеды. Больше неприятностей доставляют финны – если буквенно-цифровая комбинация номера финского водителя совпадает со шведским и отличается только «регионом» (FIN вместо S), то квитанция может прийти шведу. Такая вот несправедливость.

Про уборку улиц от снега, к сожалению, сказать можно мало чего, потому что во время нашего пребывания в Швеции снег почти не шел, и температура была околонулевой. Правда, по отзывам местных, основные дороги шведы предпочитают поливать реагентами. Гранитная крошка, любимая финнами, используется только на маленьких дорожках в поселках. Центр Стокгольма обычно очищен до асфальта, в отличие от Хельсинки с его укатанным снегом. Все это отражается на состоянии машин – в Швеции они в среднем гораздо грязнее, чем в Финляндии.

Нравы

Сказать про шведский водительский менталитет, что он «спокойный» – не сказать ничего. Шведы – просто чемпионы по выдержке, и им можно только позавидовать. Прочувствовать полностью это удалось сразу же по прибытии. Попав с парома прямо в центр Стокгольма, неместный водитель неминуемо тупит. Схемы организации движения, как было уже сказано выше, весьма мудреные. Знаки по большей части знакомые, а вот со светофорами вышла заминка.

Подъехав к очередному перекрестку, я увидел привычную российскому глазу дополнительную секцию слева от основного светофора. «Ага, придется подождать, пока она не загорится, чтобы повернуть налево», - подумал я. Но вот зеленый сменился на красный, и снова на зеленый, а дополнительная секция так и осталась темной. За это время сзади скопилась целая очередь – хоть кто-нибудь бы погудел, поморгал или высунулся из окна! Нет, сидят, невозмутимо ждут. Что ж, повернул налево безо всякой секции, и лишь потом от местного жителя узнал, что она вообще предназначена для велосипедистов.

Шведы в среднем кажутся даже еще более уравновешенными, чем их нордические соседи финны. Во всяком случае, в Хельсинки я удостоился и бибиканья, и недовольных размахиваний руками, когда запутался на парковке.

 
original-original-imgp0039.png20160203-1033-v7ai75.png

Впрочем, нельзя сказать, что безгрешны абсолютно все. Доводилось видеть пару лихачей, и даже на больших внедорожниках. На номера специально смотрел – нет-нет, не русские, а самые что ни на есть шведские. Возможно, что за рулем сидели соотечественники – многие иммигранты из России продолжают жить по традициям Родины, покупая дорогущие машины в кредит, едва накопив на минимальный первоначальный взнос.

Если перевести местные зарплаты в рубли по курсу, то получится, что уборщица вполне может рассчитывать на 150 000 рублей после уплаты налогов, а квалифицированный инженер или программист – на 300 000 и более. При всей дороговизне жизни (аренда скромной однушки в 30 км от Стокгольма – 60 000 в месяц) автомобили все же более доступны, чем в России.

Правда, очень высокие налоги на содержание мощных авто часто приводят к совершенно трагикомическим ситуациям. Например, когда семья русских, купив себе Audi A8 и получив первую квитанцию за транспортный налог, приходит в ужас и начинает посменно таксовать (!) после работы, поступив на работу в Uber. А затем приходит в еще больший ужас, когда узнает, сколько нужно заплатить налогов за предпринимательскую деятельность… В самых запущенных случаях роскошные машины по полмесяца стоят во дворе без движения, потому что после оплаты кредитов и налогов не хватает на бензин, но гордость не позволяет избавиться от непосильной покупки.

Парковка

Как и в случае с дорогами, организация парковочного пространства в Стокгольме и окрестностях не оставляет водителю много выбора. В России, как правило, разрешено стоять везде, где это не запрещено. В Швеции – все наоборот. Запрещено оставлять машину везде, где это не разрешено специальными знаками и разметкой.

Стоит ли говорить, что парковка в Стокгольме платная? Правда, она совсем недорогая по местным меркам, в переводе на нашу валюту – около 140 рублей в час. То есть менее одной тысячной достаточно скромной зарплаты. Паркоматы в основной массе принимают банковские карты, что достаточно удобно. Правда, интерфейс на некоторых аппаратах – строго на шведском, а кнопочек много. Пришлось воспользоваться методом научного тыка и, после нескольких бесплодных попыток, получить-таки желаемое. Удобно и то, что можно оплатить не ровный час, а просто внести определенную сумму и получить «некруглое» количество парковочных минут.

 
 
 
 

Отдельная история – с парковкой в жилых районах. К великому счастью самих шведов, их минула печальная участь уплотнительной застройки. В то время как основная масса россиян теснится в гигантских многоэтажных коробках, шведы предпочитают малоэтажное строительство. Народ массово ездит в Стокгольм на работу из предместий, раскиданных в радиусе полусотни километров от центра. Кроме того, автомобилизация в Швеции шла плавно, и наличие одной или нескольких машин в семье стало делом привычным уже лет 30-40 назад. Кстати, тренд последних лет – строительство офисов в пригородах, чтобы разгрузить подъездные магистрали к столице.

Все это позволяет шведам достаточно жестко регламентировать правила парковки. В местечке Туллинге, где мы провели несколько январских дней, по мнению местных жителей, парковочная ситуация близка к катастрофической. Катастрофа по-шведски выглядит так, что все ранее выделенные под машины места в «часы пик» заняты почти на 100%. Местные думают, как бы расширить пространство, чтобы всегда хватало гостям. Идею строительства многоэтажного паркинга уже отвергли – испортится шикарный вид на лес.

При этом никакие «парковочные войны» с драками и «бронированием» мест блокираторами или пустыми коробками в Туллинге невозможны по определению. Пришлый автомобилист не может занять место резидента. Количество мест для владельцев или арендаторов квартир четко рассчитано исходя из числа жильцов, и хотя места не персональные, они отмечены знаком «Аренда». Естественно, места платные. Для дополнительного удобства в домах на первых этажах оборудованы гаражи, используемые частенько для хранения велосипедов, колясок и прочего инвентаря.

Специальные гостевые места имеются: они соответствующим образом обозначены, и также являются платными (тариф значительно меньше, чем в центре Стокгольма). Но не все так плохо! Если ты гость и приехал ненадолго, то первые 24 часа можешь стоять бесплатно на обочине. Если стоишь дольше, то жди штрафную квитанцию примерно на 4 000, если пересчитать в рубли по курсу.

Нарушителей здесь почти нет – шведы давно поняли, что в законопослушном обществе жить значительно проще. Впрочем, среди приезжих встречаются настоящие «беспредельщики». Как вспоминают старожилы, был один автомобилист с праворульной машиной на британских номерах – он нарушал покой обитателей Туллинге в течение трех месяцев. Ставил свой спортивный автомобиль где попало и штрафов не платил. Штрафы уходили куда-то в Британию.

Depositphotos_10537730_original.jpg
  

Полицейские, поняв, что квитанции не действуют, несколько раз обклеивали нарушителя «позорными» желтыми стикерами (почти как наши «стопхамовцы»). Но в конце концов приехал эвакуатор и достаточно варварски затащил машину на платформу лебедкой. Больше нарушителя с Туманного Альбиона в этих краях не видывали.

***

Вместо заключения хочется слегка расстроить наших «зеленых» фантазеров-урбанистов, которые стремятся наладить в российских мегаполисах жизнь «как в Европе». Чтобы жить, как в Европе, желательно для начала купить машину времени, отмотать примерно на период хрущевской оттепели, уже тогда открыть границы, сменить командную экономику на рыночную, впустить западный капитал и начать автомобилизацию населения. Ну а еще – не допустить массовой застройки городских окраин, расселив горожан в малоэтажных пригородах.

С тем же городским ландшафтом, что мы имеем в Москве или Петербурге, жить по-европейски мы не сможем никогда. Даже если в одночасье поменяем свой менталитет на уравновешенный шведский и перестанем нарушать ПДД.

 

Источник

Картина дня

наверх